Обучение Торе и принятие еврейства

Четвертая революция

В последние годы рав Ицхак Гинзбург обучает обширной теме о четырех больших «революциях» в Законах изучения Торы: запись устной Торы, взимание оплаты за обучение Торы, обучение Торе женщин и обучение Торе народов мира, при чем сегодня мы находимся в середине третьей и первой четвертой революции

Рамбам писал в «Законах о царях» (10, 11): «Нееврей, изучавший Тору, заслуживает смерти; лишь то, что относится к «семи заповедям», они имеют право учить», а когда он имеет дело с семью из его заповедей, «он подобен первосвященнику»[1]. В предыдущих статьях, нам стало понятно, что, согласно Рамбаму, изъян в изучении Торы нееврея заключался в том, что это было связано с «обновлением религии», фальсификации Торы и отрицанием выбора Израиля.

Следует добавить: в период первой революции стало ясно, что главная причина запрета записи устной Торы заключалась в том, чтобы Тора не передавалась неевреям, и чтобы они не стали говорить, что между нами и ними нет никакой разницы, и было установлено, что это было причиной не обучать Тору неевреев[2]. В любом случае, первая революция, чтобы позволить устное написание Торы, приводит к четвертой революции обучать Торе народы мира! Также стало ясно, что первая революция, которая началась с написания Торы на камнях на горе Эйваль на семидесяти языках[3], чтобы все народы мира могли учить ее[4] — это корень четвертой революции распространения Торы народам мира вплоть до осуществления предназначения: «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его чистым), чтобы все призывали имя Б-га, чтобы служили ему единодушно»[5].

Учеба с целью прохождения гиюра

Нееврей, который хочет стать евреем, по-простому, ему не препятствуют изучать Тору, потому что смысл запрета по мнению Рамбама не относится к нему. И так объясняет Мидраш: «гой, проходящий гиюр [то есть, пришедший стать прозелитом], изучающий Тору, ведь он подобен первосвященнику»[6]. И так видно из высказывания Рамбама в Законах царей (8, 10): «Моше Рабейну передал Тору в наследство только народу Израиля «, как сказано: «наследие общины Яакова», и любой, кто хочет перейти в иудаизм из других народов, как сказано, как вы, как прозелит» — означает, что тот, кто немедленно «хочет обратиться», у него есть принадлежность к Торе и само собой может учиться. И более того, пишет Меири: «И так или иначе [это допустимо] если его поиск мудрости достигнет цели совершенства нашей Торы, до тех пор, пока, если найдет ее цельной, он сможет обратится в иудаизм», несмотря на то, что он еще не решил обратиться, а учится, чтобы постичь истину Торы.

Кроме того, в процессе обращения нужно сообщить нееврею некоторые Законы Торы согласно Рамбаму (Законы о запретных совокуплениях 14, 2) «и объявить ему принципы веры, которыми являются единство Творца и запрета идолопоклонства, и расширяют это объяснение. И объявляют ему немного легких заповедей и немного строгих заповедей» – это вещи, уведомление о которых необходимо для гиюра[7], но это означает, что изучение Торы вообще разрешено в это время, и по словам Маhарша: «потому что пришел обратиться в иудаизм, расположен изучать Тору»[8]. И Ребе объясняет это: «потому что сразу после гиюра станет обязан выполнять все заповеди, понятно, что, согласно Торе, ему необходимо изучать Ãлахот, а поэтому есть в его изучении достоинство и престиж Торы[9].

Привлекать геров

Кроме того, представляется допустимым преподавать Тору неевреям, чтобы приблизить их к Торе, чтобы те, кто достоин гиюра, пришли к этому (помимо изучения семи заповедей). Мы также видим из записи Торы на горе Эйваль, как упомянуто выше, и также пишет Рамбам в ответе (который цитируется в первой статье), что можно обучать христиан Торе с целью «привлечения к нашей религии… и, если они правильно растолкуют, они могут вернуться к добру». И Риаз пишет: «Но мне кажется, что Пророков и Священные Писания (сокращенно Нах) можно обучать, когда нееврей видит те утешения, которые сказаны Израилю, и ответы, которые подобает сказать еретикам, то через это он может прилепиться к Торе Моше и Израиля»[10] (на самом деле, в Законе изучения Нах в целом и Письменной Торы кодификаторы разделились в мнениях, но в любом случае мы узнали из его слов, что есть смысл обучать нееврея, чтобы он прилепился к учению Моше).

И это разъясняется согласно принципу, что есть заповедь обращения в еврейство заслуживающих этого! Так толкуется в Гмаре, что после того, как объясняется, что пришедший стать прозелитом подходит для этого, то ему делают немедленно обрезание, поскольку «Промедление в данном случае крайне нежелательно» (перевод примерный – А. К.)[11]. А в Мидраше: «Я тот, кто приблизил Итро и не отдалил его, и даже вы — человек, который приходит к вам, чтобы обратить его в еврейство, приблизьте, а не отдаляйте»[12]. И в Тосфот: «Если они стараются пройти гиюр, нам необходимо их принять»[13]. И видимо, сам гер выполняет заповедь прохождения гиюра[14], и также мы нашли, что он наказывается, если задерживается с прохождением гиюра: «из-за чего геры подвергаются мукам? … потому что медлили войти под крылья Шхины«[15] (и из всего этого нужно сделать замечание о принятом в наше время порядке растягивать подготовку к гиюру, и нужно советоваться, как изменить ситуацию, чтобы не было задержки заповеди и страданий от суда, и тут не место для подробного объяснения).

И комментарий к словам Гилеля «Учись у Аарона … люби людей и приближай их к Торе», что также относится к людям из других народов, подобно тому, как Гилель приближал геров[16] (на внутреннем уровне: «люби людей» означает милосердие, «и приближай их к Торе», то есть, hод, качество самого Аарона, поскольку гер относится к hоду, названию вхождения в иудаизм).

Источник заповеди обращения в еврейство

Эта мицва является ответвлением заповеди любви к Б-гу, как написано в Сифрей: «И возлюби Ãвайе, Бога твоего, то есть делай Его любимым людьми, как поступал отец наш Авраам, о котором сказано: «Души, которые они приобрели в Харане», ведь, если соберутся вместе все жители земли сотворить одного комара и вдохнуть в него душу, они не смогут это сделать, а наш отец Авраам делал им гиюр и вводил их под крылья Шхины». И Рамбам писал в Книге Мицвот: «И третья заповедь заключается в том, что нам заповедовано любить Всевышнего… и уже сказано, что эта заповедь также включает в себя то, что требуется от всех людей служить Всевышнему и верить в Него. И это потому, что, когда вы любите человека, вы заметите, похвалите и попросите людей полюбить его. И это пример. Да, когда вы действительно любите Б-га так же сильно, как пришли к достижению Его истины, вы, несомненно, будете требовать и призывать неверных и глупцов к познанию истины, которую вы познали. И Сифрей … хочет сказать, как Авраам из-за того, что любил Б-га …проповедовал людям веру, укрепленный его любовью, [как описал Рамбам деяния Авраама в начале Законов об идолопоклонстве] да, вы любите Его настолько, что будете проповедовать людям о Нем»[17].

И кажется, что мицва начинается с изучения веры в Б-га против ереси и язычества (которое все еще включено в заповеди Ноаха) и продолжается до полного обращения в еврейство, как в заключении в книге Сифрей о том, что Авраам их обращает в евреев. И также пишет Райвед в книге Баалей нефеш[18], в объяснении благословения, когда окунают маленького гера или раба: «освятивший нас своими заповедями и заповедовавший нам окунание» – «И, если скажете где заповедовал»? Из «Души, которые они приобрели в Харане», но ведь, если соберутся в мире все люди, не смогут создать даже одного комара? Но геров, которые обратились в еврейство, он возвращает под крылья Шхины поднимает их, как будто сотворил ]намекает на вышеприведенное высказывание из Сифрей].

И, по мнению Раша видно, заповедь о принятии геров выводится из заповеди любви к прозелитам, которая объясняет благословение «обрезания геров» — «потому что нам заповедовано любить геров и невозможно быть гером без обрезания»[19] (и тому подобное в толковании «люби людей и приближай их к Торе»). Нужно уточнить, что заповедь любви к геру начинается с момента, когда нееврей хочет пройти гиюр! Более того, с гером связана двойная заповедь любовь к геру и любовь к еврею, и обе начинаются, когда он хочет пройти гиюр. И намек в словах Рамбама «для всех, кто хочет пройти гиюр»: «хочет пройти гиюр» = любовь к еврею (אהבת ישראל = רוצה להתגיר).

И, по мнению ТаШБеЦа, нужно считать заповедь принятия гера в число 613-ти заповедей, то есть эта сама заповедь по себе, помимо мацвы любви к Б-гу и любви к геру[20]. А в «Предупреждениях» рабби Иеуде Альберцелони «пришедший принять еврейство полагается на ваше покровительство»[21].

И мы увидим по-простому, что заповедь принятия гера включена в заповедь обрезания (и поэтому благословляют: «сделать обрезание герам»). Таким образом, есть три варианта заповеди принятия гера (у большинства отсчетов мицвот эта заповедь не считается самостоятельной) любовь к Б-гу, любовь к геру и обрезание (мила). И, видимо, существует разница между соображениями о том, насколько мицва всеобъемлюща: со стороны любви к Б-гу мицва распространяется на всех, даже на иноверца, который сейчас не имеет с нами никакой связи, но со стороны любви к геру и обрезания мицва относится только к тем, кто приходит приблизиться и вдумайся в это как следует. На внутреннем уровне, три варианта соответствуют тайне смирения-разделения-гармонизации, хаш-маль-маль: любовь к геру относится к смирению, хаш — как в солидарности с его доброй волей, исходящей от смирения, так и в нашей памяти о смирении мы были герами в Египте; мицва мила — является разделением, «маль» в значении обрезания, разумеется; мацва любви в к Б-гу — это гармонизация, распространять любовь Б-га на всех, («маль» от лемальмель), речь, распространение веры посредством речи, «открой рот свой и слова твои засияют» всему миру. Только со стороны гармонизации мицва распространяется на всех, в то время как со стороны разделения мицва только по отношению к нееврею, который уже пришел смиренно и самоотверженно (присоединиться к народу Израиля, являющемуся скорбящим и т. д.), и также со стороны мила мицвы – относящейся к тем, кто пришел отличаться.

Отредактировано Йосефом Пели и Элиэзером Мизрахи, третья статья из этой серии.

Перевод из Еженедельника Нифлаот, Насо, 5780 год ст. 46-48.

[1] Бава Кама 38, 1.

[2] Йерушалми, Пеа 2, 4 (и Хагига 1, 8) «Если бы я не написал тебе большую часть моего учения, которое не считались как чужое, что между нами и этими странами, которые публикуют свои книги и которые публикуют своих решения»? … «сказано в Хагига, что запрещено обучать Торе неевреев, как написано: и говорит его слова Яакову, нужно сказать, что и там по причине, изложенной здесь»!

[3] Сота 7, 5.

[4] Как толкуется в Гмаре Сота 35, 2. См. там.

[5] Цефания 3, 9. Все связано с тайной города Шхема, как объясняется в другом месте.

[6] Бемидбар раба 13,15 (и также в Танхума Веякъэль 8. Шохар тов 2, 18). И объяснили Радаль и Рашаш, что речь идет обо всей Торе, а не только о семи заповедях, и поэтому написано «новообращенный».

[7] И в вопросах и ответах «Речи прямые» объясняется, что это потому, что «относительно необходимых для гиюра вещей его статус не как нееврея», поэтому написано там разрешить нарушить шабат ради нееврея, который прошел обрезание и подверг себя риску обрезания, несмотря на то, что он все еще не полный гер, еще не прошел процедуру окунания в микве.

[8] Маhарша Шабат 31, 1. Впрочем в вопросах и ответах Рака устрожил в этом вопросе. Но он имел в виду только таким образом, что он не мог принять еврейство сейчас, как он объяснил в Игрот Моше (יו»ד ח»ג סי’ צ). Во всяком случае несколько раввинов из ахроним смягчили Ãлаху, не как Рака, начиная с его ученика рабби Элиэзера Гитмахера в его «Вопросах и ответах» (פז סי’ יו»ד) и см. Вопросы и ответы Махане хаим 1, с. 7; Вопросы и ответы Циц Элиэзер 21, с. 25.

[9] Ликутей сихот, часть 14, ст. 39, прим. 22.

[10] Постановления Риаза, Санhедрин 7, 22. Приведены его слова Шелтей гиворим там. И упоминается в Маген Абраам 334, с. к. 17.

[11] Ейвамот 47, 2. И да, есть мицва при покупке раба, вводить под крылья Шхины – см. Авода 13, 2.

[12] Танхума Итро 6.

[13] Ейвамот 109, 2. Со слов רעה.

[14] И как доказано в листах Шас Псахим 7, 2 со слов Тосфот там же и из Рамбана Шабат 137, 2. Есть объяснение, потому, что и будучи неевреем у него был «аспект израилизма», что он должен и ему заповедано выполнять (заповеди).

[15]Ейвамот 48, 2.

[16] Как объясняется в книге Харедим, знания Создателя Благословенного, часть 8: «намек на то, что Гилель приближал приходящих, чтобы пройти гиюр, геров, и вводил их под крылья Шхины сердечным языком и со всей его добротой в Масехет Шабат главы «чем зажигают»».

[17] И также написали: Ираим мицва 405, Хинух мицва 418 и еще. И см. Ликутей сихот, часть 34, глава Веэтханан, беседа 2, в которой объясняется почему Рамбам не привел это в своих Ãлахот.

[18] Шаар а-твила, с. 3. И см. в книге «Гер шеитгаер» стр.75, который скопирован в статье «Мицват гиюр» на сайте Даат.

[19] Тос. Раш Шабат 137,2.

[20] Зоар а-ракия Асин м. и см. в книге Торат а-Шабат веа-моэд, ст. 204.

[21] Рав Йерухам Перла, Асе 19, толкует его намерение, что это включено в любовь к геру.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.