Достоинство матери

Глава Ваехи

Рав И. Гинзбург на Ноам Элимелех

Ноам Элимелех пишет:

 «Йеуда, тебя восхвалят братья твои и т. д.» … Есть трепет и есть трепет. Есть нижняя любовь, называемая «нижняя мать».  И от этого уровня происходит любовь, называемая «брат», которая еще не является цельной любовью. И от этой степени любви происходит цельная любовь, называемая «отец». И от этой степени любви происходит Верхний трепет, называемый «мать». И об этом сказано: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего», намек на нижний трепет, при котором мать упомянута раньше отца. И в уважении, которое любовь, отец упомянут перед матерью. И это то, что Авраам, наш праотец, мир ему, сказал Авимелеху: «И действительно, она моя сестра — дочь моего отца». То есть, поскольку он был в пути, он не мог достичь Верхней степени любви, называемой «отцом». И он был на другом уровне нижней любви, называемой «брат» … и это «Йеуда, ты», то есть, когда ты пребываешь на открытом уровне, то есть на открытым уровне «Ты», как мы говорим: «Благословен Ты» — это открытый уровень. «Который освятил нас» – сокрытый. И на этой ступени «тебя восхвалят братья твои» – хочет им сказать, что они на уровне брата, как сказано выше. Но «твоя рука на затылке врага» означает, что, когда будешь на высшем уровне, то у тебя в руках будет сила уничтожать врагов и правосудие. И тогда, «и сыновья твоего отца поклонятся тебе», те, которые будут на уровне отца, и очень хорошо пойми.

Общая структура снизу-вверх такова: трепет-любовь-любовь-трепет (дхилу верахиму верахиму дхилу), что соответствует четырем буквам святого Имени הוי׳ (Ãвайе). То есть, нижний трепет (нижняя буква ה) приводит к нижней любви (ו); нижняя любовь приводит к верхней любви (верхняя буква ה); высшая любовь приводит к высшему трепету (י). И дополнительная параллель: нижний трепет – нижняя мать; нижняя любовь – брат; верхняя любовь – отец; верхний трепет — верхняя мать (последние два — замечательное нововведение, как будет изложено ниже).

От трепета к любви

Нижний трепет – страх царства-малхута, называемый нижняя мать, один из прозвищ сфиры малхут, матери, которая порождает и кормит нижние миры. Нижний трепет – это когда человек чувствует присутствие царя, в силах которого умертвить и оживить, образ царя пробуждает в нем страх (не страх перед самим наказанием). Но в нижнем трепете человек является реальностью для самого себя, «Я» перед королем, по сравнению с высшим трепетом «битуль (самоотречение) в реальности», «Я» (אני) становится «ничем» (אין).

Начало – в нижнем трепете, с которого переходят к любви, сначала – к малой нижней любви. Свойство любви — это внутренний свет сфиры хесед-доброта: «День, с которым идут все дни», «Днем пошлет Б-г милосердие Свое», общность малого лика (зеир анпин), буква ו святого Имени Ãвайе (י-ה-ו-ה). Эту любовь обычно называют «сыном», но здесь рабби Элимелех называет ее «братом», как объясняется в стихе «ради братьев и друзей моих» (братья — зеэр анпин, буква ו святого Имени Ãвайе). אח-брат – инициалы “אהבת חסד“ «любить милосерие» (Вершить правосудие [в малхуте] и любить милосердие [в зеир анпине[ и скромно ходить пред Б-гом твоим  ]в бине-понимании[«).

Брат и один

Высшая любовь — это чувство полного единства, мы оба на самом деле одно целое (как «и стали одной плотью») אחד = אהבה («один» равно по гиматрии «любовь»), когда невозможно жить друг без друга, как написано про Яакова и Биньямина, «и его душа связана с его душой» (и поэтому, если Биньямина не будет, то Яаков умрет), это похоже на битуль в реальности — нет отдельного «я» без ближнего, которого я люблю как свою душу любовью, которая не зависит от внешних обстоятельств.

С другой стороны, нижняя любовь – брат- אח (внутри אחד-один), каждый очень сильно связан с другим, каждая — половина, и две половинки стремятся с любовью соединиться друг с другом (как «половины шекеля» — в тайне: «две половины форм»), но у него есть самостоятельное существование. Поэтому, именно от этой возвышенной любви поднимаются к возвышенному трепету, битулю в реальности.

Инверсия творения в отце и матери

И известно (в Каббале и хасидизме), что высшая любовь, которая соответствует высшей букве ה — это высшая мать, а высший трепет, соответствует букве י в Имени Ãвайе, которая относится к отцу. Но рабби Элимелех переворачивает творения и называет высшую любовь отцом и высший трепет матерью, мать выше отца! И так истолковывает: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего» в страхе мать предшествует отцу, нижняя мать будет предшествовать любви, что над ней, в то время как в любви-уважении сказано: «Уважай отца и мать своих» — отцовская любовь предшествует материнской, то есть высшему трепету, что над ней.

Во-первых, существует лингвистическая связь между любовьюאהבה- и отцомאב— (относящаяся к корням אהב и אבה), «разве не один отец у всех нас?» намекает на то, что, когда мы поднимаемся на уровень отца, мы все едины, на уровне «отец» «один-אחד» (= любовь-אהבה) продолжается «у всех нас». Но все еще нужно разобраться.

Надо просто сказать, что слова рабби Элимелеха являются обобщением. То есть обычно высшая любовь — это мать, а высшая трепет — это отец, но он говорит о мудрости-хохме, которая в понимании-бине, «мудрый в понимании» — на языке Каббалы, то есть «лик Исраэль саба-дед» — со стороны того, что высшая любовь — это отец. А также говорит о бине, что в хохме, «понимание в мудрости» — «лик высшей матери», заключенный в высшем отце — и, с этой стороны, высший трепет — это мать, и это также объясняется в писаниях Аризаля, что внутри лика отца есть часть (так называемый «подлик») высшей матери, который выше высшего отца.

После объяснения в терминах, нужно объяснить в духе хасидизма достоинство матери перед отцом: высший трепет отца – самоотречение в реальности из-за ענוה-смирения, как Моше Рабейну, который был самым скромным человеком, сказавшим: «А мы кто?». Но выше этого есть достоинство скромности- צניעות матери! Тайна скромности в том, что ее нет совсем, она также не видит себя, как «Риша дело яда, вело итъяда» (Радла, высшая глава сфиры кетер-корона), которая совсем не знает себя, тайна веры (язык матери).

Предварение рабби Элимелехом добродетели матери по отношению к отцу соответствует имени «Ноам Элимелех» — Ноам – это высшая мать. Говорят, что рабби Элимелех сделал тшуву (раскаялся) в том, что он причинял своей матери страдания во время кормления грудью — очевидно, он достиг высочайшего уровня высшей матери, абсолютно полного битуля в реальности.

Благословение Йеуды

Благословение Йуды истолковано Ноамом Элимелехом: «Йеуда, тебя восхвалят братья твои» — «Ты» — сравнительно низкий уровень раскрытия (“והנגלות“) — буквы וה святого Имени הוי‘, то есть нижняя мать (ה) и брат (ו) — «твои братья». Но для того, чтобы дойти до «твоя рука на затылке врага», нужно быть на уровне высшей матери, тогда «сыновья твоего отца поклонятся тебе», уровень отца, высшей любви, преклоняющейся перед уровнем матери – высшего трепета.

То есть, когда цадик-Йеуда находится на низшем уровне, он не вступает в битву, но есть Шалом ахшав — «мир сейчас», который является неполным. Когда мы все братья, «восхвалят братья твои», налицо исправленная социальная ситуация, но это все еще не настоящая цель. Чтобы достичь «Дидан Ноцах» (подобного благословению колену Дана), нужно быть на более высоком уровне совершенной праведности, в высшем трепете (аспект матери, как указано выше), и тогда «твоя рука на шее врагов твоих», «и у тебя в руках будет сила уничтожать врагов и правосудие», чтобы отменять и смягчить законы, как объясняется в Тании, что совершенный праведник буквально превращает зло в добро.

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.