Мудрость и трепет

Трактат Авот 3, 9

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга

Рабби Ханина, сын Досы, говорил: «мудрость, которой предшествует боязнь греха, — прочна; но мудрость, предшествующая боязни греха, — неустойчива»

Комментарий Бартануры: «мудрость, которой предшествует боязнь греха» — кто учится, чтобы бояться греха (и тогда страх предшествует в мыслях, «конец действия в первоначальной мысли»), «его мудрость прочна», потому что «мудрость приводит его к тому, чего желает его сердце, и он наслаждается этим». «Но мудрость, предшествующая боязни греха», он не учится, чтобы выполнять, «его мудрость не прочна», потому что мудрость мешает ему делать то, что его сердце желает, и поэтому он испытывает отвращение к мудрости и оставляет ее.

В хасидизме объясняется[1]: мудрость проистекает из начала реальности, а страх совершить грех предшествует мудрости, поскольку это «Ничто», бесконечное благоговение перед бесконечным Святым Благословенным Творцом. И при каждом добавлении мудрости и достижений нужно, чтобы «боязнь греха предшествовала», держаться за страх, уровень непостижимого, который выше достигнутой мудрости, и это оживляет и поддерживает мудрость.

И еще, на внутреннем уровне[2], страх греха высшей степени является страхом перед возможностью отрыва от Благословенного Творца, страх, что будет нарушена сильная любовь между ним и Б-гом. Любовь проистекает из признания единства Бога, Который есть все и все есть Он, в то время как грех — это недостаток и пустое пространство, когда человек ощущает свою реальность как отдельно существующее эго. Трепет (יראה) связан с силой зрения (ראיה), которая принадлежит в душе к мудрости — «Кто мудр? Видящий зарождающееся» (и видит, что родится из его сущности).

И намек: רבי חנינא בן דוסא — חבד, рабби Ханина бен Доса — инициалы Хабад (мудрость, понимание, постижение) учат, что нужно связывать страх согрешить с мудростью.

יראת חטא + חכמה = שבת = זך * הוי׳ (Страх согрешить + мудрость = Шабат = 27 (чистый) * Ãвайе), причем первые буквы слов יראת חטא חכמה = Ãвайе (=26), а остальные — Ãвайе в квадрате. Шабат – день мудрости, устранения эгоизма (битуль, разум отца), страха согрешить (написано, что даже простолюдин боится лгать в шабат), как намек, что ירא שבת – буквы בראשית (трепет шабата – буквы Берешит, Бытие). В Каббале объясняется, что «страх греха» — это «гвура деатик», а парцуф «Атик йомин» — это сила удовольствия в душе, тайна удовольствия Шабата. А мудрость здесь — исправление парцуфа «Арих анпин» посредством имени מה хохмы, мудрости, то есть исправление силы воли в душе посредством битуля хохмы[3].

[1] При Эц хаим, глава Тецаве объясняется в уроке от 6-го Адара 5777 года (напечатано в еженедельнике Авита Тецаве-захор 5777 года).

[2] См. Лев ладаат, стр. 38.

[3] См. «Хасдей Давид а-нээманим» том 6, стр. 149 и далее.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.