Баал Шем Тов: принести пользу народу Израиля

Баал Шем Тов пришел в этот мир, чтобы пробудить народ Израиля из обморока

Баал Шем Тов говорил, что душа его пришла в этот мир лишь ради того, чтобы принести пользу народу Израиля. И если бы не было от него пользы для еврейского народа — он не был бы сотворен на свет. И бывает, что человек приходит в мир ради того, чтобы принести пользу Израилю один раз в семьдесят лет, в течение всей своей жизни.

Баал Шем Тов говорил, что душа его пришла в этот мир лишь ради того, чтобы принести пользу народу Израиля. И если бы не было от него пользы для еврейского народа — он не был бы сотворен на свет. И бывает, что человек приходит в мир ради того, чтобы принести пользу Израилю один раз в семьдесят лет, в течение всей своей жизни.

Польза одному еврею или целому народу?

В Йом Йом говорится, что еврейская душа приходит в этот мир на семьдесят-восемьдесят лет ради того, чтобы сделать благое дело одному еврею в материальности и, особенно, в духовности. Когда Баал Шем Тов говорит, что пришел в этот мир, чтобы принести пользу Израилю — ясно, что имеется в виду весь еврейский народ, а не только отдельный человек.

Вопрос, о чем говорит эта добавка в конце? «Бывает, что человек прийдет в мир ради того, чтобы принести пользу Израилю». Имеется ли в виду польза отдельному человеку, или же всему еврейскому народу? Если я помог старушке перейти через дорогу, могу ли я сказать, что я уже исполнил свою миссию, и вся остальная моя жизнь это бонус? Или же я должен сделать какое-то благо всему народу Израиля? 

Баал Шем Тов пришел в этот мир, чтобы пробудить народ Израиля из обморока

Баал Шем Тов говорил, что его душа пришла в этот мир, чтобы пробудить народ Израиля из обморока. Когда человек находится в сильном обмороке, и никакие средства уже не помогают, следует прошептать ему на ухо его собственное имя, и он очнется. В ту эпоху, после погромов Хмельнитчины, когда душа Баал Шем Това пришла в мир, народ Израиля пребывал в коме, в обмороке. Баал Шем Тов, имя которого Исраэль, он сам — это пробуждающий шепот.

Однако Баал Шем Тов начал с того, чтобы помогать отдельным людям. Он побуждал скрытых праведников раскрыться, и учил самых простых евреев. Баал Шем Тов видел в каждом еврее весь народ Израиля, «частное нуждается в общем». В каждом отдельном еврее он видел целый еврейский народ. Он руководил обществом скрытых праведников, и направлял их выходить из лесов, и помогать на деле народу Израиля.

Служение ради исправления собственной души — не есть служение «Во имя Небес»

В Тании говорится, что Б-жественная душа не нуждается в исправлении. Она приходит в этот мир лишь для того, чтобы исправить тело и животную душу (и его долю в мире). Алтер Ребе не приводит того, что говорится во многих святых книгах, что душа возвращается снова и снова в мир, ради того, чтобы исправить пгамим (букв. «повреждения») и грехи предшествующих поколений (мы объясняем в другом месте, почему Аризаль раскрывал людям тайну их гилгуль, а Баал Шем Тов — нет). Алтер Ребе также приводит то, что говорится в писаниях Аризаля, что каждая душа должна возвращаться в этот мир, пока не удостоится исполнить все 613 заповедей Торы.

Основная цель опускания души в мир — исправить тело и животную душу, и исполнить все 613 заповедей. Однако, Алтер Ребе пишет, что если человек ставит целью собственное исправление (как бы мы ни объясняли слово «собственное») — это высшая ступень в служении «не во имя Небес».

В «не во имя Небес» есть несколько ступеней. Самая низкая ступень —  когда человек изучает Тору ради того, чтобы насмехаться над ней. Выше — когда он учится ради материальной выгоды («чтобы тебя называли раввином»). Еще выше стоит изучение ради награды и из страха перед наказанием, чтобы не быть наказанным и/или получить награду в будущем мире.

Самая высокая ступень в «не во имя Небес» — когда он учит Тору ради исправления собственной души. Так Алтер Ребе это называет. Это выше, чем изучать Тору ради награды в будущем мире, но, так или иначе, он все еще занят самим собой, и поэтому это называется «не ради нее».

Что же означает «во имя Небес»? Когда я забываю о себе совершенно, ради того, чтобы исправить мир и помочь другому.

Различие между Хабад и Бреслав

В этом состоит основное различие между подходом Хабад и подходом Бреслав. В хасидут Бреслав, несмотря на то, что занимаются распространением еврейства, занимаются этим в основном ради личного исправления (отсюда акцент на тикун клали, исправить пгам а-брит (=повреждение «знака святого завета»). Но в Хабаде, основное  — это выйти из себя, понять, какую пользу я могу принести своему народу. Что касается тикун а-брит, Ребе Рашаб объяснил, что основа исправления — это глубокое изучение хасидизма.

Ребе: новая душа, коллективная душа, душа из Ацилут

Каждый Ребе, это, как минимум, три вещи: новая душа, коллективная душа, душа из Ацилут. «Новая душа» означает душа, которая впервые приходит в этот мир. Ей нечего исправлять из прежних гилгулим. Ради чего такая душа приходит в мир? — Ради народа Израиля.

Со стороны того, что Ребе это «общая» (или «коллективная») душа — он стремится принести пользу всему народу (как в материальности, так, и особенно, в духовности).

И со стороны того, что Ребе — это душа из мира Ацилут — он передает всем ощущение самоустранения перед Б-жественностью, «нет ничего кроме Него».

Исправить себя ради другого

Когда праведник рассказывает нам о себе, это не просто красивая история. Это должно научить нас чему-то в служении Вс-вышнему. Когда рабби Нахман рассказывал о своих великих достижениях в служении Вс-вышнему — он сказал, что каждый способен стать таким, как он. Многие спорили с ним, и говорили, что не каждый способен быть праведником, но так он сказал.

Баал Шем Тов говорит, что пришел в мир, ради того, чтобы принести пользу всему народу Израиля. И каждый еврей приходит в этот мир, чтобы сделать какое-то доброе дело хотя бы еще одному еврею. Мы должны выучить что-то как из того, что он сказал относительно каждого еврея (и как говорится от его имени в Йом Йом), так и из того, что он сказал о самом себе.

Здесь говорится нечто удивительное. Это связано с тем, что Ребе сказал, что каждый должен стать Адмор (Ребе). Как правило, объясняется, что душа опускается в тело ради того, чтобы исправить повреждения предшествующих реинкарнаций. Но Баал Шем Тов, фактически говорит здесь, что ты создан только для того, чтобы принести пользу всему еврейскому народу.

Нужно ли заниматься само-исправлением?

(Вопрос: означает ли это, что не нужно заниматься само-исправлением?)

— Ясно, что для того, чтобы помочь кому-либо еще, я должен сначала исправить это в себе. Можно задать вопрос: сказано «исправь себя, и потом исправляй других». Как же я тогда могу воздействовать на кого-либо еще, если я сам еще не исправил себя? Ведь я еще далеко не цадик?

Сегодня это основа основ психотерапии. Это принято также в современной светской психотерапии (основателем которой был один еврей) — что каждый терапевт должен пройти через психоанализ, чтобы лечить другого человека. Каждый, кто хочет заниматься психотерапией — одно из первых условий, что он должен сам пройти точно такую же терапию.  Без этого он не способен лечить другого.

То же самое можно сказать здесь. Само-исправление — это подготовка, чтобы быть способным помочь другому. Я должен работать и исправлять себя самого, но не ради себя, а ради того, чтобы быть способным помочь другому еврею.

(Вопрос: само-исправление — это «из того, чтобы учить «не во имя Небес», прийдет к тому, чтобы учить «во имя Небес»?)

Рав: я не уверен, что это так. Нет необходимости возвращаться назад, в служение «не во имя Небес» (даже на самой высокой его ступени). Вся работа над собой совершается как бы «сама собой». Когда занимаются «исправь себя» в качестве подготовки к «исправь других» — это изначально «во имя Небес».

Принести пользу народу Израиля

Есть две ступени.

Есть праведники — как Баал Шем Тов, «новые души», которые пришли в мир чистыми, и поэтому, все их служение только для того, чтобы принести пользу народу Израиля (также про Баал Шем Това, кроме того, что он был «новой душой», говорится, что в его душе были «составляющие» различных предшествующих душ — душа царя Давида, рабби Саадии гаона, скрытого праведника из Цфата… Но он более всего идентифицировал себя с тем, что он — новая душа, и так он учил всех, раскрывать в себе измерение новой души, и поэтому он не раскрывал людям тайну их предшествующих гилгулим).

И есть мы. Несмотря на то, что мы не обладаем по-настоящему «новыми душами», и нам есть много чего исправлять из предшествующих реинкарнаций — мы должны чувствовать себя, что мы пришли в этот мир только ради народа Израиля, ощущение, приходящее со стороны «и народ твой все праведники».

Можно сказать иначе. Поскольку я чувствую про себя, что мне уже ничего не поможет (מקרה אבוד = משיח), я не способен исправить себя по-настоящему, по крайней мере, я хотя бы сделаю что-то ради другого еврея, и на благо своего народа…

Можно найти намек на это в слове תולעת. Из слова תולעת, «червь», «А я червь, а не человек, позор человеческий, и презираем народом», другими словами, именно из осознания, насколько я низко пал, я направляю свои дела на пользу (תועלת) народу Израиля.

 


Из урока 15 хешвана 5778 года, суббота гл. Вайера, Кфар Хабад

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.