Будет хорошо

Ноах Элимелех | Итро

Объяснение Рав. Гинзбурга

Краткое содержание слов Ноама Элимелеха[1]: В будущем будет имя הוי׳ (Ãвайе) станет именем יהיה («Будет»), «И будет Б-г царем на всей земле, в тот день будет Б-г один (для всех), и имя Его — одно«[2].

Две первые буквы יה в имени הויה (Ãвайе, сокращенно הוי׳) — это будущий мир, и две другие буквы וה — этот мир, а в будущем — «день, который будет сплошным шабатом», и все — будущий мир. И в наше время у праведника это уже имеет место, «ибо все, что должно вскоре произойти в период Геулы, должно уже происходить у цадика на его примере сегодня». И истолковывает: «и будет Б-г царем над всей землей», что Б-г дает царство праведникам («Кто господствует надо мной — праведник»[3]), и тогда «будет один Б-г и имя Его одно» (в жизни праведников уже «…сейчас есть будущее», а затем «есть будущее — язык радости»). Цадик получает эту степень посредством Святой речи, «потому что, когда цадик начинает произносить речи, он совершает действие во всех мирах, и это пример искупления». И так толкуется близость стихов: «И говоря слова. Тогда наслаждаться будешь в Б-ге»[4], посредством речи он получает удовольствие Б-га, будущее удовольствие, когда «будет один Б-г и имя Его одно [цадик зовется по имени Святого Благословенного]». И это смысл слов Моше: «Когда бывает у них слово, доходит оно до меня» — когда нужно, чтобы я прочел имя יהיה («Будет»), тогда слово приходит ко мне, я начинаю говорить и становлюсь образцом искупления.

Все йуд, тайна мысли

Буква יו“ד (י) – главная тайна имени יהיה (поскольку новшество в нем י вместо ו) – на языке Ноама Элимелеха: «в будущем всё йуд«. (И толкует Раши на «Тогда запоет»:) йуд в имени Ãвайе называется мыслью [хохма, י]  и [ה, бина] – «два неразлучных друга» – и отсюда вывод, что יהיה относится к мысли. То, что буква йуд – мысль, как было сказано, и это язык будущего времени («запоет»), и объясняется, что сама тайна мысли — это аспект будущего (в то время как речь относится настоящему, следующим образом[5]). Следовательно, будущий мир, в котором «будет один Б-г», — это мир мысли. И намек: מחשבה יהיה = שכינה (будет мысль = Шхина), раскрытие Шхины в будущем мире.

И надо сказать, что цадик удостаивается имени יהיה потому, что у него добрые и святые мысли. Мысль, речь и действие — три одеяния души, но речь и действие — это «отдельное одеяние», а мысль — «объединяющее одеяние». Одеяние мысли праведника свято и чисто и является тайной «белого одеяния», которое носил Моше Рабейну во время служения, и тайной белой одежды, которую носил первосвященник при входе в Святое Святых в Йом Кипур («один раз в год»), тайна будущего мира и мира грядущего, состоящего из 3-х этапов) благодаря этому он имел право упомянуть явное имя таким, как оно написано[6] («В будущем мире будет читаться יה и писаться יה«[7]).

Думай хорошо, будет хорошо!

Великое правило в учении хасидизма (и в работе хасидизма на практике) — «думай хорошо, будет (יהיה) хорошо» (связь мысли с тайной יהיה). «Будет хорошо» принадлежит будущему и полностью раскрывается в будущем мире, который сплошное благо, но в цадике (называемом «благо») светит имя «Будет» уже сейчас, он видит и ощущает, как все хорошо, и раскрывает мысль, аспект будущего мира и мира сокрытия, в этом нижнем мире включает все в тайну йуда, «все в йуде». От «Будет хорошо» – язык будущего (аспект праведника) становится «все хорошо» в настоящем הכל טוב = חסד (благо = все хорошо, «мир добротой построится»).

יהיה טוב הכל טוב = ז פעמים טוב של מעשה בראשית («Будет хорошо все хорошее» =  7 раз «хорошо» Акта Творения и этого достаточно для понимающего).

Из всего этого возникает серия: י יה הוי׳ יהיה (все вместе равно “אנכי הוי׳ אלהיך“ – «Я — אנכי Ãвайе, Б-г твой»), то есть, буква- י  это тайна мысли, — «влияние святого слова». יה – будущий мир («скрытое – Ãвайе, Б-гу нашему»), когда есть единство буквы י с буквой .ה но нужно прийти к имени הוי׳ в его цельности, когда имя יה (будущий мир) светит в  וה (что противоположно Амалеку, «Б-г клянется своим престолом…»[8]). И в будущем — 4-й высший уровень имени יהיה.

Удовольствие и единство

Так возрадуйтесь c Б-гом, как Б-г хочет сказать, что будет у тебя удовольствие от Творца, которое будет в будущем в наши дни, когда будет имя יהיה. И это «Его имя – один» в будущем праведников будут назвать именем Святого Благословенного … и если это так, в будущем будет один Б-г, который будет называться יהיה, и это будет один язык, и одно имя, которое достигнет совершенного единства.

То есть цадик испытывает с Б-гом удовольствие самого Всевышнего, которое «увеселение самого Царя», так и отрада, которую он имеет от нашей работы, «Удовольствие от того, что Он сказал и Его воля была исполнена»[9] (как объясняется в хасидизме об уровне Моше, верного слуги, который чувствует удовольствие господина). И «будет Б-г один и Его имя одно» означает то, что в будущем, когда Ãвайе (הויה) станет יהיה , единство יה с וה, тогда будет «совершенное единство», то есть, «единый мир» (соединение этого мира и мира будущего) который все Ãвайе один[10].«И имя Его одно» означает, в частности, о праведниках (называемых по имени Б-га), то есть единство праведников с Б-гом и единство между душами Израиля, «и ваш народ — все праведники».

Мысль и речь в любом случае

Цадик посредством Святой речи получает יהיה — уровень будущего. То есть, его мысль «говорит из его уст», как Моше Рабейну, о котором написано: «Шхина говорит из его горла» (מחשבה יהיה = שכינה (будет мысль = Шхина), раскрытие Шхины в будущем мире, как указано выше) и, таким образом, он связывает и соединяет будущее (мысль) с настоящим (речь)[11]. «Когда цадик начинает произносить речи, это оказывает воздействие во всех мирах, и это пример Геулы» — Цадик действует своими речами во всех мирах, то есть также в скрытом мире, тайне мысли (потому что соединение мысли и речи работает в обоих). И это пример искупления, потому что вместе «Мысль и речь» приводят к речи, тайне искупления («Геулу даруй земле»). Единство мысли и речи — это тайна того, «кто [бина, мысль] это [царство, речь] восходит из пустыни» (согласно комментарию Бааль-Шем-Това) затем речь восходит («восходит из пустыни») и действует во всех мирах.

А в стихе «Когда бывает у них дело-давар, доходит оно до меня» (означает, что слова сами приходят[12]) — «Я хочу сказать, что слово-давар приходит ко мне». То есть слово «приходит» само и говорит устами Моше: Речь из глубины святой и чистой мысли. А это «пример искупления» и намек:

כי יהיה להם = גאולה גאולה גאולה (Потому что у них будет) = искупление искупление искупление (искупление — среднее значение каждого слова). כי יהיה להם דבר בא אלי = שכינה = מחשבה יהיה (см. об этом выше).

Простой смысл стиха «не говоря ни слова», который толкует Ноам Элимелех о речи праведника, относится к разговорам в шабат, «Да не будут речи в шабат такими же, как речи в будни»[13]. Но здесь раскрывается, что, когда человек усиливается с субботней мыслью, тогда речь приходит в любом случае, так, как «Шхина говорит из его уст» (и возникает чувство высшего благоговения, как описано в книге При а-Арец в нескольких местах) и это секрет Геулы, когда буквально открыто, что все хорошо.

Еженедельник Нифлаот Итро 81

[1] Со слов «Или скажет, что».

[2] Зхарья 14, 9.

[3] Моэд катан 16, 2.

[4] Йешаяу 58, 13-14.

[5] Это все см. в Еженедельнике Нифлаот «Золото Шломо, глава Бешалах»: https://gal-einai.ru/vera/vyshli-snaryazhennymi/.

[6] По словам Рава Магида, что объясняется в статье «Бати легани» в этом году.

[7] Псахим 50, 1.

[8] Шмот 17, 16.

[9] Раши на Шмот 29, 18: Всевышнему приятно, когда Его воля исполняется неукоснительно. Точное исполнение Его указаний содействует объединению материального и духовного, слиянию человека с Его Творцом.

[10] То есть, «Б-жественность раскрыта и миры раскрыты», как объясняется в другом месте.

[11] См. снова прим. 5.

[12] Согласно толкованию Святого Ор Хаима.

[13]  Шабат 113, 2. И см. в конце Заключительного Трактата в Тании, что это внутренний субботний отдых в шабат. И см. Тосфот в Шабат там от имени Йерушалми. И в Йерушалми, шабат, 15, прим. 3 на слова Торы.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.