Дарование Торы — тайна «сделаем и поймем»

Дарование Торы - шанс, который дается раз в поколение

Перед приходом Мошиаха придет поколение, у которого будет сначала поймем, а потом сделаем. Они сначала должны будут услышать, услышать какой-то ворт, какую-то идею, которая пробудит в них веру, зажжет в них их еврейскую искру, и только после этого они смогут исполнить.

Мы находимся сейчас в канун праздника Шавуот, канун праздника Дарования Торы. Завтра  пятидесятый день счета омера, день, когда Израиль получил Тору. Сегодня, за один до дарования Торы, это день, когда сыны Израиля приняли на себя наасэ венишма («сделаем и поймем»).

Когда сыны Израиля сказали «сделаем» раньше, чем «поймем», пришли ангелы служения, и возложили каждому еврею на голову две короны — одну за «сделаем», и одну за «поймем».

Если бы сыны Израиля не сказали бы сначала сделаем, а потом поймем, они бы не получили ни одной короны. То, что они получили две короны — это потому, что они сказали сначала сделаем, раньше, чем поймем.

Пятидесятый день — это «пятидесятые врата», аспект, который совершенно выше постижения.  49 день — еще есть какое-то постижение.

Шанс, который дается раз в поколение

За то, что сыны Израиля сказали сделаем раньше, чем поймем, народы мира обозвали их «поспешной нацией, которая говорит раньше, чем слышит». «Вы поспешная нация», говорят народы мира, «вы приняли на себя исполнять Тору раньше, чем услышали, о чем идет речь! И вы остаетесь такими по сей день!»

Народы мира хотели осмеять евреев, что они слишком поспешны («ама пзиза»), и это не есть хорошо. Однако, можно объяснить это в позитивную сторону.

Есть несколько сортов золота, и самый высший сорт, золото самой высшей пробы, называется на иврите паз. Выражение ама пзиза («поспешный народ») — напоминает слово паз.

Есть такое выражение на иврите, הזדמנות פז, букв. «золотая возможность», шанс, который дается раз в жизни сделать что-то, подняться и продвинуться в разного рода делах. Как пробудить в душе эту способность? Когда говорят «сделаем», раньше, чем «поймем», пробуждают в душе эту способность «поймать момент»[1].

В этом вся суть еврейского народа — идти на мсирут нефеш[2], сначала сделаем, потом поймем, сначала делают, потом понимают, для чего.

Что выше, изучение или действие?

Есть спор мудрецов в отношении сделаем и поймем. Что выше, изучение или действие? Рабби Акива говорит: «изучение выше». Рабби Тарфон говорит: «исполнение выше». Если действие выше — то следует сказать сделаем раньше, чем поймем. Если изучение выше — то поймем предшествует сделаем.

Мудрецы говорят — велико значение изучения, ибо оно приводит к действию. Т.е., действие важнее, но для того, чтобы знать, что делать — нужно сначала учиться.

Это сейчас. Но в будущем сказано, что действие важнее. Сейчас следует учиться для того, чтобы делать. А в будущем будут знать, что делать без того, чтобы учиться. Будет ясно и понятно, что нужно поступать так-то и так-то, без того, чтобы нужно было учиться.

(Вопрос: эта идея, что будут знать, что делать, без того, чтобы учиться — это уже начинается сейчас, перед геула?)

Да. Уже сейчас, близко к приходу Мошиаха, это начинает раскрываться, особенно в Эрец Исраэль[3].

Перед приходом Мошиаха будет поколение, у которого будет сначала поймем, а потом сделаем

Есть ворт одного из самых больших хасидов, рабби Айзика из Гомеля, он говорит, что придет поколение, у которого это будет наоборот, сначала поймем, а потом сделаем. Они сначала должны будут услышать, услышать какой-то ворт, какую-то идею, которая пробудит в них веру, зажжет в них их еврейскую искру, и только после этого они смогут исполнить. Это связано с нами, с нашим поколением.

Да будет воля Вс-вышнего, чтобы каждый нашел свою долю в Торе, «и дай нам нашу долю в Торе», как Ребе благословляет «получить Тору в радости и в пнимиют[4]». У Торы семьдесят лиц, и каждый должен найти то лицо в Торе, ту часть в Торе, которая обращена лично к нему. Как найти это лицо, обращенное к тебе? Посредством того, что ставят «сделаем» раньше чем «поймем», наасэ раньше, чем нишма.

 


[1] Рав говорит во многих своих уроках, что неожиданные возможности, неожиданные ситуации, это проявление РАДЛО, высшей точки души, сущности души. Самые неожиданные вещи — они же самые высокие. Поэтому Мошиах, аспект РаДЛО, аспект йехида, придет неожиданно.

[2] Самопожертвование. В нашем поколении, Ребе говорит, достаточно «мсирут рацон», достаточно «отдать свою волю», не нужно отдавать жизнь.

[3] Рав говорит о раскрытии интуиции, особенно в Эрец Исраэль, особенно в последних поколениях.

[4] Пнимиют означает глубина, и означает также лицо. Другими словами, здесь двойное благословение. Постичь глубину Торы, и раскрыть лицо Торы

Источник שיעור ש"פ במדבר ע"ח עבור הרוסים

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.