Поверить в тшуву «сегодня»

Обработанный аспект урока "вера и упование № 30"

Рав Ицхак Гинзбург

Когда рабби Йеошуа Бен-Леви спросил Машиаха: «Когда придет господин?», Он ответил: «Сегодня!» Рабби Йеошуа бен Леви почувствовал, что Машиах солгал ему, однако пророк Элияу объяснил ему, что Машиах имел в виду: «сегодня — если вы будете слушаться его указаний». Тем не менее, когда Машиах сказал «сегодня» — он имел в виду, что он действительно может прийти в тот же день и даже в тот самый момент, если только «будете слушаться его» (включая слушание-веру в приход Машиаха, который говорит, что «сегодня»).

Каким образом? Разве для пришествия Машиаха не требуется «процесс»? В конце концов, Элияу а-нави должен прийти в суд и объявить о своем пришествии, и если Элияу не пришел вчера, то как Машиах придет «сегодня»? Весь порядок и ступени пришествия Машиаха относятся только искуплению типа «в свое время» (беита) — искуплению, которое наступает в определенном конце, согласно «смене периодов» в мире. Впрочем, мы ожидаем, искупления типа «удостоились — «ахишена»» — искупление, которое предшествует запланированному мировому порядку и может произойти само по себе в любой момент, «сегодня», без каких-либо преамбул и сложившихся порядков.

От чего зависит такое искупление? «удостоились, זכו» — это работа с нашей стороны — работа покаяния, «покаяния из любви», обращающая всякий злой умысел в заслуги. Так, Рамбам (который описывает в законах царей пришествие Машиаха как полный и упорядоченный процесс) прямо постановляет в законах о покаянии — «в последние времена Израиль вернется [ко Всевышнему] в конце изгнания, и они немедленно будет спасен».

В свете этого главная вера в пришествие Машиаха — «Я буду ждать его каждый день, который придет» — на самом деле вера в то, что народ Израиля может сделать тшуву «сегодня», и в любом случае Машиах также может прийти «сегодня». В глубине души вера в покаяние народа Израиля глубже и значительнее, чем вера в Машиаха – причина глубже, чем следствие, и благодаря покаянию спасение все равно придет. Может быть, легче поверить в чудесное небесное искупление в один момент, чем поверить в истинное изменение с нашей стороны, но глубина веры в пришествие Машиаха — это вера в силу покаяния и изменения народа Израиля «в одночасье, в один момент». Движение возвращения к Б-гу происходит в один момент (позже также оно будет детализировано в процессе изменения) — и это вызывает пришествие Машиаха «сегодня». Хасидизм объяснил это следующим образом — весь его смысл — это «сокращение пути» к искуплению — что так же, как нужно верить в Б-га, нужно верить в каждого еврея, верить, что «сердце Израиля живо», и можно совершить немедленное раскаяние.

Это особая работа нынешнего периода года: искупление Нисана было сверхъестественным, искупление — скачком сверху, и со всей скоростью, потребовавшейся времени (210 лет изгнания и десять месяцев Исхода из Египта) — когда то, что над временем, спускается вниз, требует времени, чтобы отреагировать, при выходе за рамки реальности, нужно время, чтобы освоиться. Но именно искупление Тишрея, которое зависит от нашей работы, будет немедленным искуплением, цельным приходом к месту назначения. Когда мы пробуждаемся, чтобы приблизиться к Богу, Он немедленно искупает нас. Благодаря силе работы раскаяния месяца Элул – «Я — моему возлюбленному» – и незамедлительно «мой возлюбленный -мне» (в начале: «אני לדודי» и тут же ודודי לי»“).

Русский сайт Галь Эйнай с книгами рава Гинзбурга: http://rabbiginsburgh.ru/

 

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.