Личное иcцеление
Часть 2 статьи "Искупление и исцеление"
Толкование рабби Ицхака Гинзбурга на рабби Нахмана
Рабби Нахман продолжает объяснение:
Ибо вот правда, как врач может препоясать свои чресла ] свойственное для рабби Нахмана выражение, согласно стиху в «Эшет Хайиль»: «Туго перепоясывает чресла свои и укрепляет мышцы свои»[1].[
Вылечить больного посредством медицины и лекарств, ведь не известно лекарство, и нужно вылечить больного, и есть много лекарств, которые могут вылечить болезнь, и, несомненно, больной не может вылечиться иначе как определенным лекарством, предназначенным для его исцеления,
Независимо от того, насколько врач становится экспертом и изучает мудрость медицины, вещи настолько личные и частные, и существует так много факторов, «те или иные факторы», что врач из плоти и крови с ограниченным умом не может точно знать, какое лекарство дать. Даже если у одной болезни есть много лекарств, характерных черт и методов лечения, но исцеление конкретного человека является личным.
В Купат холим обычно смотрят только в компьютер, чтобы решить, какое лекарство назначить от симптомов, описываемых пациентом – такого рода подбор лекарства рабби Нахман, несомненно, намеренно порицает. В медицине есть методы, которые претендуют — посредством задавания вопросов и т. д. — получить подробную информацию о пациенте. Но даже эти методы, которые, кажется, находят особые детали, имеют совершенно ограниченную гарантию — им вообще нельзя доверять.
Короче говоря, в таком случае врач беспомощен — не знает, что делать. Что он да может сделать? Как в истории о медике-санитаре Ребе Маhараша[2]. В той истории он только дергал волосы свой бороды, таким образом пробуждая тринадцать добродетелей милосердия, а затем исцелял — какое бы лекарство ни давал — именно как в этом ворте. Там искупление было благодаря тому, что он ощупывал бороду, и что в глубине души он просил Б-га помочь ему найти правильное лекарство для этого пациента.
Исцеление посредством препарата-человека-дня
Как узнать, какой препарат подходит? Мы несколько раз учили[3] слова Алтер Ребе о том, что «Ты знаешь тайны мира»[4] — что, хотя человек может познать «секреты Торы», только Бог знает «секреты мира». Знание того, какое лекарство дать пациенту, — это «секреты мира», оно есть только у Б-га, потому что все уже было решено в АК (Адам Кадмон) и из того, что «Б-г предполагал, что будет в реальности»[5], «с давних времен»[6], в древности древности «прежде созданий Своих, искони»[7]. Поэтому рабби Нахман подчеркивает, что здесь не только мудрость, но высший, недостижимый указ:
Как решено Наверху, как сказали наши благословенной памяти учителя (Авода зара, 55): «повелевают Вверху, что вылечится посредством лекарства некий человек посредством некоего человека в определенный день». Таким образом, как может врач поставить себя лечить, ведь он не знает, какое лекарство решено Наверху.
Не поможет даже самый высококвалифицированный врач и наиболее испытанное и проверенное лекарство и опытных лекарств для лечения рассматриваемой болезни — решение Сверху, кто вылечит, и чем вылечит и когда вылечит. Нужно определенное лекарство, определенный человек и определенный день — несомненно, эти три условия являются очень преднамеренными.
Как что звучат эти три условия? Они совершенно ясно соответствуют тайне עש“ן, которой Б-г сотворил мир – עולם־שנה־נפש — в трех измерениях. נפש — это «определенный человек», врач;שנה — «определенный день»; а лекарство — это измерение עולם, каким веществом мира следует лечить этого пациента.
Каков источник этих трех измерений в сфирот? Хохма, бина, даат: хотя Рамак объясняет[8], что эти три измерения в бине-тиферете-малхуте (тайна «идет непорочно«[9]), но мы все поднимаем до корня в Хабаде:
Источник души находится в даат, как сказано: «И душа без разумения не хороша»[10]. И слово «человек» («определенный человек») также подразумевает, что согласно Галахе человек — с возраста бар-мицвы, который становится здравомыслящим (бар-даат).
Что такое день? Свет — «И назвал Б-г свет днем»[11], что он — мудрость в корне. О мудрости написано: «Кто мудр? Тот, кто видит будущее»[12] — когда родится спасение, когда день исцеления этого пациента. Рабби Нахман объяснит, что еще до того, кто такой врач и какое лекарство он должен использовать — исходное состояние день, которое видят в будущем, до какого дня придется ждать. Все начинается с дня — мудрость, «все ты сотворил Ты с мудростью»[13] » все с мудростью [сегодня] прояснятся ] лекарство и человек «[14][.
Что такое סם (лекарственное средство)? Это явное намерение, одно из самых глубоких намерений у Аризаля, что в общей бине есть два лика: има илаа и твуна. Има илаа — это ס — шесть высших сфирот общей бины и твуна — запечатанная – ם четыре последние сфирот общей бины[15]. Это тайна слова סם (сам). Есть лекарство и есть особое слово «сам», которое мудрецы используют во многих контекстах. Толкуют слова: «И возложите (ושמתם) ]эти речи Мои на сердце ваше и на душу вашу[«[16] – ושמתם как .[17]«סם תם» На стих: «верны пути Б-га, и праведники пойдут по ним, а грешники споткнутся на них»[18] сказано: «удостоился – стало ему жизненным эликсиром, не удостоился – стало ему ядом»[19] – противоположным жизни.
סם עולם בינה בינה
איש נפש מלכות דעת
יום שנה תפארת חכמה
Перевод из Еженедельника Галь Эйнай, Нифлаот, Суккот-Симхат Тора, 81 год, стр.24-26
(продолжение следует)
[1] Мишлей 31, 17. Объяснение стиха согласно хасидизму, см. Тания Святое Послание 1.
[2] «Слухи и истории», часть 2, 33.
[3] Итваадут 24-го Тевета 5770 и подробно на итваадуте 19-го Кислева 5777 (и вышло также в обработанной статье «Разей олам«) и на итваадуте 18-го Элула 5780 (напечатано в номере Рош а-Шана 5781 года).
[4] Порядок исповеди во время прочтения Шма перед сном и в Йом Кипур.
[5] См. Микдаш мелех на Зоар 1 15, 1; Эмек а-мелех в начале ш. 1. И в статьях Хабада в нескольких местах.
[6] Миха 7, 20.
[7] Мишлей 8, 22.
[8] Пардес римоним 5, 5.
[9] Мишлей 10, 9.
[10] Мишлей 19, 2.
[11] Берешит 1, 5.
[12] Тамид 32, 1.
[13] Теилим 104, 24.
[14]Цитируется в Тании, Святое послание 21 от имени Зоара (см. Таамей мицвот, глава Экев).
[15] Эц хаим, шаар а-клалим, 11.
[16] Дварим 11, 18. «И возложите (ושמתם)» – это окончание 72-х слов второй части Шма. Тайна Имени עב из 72-х Имен Благословенного,
[17] Кидушин 30, 2: «Учили мудрецы: ושמתם — סם תם — Тора подобна жизненному эликсиру… сказал им, Израилю, Святой Благословенный: сыны мои, Я сотворил дурное начало, и сотворил ему Тору – приправу, и если вы занимаетесь Торой, вы не будете переданы в его (дурного начала) руки».
[18] Ошея 14, 10.
[19] Йома 72, 2.