Месяц Нисан  – Право на выражение

Из книги "Внутреннее время" рава Ицхака Гинзбурга

В преддверии  пасхального седера поговорим о самой сути речи, которая, как выяснится, начинается с буквы hей

С какой буквы мы начинаем говорить? Речь является действием сложным и удивительным, это просто чудо, которое случается с нами постоянно и о котором мы не задумываемся. Если проанализировать речь, окажется, что она делится на простые начальные составляющие, являющиеся частями более детальных и сложных процессов. А начинается речь со звука, обозначаемого буквой hей,  היא, –это не «шумное» действие, что сопровождает выдох воздуха изо рта, а просто дыхание (hевель) (сказано в книге Коэлет: «все hевель – «тщета»»). И про букву hей можно сказать, что она легкая, «незначительная»: «буква легкая, которая не имеет ничего реального».

Королева букв в месяце Нисан

Все остальные буквы имеют своего рода реальное «тело», являющееся продуктом какого-либо контакта с нашим ртом, и только буква hей – как душа-нешама, производящая дыхание-нешима. Это действие происходит почти без какого-либо физического трения, воздух беспрепятственно выходит прямо из трахеи (по сравнению с буквой алеф, אל»ף, которая, хоть и «конкурирует» с hей в простоте произношения, все же произносится с силой, образуясь «выше» в горле). Говоря абстрактно, буква hей представляет базовое движение, которое скрывается за каждым актом речи – как душа, вдыхающая жизнь в безмолвные буквы; как будто в каждой букве есть внутренняя скрытая буква hей. В Каббале объясняется, что числовое значение буквы hей указывает на пять «источников [произнесения звуков]» во рту (моцаот пэ) – горло, нёбо, язык, зубы и губы – причем буква hей (которая сама относится к горловым буквам) выступает как бы в должности все распределяющего и направляющего командира.

Несмотря на то, что hей является пятой по порядку буквой, в ней есть что-то первичное, она как будто «сырьевой материал» для всех букв, и она осуществляет соединение между самой «сутью» звука и речью. Сотворение мира описывается в Торе как речь Творца, начиная со стиха: «И сказал Б-г: да будет свет» – Его речь является самовыражением (и наша речь также); в Каббале подробно описано, как все было создано посредством двадцати двух букв еврейского алфавита. Таким образом, очевидный вывод заключается в том, что Сотворение мира началось с буквы hей, согласно традиции. И так сказали мудрецы: «Этот мир сотворен посредством hей», и так толкуют стих «Вот происхождение неба и земли при Сотворении их»: беhибарам («при отворении») – бе hей барам («буквой hей сотворил»). Чтобы еще лучше подчеркнуть важную роль буквы hей, напомним, что она дважды появляется в основном Имени Б-га Ãвайе (הוי»ה), которое запрещено произносить всуе. После такого вступления можно, безусловно, короновать букву hей как королеву букв.

Мы вступаем в месяц Нисан, когда уже наступила весна, и Песах почти вошел в наш дом. Согласно Каббале, Нисан сотворен буквой hей, а особым «чувством» (хуш) этого месяца является «чувство» речи (хуш а-дибур). Обратим внимание, как они подходят друг другу! Ведь и в самом Нисане есть что-то первоначальное: «Месяц сей для вас начало месяцев, первый он у вас из всех месяцев года» – как весна, когда все цветет и обновляется, как ребенок, родившийся после длинных зимних месяцев беременности – так и народ Израиля родился и вышел из рабства на свободу в Нисане. Это особенно ярко проявляется в високосный год, когда терпеливо ждут, пока пройдет двойной Адар, а само установление двойного месяца (второй Адар представляет собой продолжение первого – как бы «беременность» первого месяца Адара) перед Нисаном означает, что заканчивается беременность и приближаются роды.

Подобно тому, как буква hей – королева букв, так и первый день (Рош а-ходеш) Нисана считается «новым годом царей Израиля». Еще одна совокупность, параллельная двенадцати месяцам года – это совокупность двенадцати колен Израиля. Согласно этому соответствию, месяцу Нисан соответствует колено Йеуды. Ведь Йеуда удостоился царской короны в Израиле: «Не отойдет скипетр от Йеуды» (помните царя Давида?), и имя Йеуды дважды содержит букву hей ( יהודה), как и Имя Б-га (הוי-ה).

Свободная речь Песаха

Человек выделяется из всех творений, будучи существом «говорящим», а евреи особенно любят поговорить… В качестве подготовки к Песаху, помимо всех видов наведения чистоты и порядка, мы начинаем готовиться к седеру. Что делают евреи в сам седер? В двух словах, едят и говорят: едят мацу и горькие травы (а в период, когда существовал Храм, ели также пасхальную жертву), и пьют четыре бокала (мы не забыли, разумеется, харосет и хрен, яйца и картофель, всех вкусов и эхшеров…). И еще мы рассказываем об Исходе из Египта – читаем пасхальную Агаду, выполняя мицву «И скажи сыну твоему». Задаем четыре кушиёт (трудных вопроса) и отвечаем: «Каждый, не сказавший о трех этих вещах в Песах, не выполнил необходимый минимум (пасхального седера)». В заключение мы произносим Ãлель и другие песни и восхваления: «Чем больше каждый рассказывает об Исходе из Египта, тем это похвальнее». Может, стоит предложить для Песаха другое название, что-то вроде «Праздник речи»? В этом нет необходимости. Аризаль опередил нас и сказал, что само слово «Песах» означает пэ сах – «рот, который говорит, растолковывает».

Как начинается пасхальная Агада? После всех вступлений – кадеш, урхац, карпас, яхац – мы приступаем к магид (рассказу об Исходе) и громко произносим: «Вот (הֵא) скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской». Слово הֵא здесь толкуется как «вот» – знакомый звук, это наша королева – буква hей; нет более подходящей, чем она, чтобы начать разговор в эту особенную ночь. И еще: магид – это пять символов седера, а число пять – гиматрия буквы hей. Кстати, 5 «превращается» в 15 – сумму всех чисел от 1 до 5; и в самом деле, есть 15 символов седера. Это также число ступеней в известном стихе Агады: «Сколько хороших маалот (переводится как «ступеней», так и «добродетелей») у Всевышнего для нас» (15 маалот в Храме, 15 маалот в Теилим), а также гиматрия слова  אביב («весна»).

И на самом деле, мицва вкушать мацу в пасхальную ночь напрямую связана с буквой hей, так как именно эта буква отличает хамец (חמץ) от мацы (מצה). В этих словах есть две общие буквы (מצ), и только ח хамеца превращается в ה мацы. Поэтому логично, чтобы во время рассказа рядом с нами была маца, называемая «скудный хлеб» – лехем они – «хлеб, на который отвечают (оним) много вещей». То есть Агада произносится над «хлебом» – точнее, мацой – что находится перед нами (и три мацы лежат на столе пасхального седера с самого начала вечера, задолго до того, как мы их едим).

Почему речь занимает такое важное место в Песах? Потому что Песах – это «время нашей свободы», праздник, в который мы вышли из рабства на свободу, из изгнания в Геулу. И какое рабство страшнее всего? То, которое сковывает речь! Как бы рабство и физические страдания ни были тяжелы, пока можно говорить и выражать себя, у нас еще остается сущностная точка свободы, и никакие внешние кандалы не победят дух человека. Но когда на устах некий «намордник» – это уже горькое рабство. Как сказал фараон? «Пусть тяготеет работа над этими людьми и да занимаются ею, и да не увлекаются пустыми речами [разговаривая!]» – египетское рабство сковало не только тело, мы словно забыли, как разговаривать, сам разговор ушел в галут. Поэтому Геула, в первую очередь – это освобождение речи. Можно говорить без страха и опасения. Можно сказать всю правду, рассказать детям, кто мы такие (евреи) и кем мы являемся (избранным народом), и общаться, и проговорить до рассвета.

Каббалисты объясняют, что египетское (Мицраим) изгнание намекает на «мейцар (тесноту) горла» (горло – это самая узкая часть человеческого тела), и речь как бы «застревает» в нем, пока мы не выйдем из Египта: «Из теснин воззвал я к Б-гу, ответил мне Б-г, даровав простор» – простор, позволяющий открыть рот, как в стихе из Теилим: «Я Ãвайе, Б-г твой, Который поднял тебя из страны египетской [Мицраим – от мейцар]; раскрой свои уста, и Я наполню их». Этот стих очень похож на стих, с которого начинаются десять Заповедей: «Я Ãвайе, Б-г твой, Который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства». Кстати, стих «Из теснин…» произносится и перед трублением в шофар в Рош а-Шана; мы трубим в узкое «горло» шофара, и Всевышний «слышит трубный звук», отвечая нам простором. Но накануне Песаха этот стих толкуется как освобождение речи из теснин, чтобы уста могли говорить – пэ сах.

Отвечают и говорят

Мы говорили о речи как о выражении того факта, что мы – свободные люди. Еврей освобождается и начинает говорить, отец рассказывает сыну, и все говорят со всеми. Это замечательно, но недостаточно. Наша речь не только выражает самого человека, она не только средство связи и общения. Наша речь – это также связь с Б-гом.

Эта связь выражается глаголом ענה (ана) – «отвечать». Мы уже упоминали, что маца является «скудным хлебом – лехем они – на который отвечают (оним) много вещей». Можно даже сказать, что Агада рассказывается как ответ на вопрос, исходящий от мацы. Маца как бы спрашивает: «Ма ништана» («Что изменилось?») – почему вы едите меня, а не хамец? И мы начинаем отвечать: «Вот скудный хлеб… рабами были мы у фараона в Египте, и вывел нас оттуда Ãвайе, Б-г наш, сильной рукой и мышцей простертой». И наша речь также является ответом Всевышнему, как в стихе, приведенном в Агаде: «А ты провозгласи и скажи пред Ãвайе, Б-гом твоим: арамейцем-скитальцем был отец мой, и сошел он в Египет…».

Маца является первым, что обеспечивает нашу связь с Б-гом. В Ãлахе сказано, что ребенок не может сказать «аба – папа», пока не попробует вкуса хлебных злаков; а также даруемый нам разум, необходимый, чтобы обратиться к Б-гу и сказать ему «Аба», проявляется с момента вкушения мацы (сделанной из злаков), поэтому маца является Михла демеhимнута – «хлебом веры». Хамец блокирует связь, поскольку он выражает наше эго, которое возвеличивается и раздувается; но маца выражает битуль, отказ от эго в результате базового осознания, что слово Всевышнего создает нас – речь Б-га при творении начинается с буквы hей, разделяющей хамец и мацу. Буква hей – это маца, и она является корнем каждого еврея. Авраам Авину, который передал по наследству сыновьям (и праведным герам, называемым его сыновьями) веру в Б-га, родил свое потомство в святости только после того, как к его имени была добавлен буква hей. Эта буква намеком упоминается при Сотворении мира: «Вот происхождение неба и земли при Сотворении их («при Сотворении» – בהִבָּרְאָם беhибарам – «буквой hей сотворил их» – бе hей барам)». И толковали мудрецы: «בהִבָּרְאָם  באברהם  благодаря заслугам Авраама». Буква hей в слове בהִבָּרְאָם пишется в свитке Торы меньшего размера, чем другие, чтобы подчеркнуть ее особую роль – хранить Авраама Авину и все его последующее потомство как множество букв hей, которые собраны в Аврааме, «величайшем среди гигантов человеке».

И вот мы открываем рот, кладем в него небольшой кусочек мацы и с верой в сердце говорим «Аба». Но эта связь не односторонняя. Мы говорим в надежде получить ответ. В понятиях Каббалы наша речь подобна пробуждению жены, соответственно которому наступает пробуждение мужа. Мы пробуждаем «женские воды [влияние женщины]» и тем самым вызываем влияние Всевышнего на нас – «мужские воды [влияние мужчины]». В Агаде приводится рассказ о мудрецах, которые всю ночь рассказывали про Исход из Египта, «пока не появились их ученики и сказали им: Господа! Пришло время читать утреннюю молитву Шма» – в течение длинной ночи мы говорим и говорим, пытаясь пробудить связь с Творцом снизу, пока не приходит рассвет, и мы чувствуем, что Он отвечает нам Сверху. И этот процесс происходит до тех пор, пока мы не увидим своими глазами Геулу – исполнение того, что было сказано, в реальности.

В ближайшую пасхальную ночь постараемся замечать не только сидящих вокруг стола, но и скрытого Слушателя – Благословенного Творца, внимательно прислушивающегося к каждому слову, произносимому нами, радующегося и (благодаря нашим усилиям) пробуждающегося, чтобы спасти нас из всех теснин.

Все разговоры

Теперь обратим внимание, что у слова дибур есть дополнительный смысл – «управление», как в стихе «Покорит (ядбер) Он народы под нами»; на языке мудрецов: «один вождь у поколения». В самом деле, существует тесная связь между речью уст и речью руководства – сила подлинного лидера в его устах, «Где слово царское, там власть». И определение человека как существа говорящего включает его способность властвовать и управлять, ведь человек – царь всего Творения, как сказано: «Ты сделал его властелином над творениями Твоими».

Но подлинный лидер говорит не только с людьми, он обращается и к Б-гу. Еврейский вождь – это истинный последователь царя Давида, псалмопевца, в любое время произносившего молитву, умоляя Б-га о помощи и надеясь на Него.

Колено Йеуды изначально выделяется ораторским талантом. Когда рождается Йеуда, его мать Лея говорит: «Сей раз я восхвалю (אודה) Б-га, поэтому назвала его именем Йеуда (יהודה)» – благодарность является исправленной речью. Но как нужно уметь благодарить за все хорошее, что дается нам, так нужно уметь и признаваться в наших грехах и недостатках. Это было свойством царя Давида, умевшего признавать свои грехи: «И сказал Давид… согрешил я перед Б-гом» (в отличие от Шауля, не признавшего своей вины, в результате чего у него было отнято царство). В связи с этим невозможно не вспомнить рабби Нахмана из Брацлава, день рождения которого приходится на первое Нисана. Рабби Нахман всегда подчеркивал важность разговора с Б-гом, «растолковать беседу с Творцом в доводах и сетованиях, красивых словах, желаниях и успокоении, прося и умоляя Благословенного, чтобы Он приблизил его к служению на самом деле».

Свойство благодарности, признательности (הודיההודאה) вытекает из сфиры hод в душе, и при этом הוד – основа имени Йеуды (יהודה – а оставшиеся буквы יה имеют ту же гиматрию, что и הוד). Слово הוד исходит из буквы ה, поскольку הוד=15  (сумма чисел от 1 до 5 (ה)). И еще, согласно Каббале, сфира hод часто считается пятой по счету, так как эмоции сердца (начиная с хеседа) считаются сами по себе как единое целое (хесед-гвура-тиферет-нецахhод).

Мысль, речь и действие

Сама форма буквы ה указывает нам на разные уровни выражения души: верхняя линия (горизонтальная) намекает на мысль. Правая линия подразумевает саму речь, и она прикреплена к верхней линии, подобно тому, как речь является прямым продолжением мысли. А левая урезанная линия намекает на действие, которое не присоединено непосредственно к мысли, и поэтому нужно прилагать усилия для его совершения.

Эти три линии особенным образом проявляются у царя-лидера: верхняя линия – связь между ним и Всевышним (в первую очередь, через  суть мысли); правая линия – речь-управление народом в сущностных вопросах, Торе и мицвот (как царь Давид, ведущий за собой весь народ строить Храм); а левая линия – управление народом в будничной жизни, установление связей с другими странами и т.д. – и этот уровень должен получить прямое вдохновение от связи царя с Б-гом.

В пасхальную ночь сын спрашивает четыре кушиёт, и отец терпеливо ему отвечает. Мы все – Его сыновья, и нам есть что сказать Ему. Наши кушиёт очень острые: почему Машиах все еще не пришел, как долго мы будем находиться в изгнании? Мы будем спрашивать до тех пор, пока Он не ответит нам с бесконечной любовью, даровав истинное и полное освобождение. И тогда мы сможем говорить еще и еще, с приходом царя Машиаха, который научит нас, как говорить (Машиахмесохеах – «ведущий беседу»).

Заказы этих и других книг можно сделать по вотсапу +972-54-798-9682.

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.