Ифтах — сын блудницы, глава поколения

Рав Ицхак Гинзбург, суббота гл. Хукат 5778, Кфар Хабад

Хазаль говорят, что «Ифтах в своем поколении как Моше в своем поколении, и как Шмуэль в своем поколении». Ифтах не был мудрецом Торы или праведником, он был простым человеком, сыном блудницы, и многие отдалились от него. Но им нужен был военачальник, чтобы воевать с Амоном, и нашли его, и он стал главой того поколения.

В прошлом поколении, когда создали государство, старики говорили молодому поколению, «мы – поколение Ифтаха, а вы – поколение Шмуэля». Они имели в виду, что Ифтах был простой человек, но умел вести войну и побеждать, и действительно, он называется главой поколения. И так же и Бен Гуриону пели «Давид Мелех Исраэль хай векаям».

Поколение Ифтаха и поколение Шмуэля

Хазаль говорят, что «Ифтах[1] в своем поколении как Моше в своем поколении, и как Шмуэль в своем поколении». Для чего это нужно подчеркивать? Ифтах не был мудрецом Торы или праведником, он был простым человеком, сыном блудницы, и многие отдалились от него. Им нужен был военачальник, чтобы воевать с Амоном, и нашли его, и он стал главой того поколения.

В прошлом поколении, когда создали государство, старики говорили молодому поколению, «мы – поколение Ифтаха, а вы – поколение Шмуэля». Они имели в виду, что Ифтах был простой человек, но умел вести войну и побеждать, и действительно, он называется главой поколения. И так же и Бен Гуриону пели «Давид Мелех Исраэль хай векаям[2]».

(вопрос: но ведь был же Ребе Раяц, который был главой поколения?)

Во времена Ифтаха тоже был Пинхас, который был главой поколения, и тем не менее, «Ифтах в своем поколении как Моше в своем, и как Шмуэль в своем».

Ифтах — простолюдин, историк и патриот

Перед тем, как выйти на войну с сынами Амона, Ифтах написал исторический свиток — история еврейского народа на протяжении трехсот лет, где он перечисляет все, что пережил еврейский народ, и как Вс-вышний спас его на протяжении всех этих поколений. Там есть такие детали, которые даже не записаны в Торе, какие-то факты, которые он знал из устной традиции. Мы не находим ничего подобного во всей истории в Танахе, мы видим, что он был серьезный историк.

Также те, кто создали здесь государство – были такие же. Этот свиток он посылает царю Амона, и тем не менее, тот выходит на войну. В этом свитке он упоминает историю, описанную в нашей главе, то, что Раши упоминает, «и послал Исраэль посланников». Когда он выходит на войну, он берет на себя обет, что если Вс-вышний даст ему победу в войне, он принесет в жертву первого, кто выйдет ему навстречу из его дома.

Это обет ам-аареца (простолюдина), и тем не менее, Вс-вышний слушает его, этого человека, который готов пожертвовать всем, что у него есть, и дает ему победу в войне. Трагический конец этой истории –его дочь выходит ему навстречу, и он приносит ее в жертву Б-гу.

В Танахе не упоминается, как ее звали, говорится только «дочь Ифтаха». Какую гиматрию имеет выражение «дочь Ифтаха»? 900. Тайна еврейского сердца[3].

Таким образом, есть отец, Гилад, и есть Ифтах, его сын, и есть его дочь. Все они нуждаются в тикун[4].

Тикун дочери Ифтаха

Какой тикун был у дочери Ифтаха?

Расскажем историю, тоже связанную с нашей недельной главой, про Магида[5] из Кожниц. Рабби Исраэль из Кожниц был одним из учеников Магида, и он был одним из трех праведников, которые поддерживали победу Наполеона в войне против России, вопреки мнению Старого Ребе. Были трое: Магид из Кожниц, Провидец из Люблин, и ? И когда Старый Ребе протрубил в шофар в Рош аШана, сказано именно про рабби Исраэль Из Кожниц, что он уже знал, что Старый Ребе протрубил в шофар, это не говорится ни про Провидца, ни про….

Дочь Магида из Кожниц – праведница и мудрец Торы

Так или иначе, у него была дочь, она была большой праведницей и мудрецом, звали ее Перл, она много училась, одевала цицит под одеждой, и во время молитвы она облачалась в талит и повязывала гартл.

Она вышла замуж, и, не дай Б-г, каждый раз, когда она должна была родить, ребенок умирал. Она поехала к рабби Элимелеху, и он благословил ее, что у нее будет сын, и у нее родился сын, и назвали его Моше. Также сына рабби Исраэля из Кожниц, который продолжил его династию, звали Моше. Это был праведный ребенок, и, когда ему было семь лет, его дел, рабби Исраэль, сделал «тиш» (праздничное застолье) в субботу, когда читают главу Хукат, и внук поднялся на стол, и начал говорить собственные слова Торы. Он объяснил и оправдал, почему Моше ударил по скале, а не говорил с ней. Он закончил говорить, слез со стола, и сказал своей маме, что скоро умрет, и не нужно молиться за него, ибо это уже решено Свыше. И действительно, через несколько дней он умер.

Его мама была в большом горе от этого, и она пошла к своему отцу, отец сказал ей, что он был реинкарнацией души Моше рабейну, и он пришел в мир только для того, чтобы сказать эти слова Торы, в которых он оправдывает Моше, почему он ударил по скале, и тем самым он завершил свой тикун и умер. И он сказал, что если бы она знала, где ее сын находится сейчас на Небесах, и какая там есть радость – она бы не огорчалась.

«Мой брат, Моше рабейну»

После этого она снова пошла к рабби Элимелеху просить благословение на детей. И он сказал ей, что причина, почему она не может родить детей, которые бы выжили – это потому, что она слишком духовна, и во время зачатия она находится в высших мирах, и для того, чтобы родить детей, она должна опуститься в материальность. Что делать? Он сказал ей, чтобы она начала одевать модную одежду.

Она купила красное платье, с 11 застежками из серебра, и прошлась так несколько раз по улице, пока не начали говорить о ней, что она «испортилась». И тогда она забеременела, и за один день до родов она увидела сон, что она находится в том небесном чертоге в Ган Эйден[6], где находится ее сын, и она хочет обнять его, а он говорит, что это невозможно, но у нее родится сын.

И действительно, на следующий день у нее родился сын, и она назвала его Хаим Меир Йехиель, дала ему три имени, чтобы он выжил. И он вырос, и это Сараф, он считался величайшим праведником Польши того времени, и когда он вспоминал своего брата, он говори «мой брат, Моше рабейну», так он говорил о нем, хотя никогда не видел его. Так или иначе, эта дочь, Перл – это тикун дочери Ифтаха, а ее сын – это тикун Моше рабейну, он исправил то, что говорится в главе Хукат[7].


* Неотредактированная запись слушателей (рав говорил в субботу, записал по памяти Элиэзер Мизрахи)

[1] Афтара на главу Хукат

[2] «Давид, Царь Израиля, жив»

[3] Буква «ламед», с которой начинается слово לב («сердце») имеет числовое значение 30

[4] Исправление

[5] Проповедник

[6] Райский сад

[7] Исправил то, что Моше ударил по скале

Вам также могут понравиться
1 Комментарий
  1. Адасса говорит

    Очень интересная статья. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.