Сукка в подарок

Хасидская история

С толкованием Рава Ицхака Гинзбурга

Бааль-Шем-Тов попросил о каком-то одолжении у своего шурина, рабби Гершона из Китова, и тот сделал то, о чем он просил. Затем Бааль-Шем-Тов спросил его: что ты хочешь, чтобы я тебе за это дал? Раввин Гершон не ответил, и Бааль-Шем-Тов сказал, что он даст ему подарок возможность сидеть и есть в сукке в первую ночь следующего праздника Суккот.

Накануне праздника Суккот шел сильный дождь, который продолжался всю ночь и сидеть в сукке было совсем невыносимо, и лишь в сукке Р. Гершона дождя не было вообще. Семья Р. Гершона зажгла свечи в сукке, освятила вино и села и не торопливо за праздничную трапезу.

Между тем раввин города подождал до полуночи, наблюдая за тем, что дождь непрерывно льет и сидеть в сукке не представляется возможным. Его желанием было войти в сукку, освятить вино и, по крайней мере, съесть казаит хлеба (около 30 грамм), как написано в Ãлахе. Между тем служка, увидев, что вина нет, пошел за ним. Проходя мимо сукки Р. Гершона Китовера, он увидел, что свечи там зажжены и вся семья сидит в сукке.

Служка пришел и рассказал раввину о том, что видел, но раввин отказался ему поверить и пошел своими глазами посмотреть на это чудо, и понял, что служка рассказал чистую правду. Рабби Гершон сообщил ему, что это подарок его зятя, БеШТа, и раввин послал своего служку принести вино для освящения и оставался сидеть в сукке до конца трапезы.

Цадик удостаивает своего уровня

Подарок люди дарят согласно симпатии. Прислуживая цадику, удостаиваются его симпатии. В «Повседневном» календаре («Айом-йом«) указано, что связь между Б-гом и простыми евреями осуществляется посредством практических заповедей. Есть притча о необычайно мудром человеке, с одной стороны и невежественном простолюдине, с другой, и нет между ними никакой возможности общения. Только лишь когда мудрец просит у невежды что-либо сделать, между ними возникает связь.

Шурин Бааль-Шем-Това получает от него подарок, который уровня самого Бааль-Шем-Това. Однако чудо само по себе не имеет отношения к Р. Гершону. Это явно «история о Бааль-Шем-Тове» и прекрасный пример влияния Бааль-Шем-Това. Хотя БеШТ удостаивает рабби Гершона своего уровня, потому что он ему симпатизирует, ясно, что рабби Гершон сам должен быть для этого подходящим сосудом с битулем. Тот факт, что рабби Гершон не знал, что ответить Бааль-Шем-Тову на предложенную ему оплату, доказывает, что он сделал это, не намереваясь получить оплату.

Есть много историй о том, как праведник чувствует, что кому-то полагается нечто, что он должен передать, не того, хотя сам человек не чувствует это вообще. Иногда это априори. Можно сказать, что Бааль-Шем-Тов чувствует, что рабби Гершон заслуживает духовного дара, который принадлежит его уровню, прежде чем он попросит его сделать это для него. Рабби Гершон должен сделать это сам, поэтому Бааль-Шем-Тов сначала его о чем-то просит. Есть похожие истории о простых евреях, заслуживающих материальное богатство. Здесь Р. Гершон заслуживает духовное богатство, согласно его уровню.

Из стиля этой истории видно, что Бааль-Шем-Тову не так уж нужно было это одолжение. Он делает вид, что нуждается в этом точно, как в притче о мудреце и невежде. В этом тайна цимцума: что Творец «делает вид», что ему нужна работа мира в каком-то измерении, чтобы удостоить людей мира, которые ею занимаются. До цимцума у Б-га не было чего-либо несовершенного.

Бааль-Шем-Тов предвидит благодаря своему Духу Святости, что будет идти дождь и что невозможно будет войти в сукку обычным образом, и поэтому заботится о том, чтобы у Р. Гершона дождь не шел. Написано, что дождь на самом деле зависит от итъарерута делетата («пробуждения снизу»). Место, где не идет дождь, является раскрытием аспекта росы «Тала дебдолха» – что «не благодаря зависимости от мазаля«, а лишь благодаря симпатии.

Наряду с даром существует также аспект распространения чудес, распространения Б-жественности посредством знамений и чудес праведников. Это раскрытие Имени Ãвайе — меры милосердия, которое выше природы.

Во многих историях о Бааль-Шем-Тове есть повторяющееся явление, когда кто-то должен изумляться как часть рассказа о том, что чудо открывается кому-то другому. В какой-то степени — это малхут истории. Здесь тоже есть раввин, который, безусловно, является мудрым и праведным, и он очень восхищен. Он уважительно относится к мицвот и прилагает большие усилия для того, чтобы выполнять их, но все же у него идет дождь, и он не может освящать вино в сукке. Удивление было настолько велико, что раввин — о котором не сказано, что он миснагед, но, вероятно, всего лишь человек с ясным умом, хорошо разбирающийся в открытой части Торы — отказывался верить в чудо, пока он сам не пошел и не увидел.

Рабби Гершон говорит раввину, что это подарок от его зятя Бааль-Шем-Това. Для тех, кто связан с Бааль-Шем-Товом, чудо — простая вещь, но для раввина оно вызывает огромное восхищение. Для слуги это просто восхищение тем, что здесь есть один цадик — Р. Гершон.  Однако, у раввина, который считает себя таким же великим, как Р. Гершон, нет того невинного удивления. Для него это в некоторой степени «ломка сосудов», нарушение всех условностей. Поэтому он должен сам прийти, чтобы увидеть чудо.

Когда Р. Гершон говорит, что это подарок Бааль-Шем-Това, он распространяет весть о чуде. Очевидно, если раввин еще не был близок к Бааль-Шем-Тову, то, вероятно, он приблизился к нему после этих событий. Раввин даже настоял на том, чтобы сидеть в сукке до конца трапезы. Чудо, совершенное Бааль-Шем-Товом, полностью цельно. Известно, что Бааль-Шем-Тов особенно любил Хануку именно потому, что этот праздник принято соблюдать в форме меhадрин демеhадрин, самым наилучшим образом, до конца — так же и здесь, главное стремление — тщательно соблюдать мицву до конца, а не просто лишь выполнить самое необходимое. Когда делают трапезу в честь мицвы, переходят от духовности к материальности мицвы. Духовность — это произнесение кидуша над вином, когда как сидение и еда в сукке являются частью тела. У нашего учителя Бааль-Шем-Това чудо доходит до десяти тфахим[1] до еврейского тела.

«Галь Эйнай» — наш сайт на русском языке с видеоуроками и книгами: http://rabbiginsburgh.ru/ 

[1] Тефах — мера длиной с ладонь, около 8 см.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.