Здоровая ненависть к себе

Нифлаот, Вайеце 83 г.

Рабби Ицхак Гинзбург

Сказано в «Коль Симха»:
«И увидел Б-г, что он ненавидит Лею». Не дай Б-г сказать, что праведник ненавидит
свою жену. Действительно объясняется, что праведник, который служит Всевышнему,
всегда ненавидит себя и всегда находит в себе недостатки, что недостаточно хорошо
служит Всевышнему. А это означает «И увидел Б-г, что Лея ненавидима», имея в виду,
что Лея была ненавидима самой собой. И пойми.
Праведник, служащий Б-гу, на самом деле ненавидит себя! Он ненавидит свое «я»
(«Их» на идиш), которое существует и само по себе является отдельной вещью, и
наказывает себя беспощадно за недостатки в его служении Б-гу (так что все его
служение до сих пор считается грехом, как и известный рассказ о Расаге (р. Саадии
гаоне) о том, что надо каяться каждый день до сего момента за служение Б-гу). Точно
так же Средний Ребе пишет, что кающийся человек сетует на свои грехи и свою
отдаленность от Творца до тех пор, пока ему не станет противна сама его жизнь, и в
Тании объясняется, что ненависть и отвращение — одно и то же: «Любящие Б-га
ненавидят зло, а праведник ненавидит зло и испытывает к нему полное отвращение,
причем отделенное «я» он идентифицирует как источник всего зла.
Конечно, современная психология называет такую ​​ненависть к себе психическим
расстройством. Это пример того, как далека психология от истинной точки истинной
Торы и не может ее вместить. В чем корень разницы? Хасидизм относится с
пронзительной критикой и даже бездонной ненавистью ко злу в моей душе, при этом
чувствуя себя отождествленным с ним, приходит в полное равновесие с переживанием
милости Б-жией ко мне, несмотря на мою неполноценность и удаленность, и с великой
радостью в Б-жьей благости и добрых делах, которые Он дает мне право делать —
«Плачь гнездится в моем сердце с одной стороны, а радость гнездится в моем сердце с
другой стороны». Действительно, когда все переживания человека вращаются вокруг
него самого, как сказано в основах светской психологии, без ощущения присутствия
милосердного Б-га и без радости от его близости — ненависть к себе будет губительна.
Но когда включают в картину происходящего доброго Б-га, — ненависть к себе от
служения Б-гу приносит ей компенсацию в виде раскрытия чрева Леи, превращая ее в
"радостную мать сыновей", которая умножает образ и радуется этому.
Следующая Тора представлена ​​как «шутка», но когда она связана с предыдущей
Торой, становится ясно, что это серьезная шутка: «И поревновала Рахель к сестре своей
и сказала: дай мне сыновей…». И непонятно, почему наша мать Рахель сказала это
Яакову, что похоже на несерьезное высказывание, больше присущее молодым людям.
Как нельзя говорить, что цадик ненавидит свою жену, так и не уместно говорить, что
Рахиль, его мать, имела такие малые мозги, что говорила бессмысленные вещи.
И кажется, что намерение Рахели было в соответствии с тем, что она видела, что Лея,
которую якобы ненавидят, имеет сыновей, а у нее, любимой, нет сыновей, поэтому она
хотела, чтобы и она была ненавистна, и чтобы у нее были сыновья. И приревновала
Рахель к сестре своей, которая была ненавистна, и сказала: «Дай мне сыновей, а если
их нет и т. д.», она знала, что нет ничего такого, что так рассердит Яакова, как это, она
также смысл слов: «и разгневался Яаков».

Согласно предыдущей Торе, «ненавистна Лея» была себе самой, и почему Рахель
решила потрясти Яакова своим высказыванием настолько, что он стал сердиться на
нее? По-видимому, ненавистным в собственных глазах удается «спроецировать» это
чувство и на других, и поэтому неполноценность Леи в ее собственных глазах привела
и к соответствующему отношению со стороны Яакова — отношению, которого Рахель
хотела добиться, ей это удалось. а также была удостоена небесной «компенсации» —
детей.
Подобно тому, как в первой Торе ненависть получила положительное измерение,
здесь такое измерение получает и зависть — зависть в рамках "зависть писателей (друг к
другу) взрастит мудрость" и подобно высказыванию мудрецов о том, что в будущем
"каждый цадик обожжется от хупы своего друга», пока его лицо не позеленеет от
зависти. Казалось бы, лучше устранить ревность это и превратить во взаимное
восхваление. Подобно тому, как мудрецы говорят, что Авраам украшает себя —
гордится своим сыном Ицхаком, а Ицхак украшает себя — хвалится своим отцом
Авраамом, тогда как каждый хвалится именно тем, кто разрушил противоположное его
поклонению Б-гу, так и уместно для «всех братьев Израиля» чтобы хвастаться
отличной и особенной работой другого, вместо того, чтобы завидовать ей , Когда весь
Израиль как один исполняет волю Божью, каждый в своем уникальном деле.

Нифлаот, Вайеце 83 г. стр.21-22

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.