Введение к серии статей о «четвертой революции»

В последние годы рав Ицхак Гинзбург обучает о четырех больших «революциях» в учении Талмуда: запись устной Торы, взимание оплаты за обучение Торе, обучение Торе женщин и обучение Торе народов мира, причем мы находимся в разгаре третьей революции и начале четвертой революции

В процессе четвертой революции мы все больше и больше движемся в направлении будущего, касаясь сути отношений с народами мира. С одной стороны, Тора была дана только Израилю, а Акт дарования Торы — это кульминация разделения между Израилем и народами и важнейшая основа всех основ письменной Торы, которые многократно упоминаются мудрецами, как «ришоним«, так и «ахроним«, в порядке молитв, и т. д. и т.п. — «Который избрал нас из всех народов и дал нам Тору», «И вы [лишь] будете царством священников и народом святым». С другой стороны, ясно, что есть в Торе сторона, относящаяся ко всем нациям, конечная цель которой — «установить мир в царстве Ша-дай и всякая плоть будет взывать к Твоему имени», а мессианское предназначение касается изучения справедливости и знания о Б-ге для всего человечества (как написано в «Пророках» и у Рамбама). Исправление человечества связано с принятием истины Торы, как правильного соблюдения семи заповедей Ноаха, так и полного обращения, и присоединения к народу Израиля — безусловно, это влияет на обучение неевреев Торе.

Краткое изложение, которое следует ниже: существует ограничение в обучении Торе неевреев, и следует понимать основу запрета и его причину. С другой стороны, безусловно, допустимо и даже мицва учить неевреев семи заповедям и вообще показывать им истину Торы. Более того, и главное: есть мицва и большая важность в том, чтобы приблизить и сделать гиюр (полный гиюр праведному геру, называемому гер-цедек) достойным этого и с этой целью можно обучать их Торе.

Основные источники у мудрецов

Начнем с основных источников. В Гмаре Бава Кама[1], Синhедрион[2] и идолопоклонство[3] сказано: «Рабби Меир говорил, откуда… что даже нееврей, занимающийся Торой, ведь он похож на первосвященника? Как сказано: «что сотворит человек и будет жить среди них» — о священниках, левитах и израильтянах не сказано иначе, чем » человек «». Хотя Гмара (Бава Кама и идолопоклонство) толкует слова рабби Меира «не получают за это вознаграждение как обязанные изучать Тору, а как необязанные ее изучать».

И в Синhедрион: «Сказал рабби Йоханан: нееврей, который занимается изучением Торы, обязан умереть, как сказано: «Тора заповедал нам Моше, наследие» нам наследие, а не им. Им засчитывается (изучение) относительно семи заповедей! Наследие (мораша) – похоже по звучанию на меораса (помолвленная) – ей полагается в случае нарушения союза наказание скила (побиение камнями). А Гмара спрашивает относительно высказывания рабби Меира: «Даже нееврей, который занимается Торой, является первосвященником»! И объясняет: «Там речь идет о семи мицвот», а Раши интерпретирует «имеют дело с Законами этих семи заповедей, чтобы хорошо разбираться в них».

И в Хагига[4]: «сказал рабби Ами не передают никаких слов Торы нееврею, как сказано: » [говорит свои слова Яакову, уставы и законы Израилю[ не делали этого ни одному нееврею и законы не знали.» И так далее сказано в Мидраше об этих стихах, что Б-г сохраняет Тору и не дает никому, кроме Израиля[5].

Ограда Запрета обновления религии — согласно Рамбаму

Основная дискуссия в Ãлахе заключается в том, что, по словам «великого орла» —  Рамбама[6] – в особенности, потому что большинство таких авторитетов, как Тур и Шулхан арух, не занимались этой Ãлахой (поскольку законы семи заповедей вообще не входили в Шулхан арух). Начнем с Ãлахот Млахим (8, 10): » Моше Рабейну не передал  Тору и мицвот никому другому, кроме Израиля, как сказано «наследие общины Яакова», и к любому, кто хочет принять гиюр из других народов, как сказано «как вам, как герам», но тот, кто не хочет, того не заставляют принимать Тору и мицвот. И также заповедовал Моше Рабейну по приказу Свыше заставить всех людей в мире получать заповеди, которые были заповеданы сыновьям Ноаха, и любой, кто не получит, будет убит, и согласившийся принять их будет называться гер тошав («проживающий гер») повсюду … «. Речь здесь идет не об изучении Торы, а общей принадлежности к «Торе и мицвот», но между ними есть связь, и Кесеф мишне приводит в качестве источника к Рамбаму слова рабби Йоханана в Синhедрин (то есть, слова рабби Йоханана доказывают, что «Тора заповедована нам» означает, что она не включает неевреев). А в главе 9 (пункт 10) Рамбам пишет, что нееврей, который занимался Торой, должен умереть, а не заниматься ничем, кроме как своими семью заповедями. И нееврей, который соблюдал шабат, даже если делал это в будничный день, превратив его для себя в шабат, должен умереть, и нет необходимости говорить, если он назначил для себя праздник. В целом, они не позволяют ему обновлять религию и делать мицвот по своему усмотрению, или он будет гер цедек (праведный гер) и примет на себя все мацвот, и он будет соблюдать Тору и не будет прибавлять или убавлять. И если он занимался Торой или соблюдал шабат, или придумал что-то новое, наказывают его, и сообщают ему, что он должен умереть за это, но он не будет убит». Поэтому Рамбам установил Ãлаху на слова рабби Йоханана, но он объясняет, что «должен умереть», означает не смерть по суду, а только то, что ему сообщают о серьезности этого. Хотя слова рабби Ами «не передают слова Торы нееврею» не приводит Рамбам в толковании (и ахроним обсуждали это и здесь не место для подробного обсуждения).

И из слов Рамбама становится понятным, что запрет нееврею заниматься Торой связан с «обновлением религии», и это также является причиной закона «нееврей, соблюдавший шабат» по его мнению (и в Гмаре это два смежные высказывания «сказал Рейш Лакиш: нееврей, что соблюдал шабат, должен умереть … сказал рабби Йоханан: нееврей, занимавшийся Торой, должен умереть»). И хотя Гмара сближает нееврея, который имел дело с Торой, с запретом грабежа и разврата, Рамбам приходит к выводу, что это не совсем в размерах грабежа и разврата, как написал Кесеф мишне и поэтому не был убит, потому что это «асмахтот беальма»[7]. Более того, ясно, что уподобление грабежу и инцесту, похоже, не означает, тот факт, что занимающийся Торой нееврей подобен грабителю и развратнику. Пока Тора остается какая есть и не извращается, нееврей, который изучает Тору такой, какой она была нам сообщена, какая она есть на самом деле, в этом нет недостатка (он не грабит и не берет ее себе). Проблема тогда, когда нееврей искажает Тору, превращает ее во что-то другое, и это напоминает грабеж и инцест — особенно в основном искажении, когда он пытается отобрать у нас Тору и отрицать особый статус еврейского народа.[8]

Ответ Рамбама

И вот ответ Рамбама (переведенный с арабского)[9]: «Вопрос в высказывании рабби Йоханана: нееврей, занимающийся Торой, должен умереть, является ли это Ãлахой, и обязан ли каждый еврей воздерживаться от его (обучения) мицвот, кроме семи заповедей или нет? Ответ: это несомненно Ãлаха. И когда «рука Израиль сильна…» (имеется в виду политический статус Израиля – прим. перевод.), его не обучают Торе, пока не пройдет гиюр. Но не будет убит, если занимался Торой, как сказано, «должен умереть», но не сказано: «будет убит», как сказано о семи мицвот сыновей Ноаха: «будет убит». И допустимо обучать заповедям христиан и приближать к нашей религии и не допускать ничего подобного по отношению к мусульманам, согласно тому, что известно в их вере, что эта Тора не с небес, и когда узнают что-то из ее записанного, и найдется противник и не будет доказательств того, что они неправы, но это будет истолковано в соответствии с их ложными предвзятыми мнениями и смогут ввести в заблуждение этими утверждениями любого гера или еврея, у которого нет верного понимания, и это будет способствовать разобщенности между евреями и прегрешениям. Но христиане верят в формулировку Торы, что она остается неизменной, и только раскрывает ее лики в утраченной интерпретации и толкуют ее в интерпретациях, которые им известны, и, если они поймут правильную интерпретацию, то могут вернуться (к Б-гу) и даже если не вернутся, когда захотят вернутся, и не будут нам строить из-за этого препятствий и находить в своих писаниях чего-либо отличного от наших».

Таким образом, Рамбам на самом деле разрешает обучать Торе христианам, более того, он пишет, что есть позитивный смысл в том, чтобы обучать их Торе, чтобы «привести их в нашу религию»! Но речь идет именно о христианах, которые верят в нашу Тору (24 книги Танаха), что она с небес (но только добавляют свою «греховную книгу») и есть основание убеждать их, а не мусульман, которые не верят в нашу Тору).

На первый взгляд слова Рамбама в Ãлахот не соответствуют его замечаниям в ответе, поскольку он написал, что занимающийся Торой нееврей должен умереть, и не сделал разделения. Но нужно сказать, что в Ãлахе он написал основной Закон так же, как написано у мудрецов, и определил, что запрет — когда нееврей изучает с намерением обновления религии, и это имеет место, если он учится сам неисправленным образом и выполняет Тору по своему желанию, но, когда мы приходим учить его, и особенно когда он уже признает формулировку Торы, которая в наших руках, что это истина — в этом нет изъяна.

Из замечаний Рамбама мы также узнаем, что основной проблемой обучения Торе неевреям является преткновение, создаваемое ими Израилю! Поэтому нельзя обучать мусульман, которые будут неверно истолковывать, «и вводить в заблуждение каждого гера и еврея, у которого нет верного понимания», в то время как при обучении христиан «мы не встретим подобных затруднений». И хотя в Законах Рамбама написано, что проблема заключается в обновлении религии, следует заметить, это одно и тоже: огромная опасность обновления религии является преткновением для Израиля. И ведь нам заповедано отвечать за неевреев, чтобы они исполняли семь заповедей (как будет объяснено в последующих статьях), это их часть Торы, данная Всевышним через Моше Рабейну, к которой нельзя ни добавлять и ни умалять, и если они обновляют по своему пониманию религию, то это препятствие для нас. И необходимо добавить на внутреннем уровне: роль Израиля заключается в том, чтобы быть своего рода правителем наций, обучая их той части Торы, которая принадлежит им, но, если они обновляют религию это недопустимо, то есть в этом аспект, что мы подчиняемся им (в тайне «под рабством власти»). Порабощаемся их искаженным пониманием, и это также вызывает у нас ослабление ясного понимания, что мы не будем должным образом выполнять Тору и заповеди в радости и достойным образом.

Отредактировано на иврите раввином Йоси Пели. Первая статья из этой серии.

Перевод с еженедельника Веабита, Беhар-Бехукотай, 5780, стр.30-32

Дополнительная информация о наших переводах см. на сайте : http://rabbiginsburgh.ru/

[1] 38, 1.

[2] 58, 1.

[3] 3, 1.

[4] 13, 1.

[5] См. Шмот раба 30, 9. Танхума, глава Мишпатим, 5.

[6] И стоит посмотреть комментарий раввина Рабиновича זצ»ל, который недавно оставил этот мир, в его книге «Яд пшута».

[7] И в Песахим 49, 2: «Учил рабби Хия: каждый занимающийся Торой перед простолюдином, словно овладевает своей невестой перед ним, как сказано: Моше заповедал нам Тору, она наследие (мораша), не называй мораша, а меораса (то есть невеста) – и полагал Рамбам, что толкование от сюда о нееврее, который занимается Торой, в том же стиле».

[8] Как прекрасно объясняется в Шридей эш 2, пункт 55, см. там.

[9] «Вопросы и ответы» Рамбама, издание Блау, 149. И несколько изменений в «Вопросы и ответы Пеэр а-дор, 149 (см. там примечания корректора р. Давида Йосефа шелита). Этот ответ не казался многим авторитетам, обсуждающим проблему, но на него, несомненно, нужно полагаться.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.