Танах для всех

Четвертая революция

В последние годы рав Ицхак Гинзбург обучает о четырех больших «революциях» в учении Талмуда: запись устной Торы, взимание оплаты за обучение Торе, обучение Торе женщин и обучение Торе народов мира, причем мы находимся в разгаре третьей революции и начале четвертой революции

Говорит Гмара: «Рабби Йоханан сказал: нееврей, который занимался Торой, обязан умереть»[1], а также «сказал рабби Ами: не передают слова Торы нееврею, как сказано: «Не сделал этого никакому народу и Законы не передавал»[2]. А у Рамбама в Законах царей (10, 9) «нееврей, который занимался Торой, обязан умереть, он не будет иметь дело ни с чем другим, кроме как с семью их заповедями».

В Гмаре и Рамбама нет четкого различия между письменной Торой и устной Торой, и некоторые ахароним решили, что нет никакой разницы. Но у поским есть важный метод, согласно которому письменную Тору можно учить, а весь запрет связан только с устной Торой[3].

Тора на камнях

Основным доказательством является Тора, написанная на камнях на горе Эйваль, «Напиши ясно»[4], и толковали мудрецы: «на семидесяти языках»[5], и объясняется в Гмаре[6], что цель написания заключалась в том, чтобы народы могли учить Тору! И из этого можно сделать вывод, что нет запрета учить письменную Тору народам мира, как это уточнили некоторые из ахароним[7]. Но есть ахароним, которые утверждали, что это был только временный императив[8].

И разрешающие уточняют, что слова «нееврей, который имел дело с Торой, должен умереть» относятся именно к занятию устной Торой[9], а также «не передают слова учения Торы нееврею» именно устная Тора относится к «передаче». И в другом стиле, занятие означает, «что сидит и проповедует толкует ее непонятные места»[10] (и вообще в словах рабби Ами есть комментирующие, что речь идет о тайнах Торы, как мы увидим из контекста в Гмаре[11]).

Тайны Святого Благословенного

И это ясно, согласно Мудрецам, что причина того, что устная Тора не была написана, состоит в том, чтобы помешать народам участвовать в ней, «потому что Мишна — это тайна Б-га, а Б-г не передает свои тайны никому, кроме праведников, как сказано «Тайна Б-га боящимся Его»[12], и «Всемогущий заключил завет с Израилем именно ради устных вещей»[13] — и это главная причина запрета устного написания Торы (как было объяснено в «Первой революции»). И отсюда вытекает простое понимание в связи с нашим контекстом; то есть, написанная Тора открыта для всех народов, в то время как Устная Тора не была записана (на протяжении длительного периода), потому, что она принадлежит только Израилю и только ей нельзя обучать народы, потому что (ее обучение) отрицает особый завет, заключенный в Устной Торе.

Высказывание Риаза

Первым, кто аналогичным образом разделил, был Риаз, который написал: «И не сказано все это, кроме как о  Торе Моше и его заповедях, которые заповедованы Израилю, но Пророки и Писания, кажется мне, что можно обучать, поскольку неевреи видят в этом утешения для Израиля и ответы, которые заслуживают ответа еретику, и, таким образом, можно «прилепится» к Торе Моше и Израиля»[14].

На первый взгляд, Риаз разрешает только Пророков и Писания, а не пять Пятикнижий, но рабби Элиягу Гутмахер истолковал, что смысл Риаза в словах «в Торе Моше и его заповедях» означает в части письменной Торы, в которой есть заповеди для Израиля, но изучение «историй» Торы относится к народам мира, так же как «утешение для Израиля» в Пророках и Писаниях, «в книге Берешит и в начале книги Шмот нет заповедей, а только рассказы о чудесах и Сотворении мира и могущество Творца в наказаниях, которые он навлек на грешников, также можно»[15], и приводит еще одно свидетельство из первого толкования Раши о Торе, что Тора начинается с Берешит, чтобы ответить народам мира и показать им, что «вся земля принадлежит Святому Благословенному».

Высказывания в Зоаре

Впрочем, в Зоаре[16] объясняется, почему вообще не обучать Торе того, кто не обрезан, и святой Ãшла[17] так же очень устрожил, а это значит, что все запрещено.

Тем не менее, кажется, что можно доверять разрешающим, и из них мы отметим Явеца[18], Маор веашемеш[19], Диврей Хаим[20] и рабби Цадока Ãкоэна из Люблина[21].В связи с этим считается, что Ãлаха — по ахроним, которые были величайшими в скрытой Торе (и более того, некоторые поместили слова Зоара именно в тайны Торы[22], а также в самом Зоаре в другом месте[23]). И Ребе также занял позицию, что можно говорить народам слова письменной Торы[24].

Время действовать во имя Б-га

Более подробно: основная часть разрешения исходит из цели изучения, чтобы показать всем истинность Торы! То есть, безусловно, это благое дело — можно учить вере в Б-га и семи заповедям Ноаха всех людей (как это было описано в ранних статьях), как Авраам, наш отец, который учил вере весь мир. Более того, цель состоит в том, чтобы привести всех к вере в истинность Торы, чтобы они приняли на себя заповеди Ноаха в силу повеления Моше в Торе (как определено Праведникам народов мира)! Несомненно, для этой цели можно показать истину и красоту Торы Израиля и обучать на основе написанной Торы, по крайней мере, то, что относится к основам веры в Б-га, Исходу из Египта и получению Торы, а также книгам Пророков и Писания.

Кроме того, довод Риаза: «может «прилепиться» к учению Моше и Израиля», что означает, что важно привлечь души праведных геров (герей цедек), которые придут на свое истинное место в их обращении, согласно Ãлахе, и присоединятся к народу Израиля, и по этой причине Рамбам позволил (в ответе) обучать Торе христиан (поскольку христиане так или иначе уже признают истину книг Танаха, и они уже в курсе дела, это еще одна причина, чтобы позволить им, потому что это не является для них чем-то новым[25]).

И действительно, большая часть категорических запретов, по-видимому, была сказана только в реальности (которая была широко распространена во многих поколениях) не исправленного влияния, а именно, если нееврей приходит учиться, когда он полностью погружен в свои ошибки и недоразумения, а обучающий еврей не может исправлять его) или даже в месте опасности размытых сфер, например, ребенок нееврей, который учится

в классе еврейских детей и тому подобное). И это совсем не похоже на исправленное влияние, о котором мы говорим, в тенденции мирового исправления учить вере, познанию Б-га и заповедям сыновей Ноаха[26] тех, кто с своей стороны действительно хочет слышать и получать!

Но приходится обсуждать в смешанной реальности, когда мы не знаем, находится ли слушатель в направлении исправления или нет, а также реальность распространения слов Торы среди большого количества людей (особенно в современных СМИ) неясна – нужно ли избегать обсуждения, потому что некоторые из слушателей недостойны, и даже в этом случае оказывается, что мы не должны опасаться, потому что наше намерение состоит только в том, чтобы влиять на тех, кто готов слушать[27].

Все это, разумеется, касается изменений периодов и времен. Во многих периодах речь не шла о влиянии Торы на народы пересмотренным образом, но сегодня пришло «время делать для Всевышнего», а также то, что было запрещено по некоторым мнениям, становится разрешенным и даже заповедью «нарушать Твою Тору». И еще раз, мы должны извлечь уроки из написания Торы на камнях посредством Иеошуа Бен Нуна — как тогда в «Первом наследовании», речь шла о том, чтобы позволить неевреям покаяться и обратиться в еврейскую веру (как герей цедек или герей тошав[28]), так в наше время, накануне «Третьего наследства» земли скоро в наши дни[29].

И самое главное, четвертая революция, которая обращается к народам мира, — это для того, что не забылась Тора в народе Израиля! Иными словами, мессианское предназначение — исправление всего мира, и чем больше мы приближаемся к дням Машиаха, так сильнее возрастает внутренняя потребность в распространении Торы на всех, «универсальной Торы» (тогда как Тора, которая имеет дело только с народом Израиля, по праву рассматривается как страх и зажатость). Мы должны сделать эту революцию с радостью!

Отредактировано на иврите Йосефом Пели и Элиэзером Мизрахи. Шестая статья в этой серии.

Перевод из Еженедельника Нифлаот, Корах, 5780 год ст. 29-31.

[1] Санhедрин 59, 1.

[2] Хагига 13, 1.

[3] См. в книге Торатеха ле-Исраэль, р. Орцель Шаяя (Модиин, 5776).

[4] Дварим 27, 8: «И напиши на тех камнях слова учения этого очень ясно».

[5] Мишна Сота 7, 5. Раши на стих.

[6] Сота 35, 2.

[7] Аhават Йеhонатан Афтарат Шлах. Хидушей Маhарац хают кан. Вопросы и ответы Мешив давар, часть 2, пункт 77. Вопросы и ответы рабби Элияу Гутмахер, пункт 87. Вопросы и ответы Йеуда Яале, часть 1, Орех хаим, пункт 4 от сына составителя. И еще.

[8] Вопросы и ответы Ябия Омер часть 2, Йоре деа, пункт 17.

[9] И как формулировка благословения Торы «заниматься словами Торы» и объяснение Ãб»ха (Орех хаим, пункт 47), что это направлено на труд устной Торы.

[10] Примечания Явец Санhедрин 59. И так далее в еще нескольких ахроним.

[11] См. Меири и Моhараша там и здесь не место для подробного объяснения.

[12] Танхума, Ваера, 5 (и другие источники, приведенные в Первой революции). И см. книгу Гиматриот рабби Йеуда а-Хасид на Дварим 4, 6.

[13] Гитин 60, 2. В продолжении на закон, запрещающий написание устной Торы.

[14] Постановление Риаза Санhедрин 7, 22. Приводится в Шилтей а-гиворим и в Беер Шева. И Маген Авраам 334, малый пункт 17 приводят от имени Беер Шевы.

[15] Вопросы и ответы рабби Элияу Гутмахер, отметка 77. и т.д. Вопросы и ответы (учить для пользы) часть 2 пункт 77.

[16] Зоар часть 3, глава Ахарей 72, 2 и далее; глава Эмор 71, 2. И см. Танхума Мишпатим, 5. Мнения, запрещающие приведены, в особенности, в Сдей Хемед, редакция Алеф клалим 102.

[17] Шла, масехет Шавуот, нер мицва,102. И основывается на книге Харидим, мицват Асе, со слов Каббалы 7, 37. Упоминается коротко в Маген Авраам 334, 17, как мнение, оспаривающее вышеизложенные слова Риаза. И в Шиюрей браха, Йоре деа 246, пункт катан 4.

[18] В его сидуре, на толкование «И за знак союза с Тобой, который запечатлел Ты на плоти нашей». А также смысл толкования Гра на Шир а-ширим стиха «Хорош запах масел твоих» (1, 3). И можно уточнить из слов р. Шломо Лурии, как в Минхат Ицхак, часть 3, пункт 98 и в Циц Элиэзер, 21, 25.

[19] Глава Хукат.

[20] На Хануку.

[21] Исраэль кдушим, симан 6.

[22]Вопросы и ответы Яд Элияу, симан 48.

[23] Тикуней Зоар хадаш, тикуна кадмаа «Запрещено раскрывать тайны Торы нееврею».

[24] Торат Менахем, часть 48, ст. 283; часть 52, ст. 81, прим. 346; часть 54, ст. 224, 301; часть 60, ст. 157.

[25] См. и так далее в «Вопросы и ответы» Сридей Эш, 2, пункт 56. Вопросы и ответы, р. Мордехай Элияу, Маамар Мордехай, часть 3, ФС, пункт 11.

[26] И см. беседу главы Бо, 5747 (Торат Менахем, 5747, часть 2, ст. 355), беседу главы Мишпатим 5752 (Торат Менахем, 5752, часть 2, ст. 273).

[27] И см. далее: Игрот Моше, Йоре деа, часть 2, пункт 132. Мишна Ãлахот, часть 5, пункт 172. Хашукей хемед, ע»ז 44, 2.

[28] Гер тошав — так называют нееврея, который получил право жить на Святой земле. Не надо путать его с «гер цедек», т.е. с человеком, который принял еврейство и соблюдает все заповеди Торы. В отличие от него, гер тошав остается неевреем, но в присутствии трех еврейских мудрецов берет на себя обязательство соблюдать 7 заповедей сыновей Ноаха, что включает запрет поклоняться идолам, хулить Имя Творца, убивать, грабить, развратничать, мучить животных, а также заповедь справедливого суда. Только если мудрецы дают свое согласие, этот человек может поселиться в Эрец Исраэль. Он может поселиться, где хочет, только не в Иерусалиме – ввиду особой святости этого города, и не на границе, чтобы не открыть дорогу врагам. Евреям предписано заботиться об этом человеке и его семье, помочь им подобрать удобное жилище в хорошем месте, позаботиться, чтобы он мог заработать себе на жизнь. Нельзя обманывать его и задерживать ему плату. Еврейские мудрецы должны создать особые суды «Бней Ноах», где будут разбирать все нарушения или проблемы, возникающие у неевреев (взято с сайта דעת). (Однако Рамбам считает, что пока еще не пришло время для гер тошев  — пока не пришло время соблюдения Юбилейного года, а это станет возможным только в период יד ישראל תקיפה – прим. перевод.).

[29] И отметить, что Бааль Ãлахот Гдолот посчитал в числе 613-ти мицвот «дело с большими камнями» и Рамбан объяснил (Асагот лесефер Мицвот, шорш 3) по мнению Бааль Ãлахот Гдолот: «Мицвот, которые касаются нас в течение многих поколений, будет посчитать их, даже если они будут выполнены только один раз. И поэтому он посчитал дело с большими камнями, поскольку нам было сказано написать на их Тору, ясно изложить на семидесяти языках, в память о них для многих поколений».

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.