Предсказания могут измениться к лучшему

Нецах и hод: Угроза ереси

«Отмена изданного указа» (Алтер Ребе, 2)


 Сфирот нецах-победа и hод-великолепие — это армии Б-га — святое Имя Всевышнего в нецахе и hоде — это Цваот-«армии»[1], относится войнам. Известно, что в последние дни своей жизни Алтер Ребе бежал от Наполеона в конце франко-русской войны, и скончался в разгаре побега. Тогда между праведниками того поколения разгорелся большой спор, молиться о том, чтобы победил Наполеон или о том, чтобы победила Россия. Алтер Ребе был против мнения всех праведников, которые хотели победы Наполеона — он был единственным, желавшим его падения.

Есть некоторые предания о том, в чем было разногласие, но сказанное здесь кажется наиболее авторитетным из всей традиции Хабада[2]: написано мудрецами, что до прихода Машиаха царство станет не верящим — вся культура мира будет пропитана ересью. Все праведники поколения согласились с тем, что Наполеон символизирует ересь в мире. Что думали другие цадики (более двух сот лет назад — Хозе из Люблина и еще много других величайших цадиков)? Не стоит больше ждать, кто знает, сколько времени, пока ересь распространится согласно пророчеству мудрецов. Так представляется «золотая возможность» в кавычках: соблюсти указ — если теперь это царство победит и Наполеон будет править всем миром, значит, весь мир стал неверующим. Почему мы молимся, чтобы это произошло? Потому что мы чувствуем, что у нас — праведников поколения -есть смелость противостоять этому -, все они ученики Магида, обладающие достаточной духовной силой, чтобы сражаться и победить ересь. Более того, пусть ересь распространится и весь мир станет «великим еретиком», и у всех нас — у всех праведников поколения — достаточно веры, чтобы выстоять и победить эту ересь. То есть неверие не охватит народ Израиля, помилуй нас Б-г.

Иногда пишут, что Алтер Ребе отреагировал по-другому, но согласно формулировке, которую мы сейчас приводим — Алтер Ребе в принципе не возражал против того, что они сказали. Он ответил им, что, если действительно ересь должна распространиться по всему миру, то в самом деле лучше, чтобы это произошло в тот период, а не через несколько сотен лет, но, говорит им Алтер Ребе, нет никакой уверенности в том, что царство вообще станет еретическим – «(будет) отмена изданного указа»[3].

Ответственность за отмену указа

Здесь есть что-то особенное. Кто сказал, что царство станет еретическим? Мудрецы. Алтер Ребе говорит, что даже если это написано в Гемаре, в Устной Торе, в Мудрецах — это плохой указ, и, как любой плохой указ, он может быть отменен: «возможна отмена указа»[4] (перевод с арамейского). Когда плохой указ отменяется, он, тем не менее, оставляет впечатление или духовно, или (также) физически, но в гораздо меньшем масштабе, чем первоначальный указ – (поэтому) я «иду на это»! Алтер Ребе говорит: я не хочу принимать неверие Наполеона сейчас, потому что даже когда мудрецы сказали, что это произойдет — указ может быть отменен. Здесь есть готовность взвалить на себя большую ​​ответственность.

Давайте на минутку посмотрим: есть все праведники поколения, верящие, что слова мудрецов о неверии, которое в конечном итоге завоюет весь мир, сбудутся, и теперь есть возможность, что это случится, и лучше, чтобы сейчас — лучше Наполеон победит, и мы уже можем сражаться, но кто знает, будет ли в другом поколении кто-то иметь достаточно силы для состязания!? Алтер Ребе говорит, что это «указ будет отменен». Чтобы взять на себя ответственность за такое дело, надо понять, что он сам о себе говорит, что может в принципе отменить указ. Он также добавил, что не говорит, что ничего не будет, но будет не так, как вы думаете.

Не падать духом от тяжелых пророчеств — предсказания могут измениться к лучшему

Не будем подробно останавливаться, но это классический пример пути Ребе, что нет плохих указов — что все, что написано о бедах «пяток» Машиаха, уже было. Я не помню, упоминал ли Ребе об этом в оригинале. Конечно, Ребе также во многом полагался на слова предыдущего Ребе, но в этом ворте есть важный источник — не принимать негативные вещи так, как они написаны, даже если в Зоаре написано, что будет при Гоге и Магоге. Есть разные виды Гогов и Магогов, есть те, кто указывают на один источник, и те, кто указывает на другой, те, кто указывают на Зоар, и те, кто указывают на Гемарот и Мидрашим, но, по какой-то причине, Ребе не двинулся ни на миллиметр от всех этих Гогов и Магогов. Почему? Так написано! Видимо, это исходит из вышеописанного ворта. Опять же, есть много материала для изучения вопроса, но написано, что именно поэтому Алтер Ребе выступил против подхода остального поколения в войне с Наполеоном – если скажете, что весь мир должен стать абсолютным еретиком и что вы справитесь с проблемой, я говорю, что само явление, о котором вы говорите, изменится к лучшему, и не будет так, как вы думаете.

Все действия цадика по аннулированию указов принадлежат нецаху и hоду, как объясняется в другом месте подробно[5] — в нецахе: «Цадик велит и Б-г исполняет», а в hоде: «Б-г постановляет, и Цадик отменяет»[6]. Здесь Алтер Ребе отменяет указ о превращении царства в еретическое. Это история о нецахе и hоде вместе – взгляд относительно войны и прочих черных пророчеств. Алтер Ребе любит пить черный кофе, но у него нет черных пророчеств — «отмена изданного указа».

Основа-йесод: «Возложи на Б-га бремя свое, и Он поддержит тебя»[7]

Основа-йесод — праведник, «праведник же — основание мира»[8], тут есть что-то похожее на предыдущую историю:

Однажды праведники того поколения вместе с общественными деятелями сидели с Алтер Ребе, чтобы обсудить указ, изданный властями в отношении народа Израиля. Они пытались найти выход, как это отменить указ естественным путем. Долго сидели, ломали головы и не находили естественного решения. И тогда сказал Алтер Ребе: «Если нет решения — нечего делать, нужно оставить эту проблему Б-гу». Он сказал, что нужно доверять Святому Благословенному и выполнять написанное: «Возложи на Б-га бремя свое, и Он поддержит тебя». Что значит יכלכלך-«поддержит»? Что он также сделает множество כלים-инструментов. Поиск решения естественным путем — это инструмент для благословения Б-га, но бывает время, когда решений нет, нечего делать, и тогда я не знаю, как сделать כלי-инструмент. О том времени, когда я не могу сделать инструмент (или «сосуд» – другое значение слова כלי), написано: «Возложи на Б-га бремя свое, и Он поддержит тебя» — он и сосуды сделает, и продолжит свет в сосуды, и ничего делать не надо.

«Он никогда не допустит неудачи праведникам»

Кто может так поступать? «Цадик — основа мира» — продолжение стиха: «вовеки не даст праведнику поколебаться». Написано, что праведный Йосеф не должен был предпринимать что-либо естественным образом, ему не нужно было разговаривать с виночерпием, поэтому, когда он поступил так, пытаясь воздействовать на события естественным путем, он был наказан и просидел еще два года в тюрьме[9]. Праведник —  человек, который над миром[10], и нужно уметь перекладывать все на Б-га – чтобы Б-г сделал также сосуд. Хотя, как правило, это не путь каждого — нужно изготавливать сосуды естественным путем, во всех вопросах. Но когда нет — говорит Алтер Ребе — бывают времена, когда каждый должен выполнить: «Возложи на Б-га бремя свое, и Он поддержит тебя», Он сделает тебе сосуды.

Еще раз, это путь истинных праведников: «Он никогда не даст пошатнуться праведникам». Умение переложить на Б-га все — все мое существо (כולי), чтобы я весь положился на Б-га — это черта праведника. Если Алтер Ребе так сказал, то он несомненно это выполнил, и благодаря этому руководству чудо, в котором нуждался народ Израиля, продолжалось. Это свойство «праведника — основания мира» — так он утверждает мир. Здесь есть что-то, что немного похоже на рассказ «Ты знаешь тайны мира» (см. на нашем сайте: https://gal-einai.ru/vospitanie/tajny-mira-alter-rebe/) – таким образом «оставляют» Творцу руководство реальностью. В наших сфирот это продолжение исправления завета от короны-кетера.

Еженедельник Галь Эйнай Нифлаот, Шмот 81, стр. 26-28.

[1] Зоар 3 11, 1. Кеилат Яаков значение «Цваот«.

[2] Сота 9, 15.

[3] Ктубот 3, 2.

[4] Талмуд Бавли.

[5]  Эмуна вемудаут, статья «עיקרי האמונה של פנימיות התורה».

[6] По Таанит 23, 1.

[7] Теилим 55, 23.

[8] Мишлей 10, 25.

[9] Раши, конец главы Вайешев. И в отношении связи между ним и Яаковом (который да приложил усилия) — см. Яhэль Ор на Теилим 40, 5 (стр. 151-152); Рамах отийот, от קד (урок в шабат Матот умасей, 77 год)

[10] В особенности, Алтер Ребе – см. Решимат дварим, раздел Алтер Ребе, отיד .

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.