Рассказ на Мелаве Малка «Многие воды»

Из 3-го тома «Факел перед рассветом» рабби И. Гинзбурга

Одна женщина, у которой было много имущества, крупного рогатого скота и птицы, привыкла приносить святой чести Бааль-Шем -Тову и его святого братства на святой шабат мясо, птицу, масло, сыр и т. п.
Однажды, когда таял снег, река растеклась и вышла из своих берегов. И она ехала обычной дорогой и не заметила, что было глубоко, и утонула вместе со всей едой, которую она везла для святого братства.
Когда Бааль-Шем-Тов узнал о том, что женщина утонула, он постановил, чтобы река была вырвана с корнем. И потребовал «Министр реки» Наверху: я издал эдикт о месте, и почему Бааль-Шем-Тов приказал изгнать меня с моего места?
И постановили Наверху, что, поскольку указ Бааль-Шем-Това не подлежит изменению, то, когда кто-либо из потомков Бааль- Шем-Това окажется в этом месте, река вернется на свое место и он утонет в ней.
Святая честь Бааль-Шем-Тов приказал своему сыну, р. Цви Гиршу, не проезжать дорогу в том месте, которое раньше было рекой. Но однажды р. Цви Гирш поехал по пути реки, погруженный в свои мысли, и извозчик не знал, что он остерегается, чтобы не проехать через этот путь, который раньше был рекой.
И вдруг — вот перед ними река. И упали в реку, и начал р. Цви Хирш тонуть. И вдруг увидел свечу перед собой, и поплыл за свечой, пока не вышел из реки.
После этого его отец Бааль-Шем-Тов пришел к нему во сне и сказал ему: та свеча — это я. Я слышал Наверху, что ты тонешь в реке и спустился, чтобы спасти тебя.
Знай, что после этого, когда я хотел подняться на свое место на Небесах, мне пришлось совершить несколько окунаний, пока я не вознесся. И я не знал, что с того момента, как я ушел из мира, он настолько огрубел, что я не мог себе представить, что настолько, и если бы я знал — я бы не пощадил тебя и не спустился бы, чтобы спасти тебя.
Решимат дварим 1, стр. 8
Между водным дождем и дождем с неба
Только в конце этой чудесной истории, которая перед нами, мы знакомимся с его секретом, секретом борьбы Бааль-Шем-Това с огрубением мира.
Та самая река, которую Бааль-Шем-Тов постановил вырвать с корнем, — та, которая действовала против женщины, «поддерживающей учеников Торы» и утверждала, что такова природа мира, — всего лишь один из таких примеров «многих вод», которые «не могут погасить любовь».
В Книге Тания объясняется, что страсть принадлежит к элементу воды, потому что «от воды произрастают всевозможные вещи, доставляющие удовольствие» . Вода приходит и поднимается огромным потоком, в котором есть попытка погасить огонь любви к Благословенному Б-гу.
Очень простое существование души в теле — это сверхъестественное соединение, о котором сказано на языке мудрецов : «творящий чудеса», и, как истолковал Рама : «связывает духовное с материальным».
Душа по своей природе желает вознестись и прилепиться к источнику, как природа свечи, пламя которой прыгает и всегда стремится отделиться от фитиля и быть включенным в источник — в стихию общего огня .
В пламени ее энтузиазма в силах души поднять и возвысить вместе с ней и тело, принадлежащее к элементу тяжелой и ленивой грязи , которая по своей природе имеет тенденцию всегда спускаться на землю, лежать на ней без движения и признаков жизни.
Земля не страшна огню, и она не огрубляет его, она настолько ему чужда, что совсем не взаимодействует с ним. Только вода тушит огонь, когда она упраздняет и оживляет ложную реальность, делая ее бледной и воображаемой альтернативой жизни, к которой стремится душа.
Можно усложнить вопрос: в конце концов, Творец оживляет мир через воду, спускающуюся с небес, и как может быть, чтобы этот небесный дар огрублял мир, и приводил к отдалению от того самого неба?
И ответ, что это правда, что есть вода, которая даяние неба, и она не способствует огрублению. Это вода, которую пьет Земля Израиля — «от дождя небесного пьет она воду» . Жизнь, которая нисходит свыше, но не огрубляется (יתגשמו), и на самом деле вообще не называется дождем (‘גשם’).
Но вода, от которой происходит наслаждение и на которой вырастает «Альма дешикра» (мир лжи), — это вода, которую пьет земля народов. Воду называют «дождем», потому что она материализуются, прежде чем спускается в воздух в виде облаков. Воистину, эта вода вовсе не спускается с неба, но мир пьет свою воду — воду, которая испаряется из бездны и образует облака. В самом деле, «ничего нет нового под солнцем» — забвение Создателя, в силу погружения в суету мира сего является старомодной иллюзией, которая продолжает постоянно рециркулировать себя и питаться своей ложью и быть пленником в этой суете.
Корень всего этого находится в словах мудрецов :
Рабби Иегуда сказал: «Один раз в каждый месяц из бездны вылетают струи и орошают всю землю», как сказано: «И пар поднимался с земли и орошал все лицо земли» . Тучи оглашают звук своих каналов до морей, и моря оглашают звук своих каналов до бездны, и бездна взывает к бездне, чтобы поднять воду и дать ее тучам, о чем сказано: «Бездна бездну призывает голосом желобов своих» . И тучи черпают воду из бездны, о чем сказано: «Поднимает Он облака с конца земли» , и вместо того, чтобы Б-г повелел им подниматься и проливать там дождь. Тотчас земля зачинает и взращивает, как вдова, которая беременеет от блудодеяния.
Но когда Б-г хочет благословить растение на земле [то есть: на Земле Израиля] и поддержать людей, он открывает сокровища добра на небесах и проливает на землю дожди, которые являются мужской водой, и немедленно Земля принимает семя как невеста, которая зачала от своего первого мужа. И вырастает благословенное семя, о котором сказано: «И откроет Б-г для тебя благодатную сокровищницу свою» .
Свеча Израиля
Есть общепринятое от наших раввинов предание, согласно которому Бааль-Шем-Тов является воплощением царя Давида . Тот же Давид назван «Свечой Израиля» («Нер Исраэль») , словами прославлений которого мы ухватываемся из гущи материи: «Не затянет меня водоворот, и не поглотит меня пучина, и не закроется надо мной отверстие колодца» — он спускается, чтобы спасти нас от множества водных потоков, которые угрожают погасить наше пламя.
Бааль-Шем-Тов всей своей сущностью был свечой. Всегда умножал свет, каждый раз, когда он входил в еврейский дом, велел зажечь дополнительную свечу. И кроме того, зажег свечи изо льда, как рассказывается в другом месте .
Его свет бросает вызов лжи реки, текущей в своей непроницаемости, возрождая, но отрицая подателя жизни. Природе мира, которая действует как обычно, утопляя в себе присутствие своего Создателя. Он вырывает реку с ее места, и ему это подобает сделать — он сильнее реки, ведь от нее самой зажег он свечи!
Слово «свеча» (נר) похоже на слово «река» (נהר), и в слове «поток» (נהרה) они соединяются. נהרה — это движение за источником света, как сказано в Пророках : «и устремятся к ней все народы». Вместо слепого бестолкового движения, которое происходит во время не имеющего никакого смысла цикла, удостаивается идущий за свечой идти истинным путем и спастись.
Конец чудес
На внешнем слое рассказа темой является потопление обоза с женщиной и наказание реки. Но после того, что было разъяснено выше, уже понятно, что здесь прекращается битва между высшими силами, борющимися между собой за власть во всей реальности.
Бааль-Шем-Тов стремится изменить природу мира, установить предел невидимому, лежащему в основе реальности, и сказать ему — лишь досюда дойдешь! Остерегайся, чтобы не слишком огрубить этот мир и знай, что у народа Израиля есть сила искоренить тебя.
То, что исходит из уст Бааль-Шем-Това, нельзя изменить, и он действительно посредством своих слов вырвал с корнем ту реку.
Но на протяжении поколений – Святой Благословенный не сдерживает Свое слово. Уже его сын падает в эту реку, и когда он спускается вниз, чтобы спасти его, он поневоле признает, что мир огрубел, и не смог предотвратить этого.
Более того, в его словах можно услышать своего рода полное отречение от состояния мира отсюда и впредь: если бы я не знал, что с того момента, как я покинул мир, он настолько огрубел, что я не представлял его таким и, если бы я знал — я не пожалел бы тебя, и не спустился бы, чтобы спасти тебя .
Конечно, не подобает праведнику, подобному нашему учителю Бааль-Шем-Тову, который всегда жертвовал своей жизнью на благо народа Израиля, отказываться от искупления мира. Возможно, его слова следует понимать в свете высказывания мудрецов о Яакове Авину, который «стремился раскрыть, что будет в конце дней, но ему это не удалось» .
Конец дней называется «концом сокровенного» , потому что «всего этого человек не знает, как будет, пока время не пришло, эти вещи не ясны и у пророков, даже у мудрецов отсутствует предание об этом» . Свет искупления настолько чудесен, что даже праведники, которые сотрудничают с Б-гом и знают его тайны, не имеют возможности узнать, откуда он придет.
Так же и относительно праведников, живущих в наше время, подобно Яакову, как сказано о нем перед смертью, и тем более о душе праведника, спустившейся в мир после его смерти. Цадик является «хозяином» в мире в течение своей жизни, и его свет принадлежит периоду, в котором он живет, и происходит от общего света, в котором Б-г ведет мир в то время. После его смерти он здесь больше не «хозяин». Мир меняет направление, и праведники могут оказаться «устаревшими».
Мир, который увидел Бааль-Шем-Тов, когда он спустился, чтобы спасти своего сына, был в таком низком состоянии, что о нем можно было сказать: «Каждый, у кого нет познания, его нельзя жалеть» . Само по себе это утверждение интерпретируется аналогично предыдущему — если ваша жалость к кому-то не приносит никаких улучшений, вероятно, это не тот способ, которым вы можете принести ему пользу. Если так, уберите руки от него, потому что его спасение зависит от того, что выше вас. Но спасение придет, даже если не в ваших силах его привести.
«Удостоились — ускорю, не удостоились – в свое время» . Мы не полагаем, что Бааль-Шем-Тов имел в виду сказать, что ему и его свету больше нечего делать, чтобы приблизить искупление, напротив — сказали праведники, что даже в это время вся наша работа проводится силой Бааль-Шем-Това, и благодаря ей мы удостоимся искупления.
Но под впечатлением от встречи с огромным огрублением, которое мир пережил после его ухода, Бааль-Шем-Тов показывает, что ключи больше не в его руках. Возможно, не удостоились, и нужно его ждать «в свое время».
«Зачем пробудите и зачем тревожите вы любовь, пока (сама) не пожелает она» , потому что в любом случае мы не знаем, где и каким образом она пожелает. Нам ничего не остается, кроме как ждать, пока откроется самый конец его тайны и чуда.
Мгла, в которой Б-г
В Каббале объясняется, как возвышается мир в двух параллельных системах – кругах и прямой линии (игулим вейошер) . Свет кругов — это свет, который окутывает и окружает мир сверху, но не проникает в него, чтобы содержаться в его сосудах. Свет линии — это приходящий в сосуды свет, который сжимается и спускается до той степени, в которой создания могут усвоить его и подобать ему.
Маршрут света прямой линии выходит из верхней половины круга и спускается в пространство внутри него. С каждым шагом в пространство свет удаляется от источника и ослабевает. Конечно, это удаление вызовет некоторую тревогу, как если бы человек удалялся от берега и пытался обезопасить свой путь веревками и якорями.
Однако, когда свет достигает половины пути, начинает светить на него свет круга из его нижней половины – тот, к которому он все приближается. И, как тот человек, который плывет и удаляется от берега, теперь больше нет необходимости держаться за точку выхода. Лучше плыть все дальше и дальше, потому что теперь ближайший источник света находится точно в продолжении того же удаляющегося пути.
Так в огрублении мира: до тех пор, пока казалось возможным остановить этот ход, он подобен свету прямой линии, который светит в верхней половине круга. Кажется, есть путь назад, и поэтому все силы сосредоточены на попытках возвратить мир к его источнику и остановить его разрушение.
Но когда мир проходит точку, которая казалась Бааль-Шем-Тову точкой невозврата, он понимает, что вот-вот произойдет что-то чудесное. Что искупление придет не от попытки хвататься за безопасный берег, что позади, а, скорее, благодаря продвижению в неизвестное. «И Моше приблизился ко мгле, в которой скрывался Всевышний».
Мы понятия не имеем, как свет появится из такой материальности и тьмы, но именно так ведет нас к Благословенный Б-г, Он тот, кто откроет конец сокровенного, скоро, в наши дни.

Перевод А. Кочубиевская

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.