Череп и исправление веры

Авот 2, 6

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга

Он же заметил однажды череп, плывущий по воде, и сказал о нем: «за то, что ты топил, — утопили тебя; но и тебя утопившие будут, в конце концов, потоплены»

Автор мишны — Гилель а-закен. Согласно простому смыслу, Гилель учит частному Провидению и наказанию «мера за меру», “אטפת“ («утопил») – в значении утопления (буквы ט־צ  взаимозаменяемы), череп убийцы плавал в воде, потому что его владелец топил других в воде[1], и, по словам Рамбама, это то, что воспринимается чувством, что всякий, кто совершает злой поступок и несправедливость, в конечном итоге будет наказан тем же злом. И Гилель также учит, что «»прокручивают» вину посредством виноватого» (прокручивание подразумевает перевоплощение-гилгуль (как мы узнаем из стиха): «и Б-г предназначил ему»[2]. И действительно, этот злой человек заслуживает быть убитым, но тот, кто убил его, сделал это незаконно (не через суд) и, следовательно, он также будет убит, потому что он сделал это по своему злому выбору (согласно Бартануре и Тосфот Йом тов).

В качестве намека: сочетание букв טף, которое повторяется четыре раза (אטפת אטפוך מטיפיך יטופון) намекает на святое Имя Б-га טפטפיה, Тафтафия, Имя мысли, то есть глубокие мысли Б-га, связанные с частным Провидением: «но думает Он о том, чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный»[3]: так же, как и в бедствии есть «мера за меру», подвергнуть (буквально «прокатить по голове», — לגלגל игра слов גלגלת — череп) грешника наказанию. Таким образом, для добра есть чудесное Провидение, которое воздаёт за всех утерянных и отвергнутых, и более того, «хорошая мера более многочисленна» (и посмотрите здесь интерпретацию Рамбама, что это даже во благо «тот, кто начинает в реальности добрые дела, получит в действительности пользу»).

И в Мидраше Шмуэль задается трудный вопрос: ведь многих убийц вовсе не настигает кара, и они мирно умирают на своих постелях! И еще, как можно решить, что все убиваемые убивали других, ведь первым убитым является Авель, который никого не убивал! Следовательно, он интерпретирует, что мишна намекает на реинкарнацию душ (— לגלגול נשמות), от  גלגלת и убийца будет убит в другом воплощении, а Авель был убит потому, что он «взглянул в Высшую святость», (и Тосфот Йом тов интерпретировал по-другому свой трудный вопрос). В продолжении этому толкует Явец (в «Лехем шамаим«), что череп, который плавал по поверхности воды, принадлежал Каину, первому убийце, и из этого учат, что всех убийц ждет конец, подобный его концу.

Действительно, Аризаль интерпретирует эту мишну следующим образом[4]: Гилель — воплощение Моше Рабейну, череп — череп фараона, и Гилель сказал ей: «за то, что ты топил, — утопили тебя», за то, что ты утопил детей Израиля в воде, ты утонул сам.  И Гилель продолжает говорить Израилю: «но и тебя утопившие будут, в конце концов, потоплены», тот, что причинит вам страдания, подобно фараону, конце концов будет наказан.

Еще один комментарий Аризаля[5] о том, что все начинается с Авеля (первого убитого человека) воплощением (גלגול) которого является Моше, а череп (גלגלת) намекает на тайну גלגלתא Эриха Анпина).

Абель причинил ущерб тем, что разделил между גלגלתא и тем, что ниже его, и поэтому Моше (его воплощение, גלגול) должен был находиться в коробе, который плавал на поверхности воды, но египтяне, вызвавшие это, также были наказаны: «но и тебя утопившие будут, в конце концов, потоплены». И Ноцар хесед интерпретирует по методу Аризаля Мишну в похвалу как намек на пророчество, “אטפת“- «утопил» в значении  проповеди (הטפה[6]), и корень пророчества находится в גלגלתא, которое раскрывается в «Пума кадиша» (святых устах).

Ребе Раяц истолковал в стиле хасидизма, что «может быть Тора, постижение, но только черепом (т.е. головой), без тела, без сердца, без рук и ног, то есть, есть проблема с чувствами и разумом, и когда гуляет по улице, то он только ноги»[7]. То есть голова – это вера, и нужно, чтобы она распространилась во всех силах души. Хотя объясняется[8], что сила веры относится, особенно, к верхней части кетера-короны, рад»ла, но есть вдохновение рад»ла над гульгольта (поскольку сама гульгольта как бы «плавает на поверхности воды»). В соответствии с этим следует интерпретировать, что это был изъян Авеля, который отделил веру от внутренних сил души – побудил всплыть — отделил ее над водой, что намекает на «Моха стима» (который освещает разум и оттуда все силы души). Просветление веры во всех силах души выражается в заповеди тфилин, которая способствует подчинению мозга Творцу (в тфилин головы) быть «разумом, управляющим сердцем» (в тфилин руки) и продолжает свет веры, озаряющий на внутреннем уровне до ног — и это намек в טף (אטפת и т. д.) в значении тотафот, “טטפת“ «знаки (над глазами)».

 

[1] По словам Раши и Овадии Бартануры. И см. у Раши, что есть места, где не произносили эту Мишну, и это вызывает удивление.

[2] Шмот 21, 13. См. Макот 10, 2 (как цитируется в толковании Агра здесь). “אנה לידו ושמתי לך“ – инициалы Элул.

[3] Шмуэль 2 14, 14.

[4] Шаар маамарей Разаль. Авот, см. объяснение Ребе на трактат Авот.

[5] Книга собраний, глава Берешит.

[6] Например: «И проповедуй югу» (“והטֵף אל דרום“), Йехезкель 21, 2.

[7] Сефер сихот 5697 года, ст. 240.

[8] Сод а-Шем лиреав, стр. 118.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.