Путь [постижения] Торы

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга на Авот 6, 4

Мишна 4: Таков путь [постижения] Торы: хлеб с солью ешь, и даже воду пей в меру

Мишна 4: Таков путь [постижения] Торы: хлеб с солью ешь, и даже воду пей в меру

Следует ли понимать буквально слова мишны: «хлеб с солью ешь…», что изучающий Тору и желающий удостоиться короны Торы, должен поститься, изводить себя и изнурять? Нет! Напротив, мудрецы учили нас, что «всякий, кто постится [без особой причины], называется грешником»[1], особенно мудрый ученик, которому пост мешает учиться. Рассказывают, что у Любавичского Ребе в молодости был обычай не есть до окончания молитвы Минха, но, когда об этом стало известно его отцу, рабби Леви Ицхаку, он потребовал, чтобы тот прекратил это делать[2]. В таком случае, то в чем смысл этой мишны? Толкует Раши: «Даже если у человека нет ничего, кроме хлеба с солью… не откажет себе в том, чтобы заниматься Учением, и в конце концов он будет заниматься им, став богатым. И еще, тот, кто погружен в Тору, не вправе предаваться плотским удовольствиям и увлекаться деликатесами, «праведник ест досыта»[3], не больше и не меньше.

В молитвах страшных дней мы произносим: «И тшува (покаяние), и молитва, и цдака (милосердие) устранят злой приговор». В махзорах над словом «тшува» написано «пост-цом», над словом «молитва» — «голос-коль», а над словом «цдака-мамон» — «деньги», причем все они имеют одинаковые гиматрии: צום = קול = ממון (пост = голос = деньги). Трио «Тшува, молитва и цдака» соответствует трем столпам, на которых стоит мир: молитва — это столп служения («Служение в сердце — это молитва»[4]), а цдака — это столп благодеяния. А тшува соответствует столпу Торы! Это потому, что Верхняя тшува — это приверженность Б-гу посредством изучения Торы[5] (Верхняя тшува – верхняя буква ה, понимание-бина). Согласно этому, «пост» тшувы — это не пост для искупления грехов, а пост «хлеб с солью ешь» — пост-цом, который означает сокращение-цимцум и удовлетворение небольшим количеством необходимого. Тот, кто занимается Торой, «ограничивает» себя «четырьмя амот Ãлахи»[6], которые соответствуют четырем буквам Имени Ãвайе, и таким образом он пребывает «все дни в покаянии [верхнем]»[7].

Еженедельник Нифлаот Ръэ 5780, стр. 33

Хотите узнать больше и подробнее о печатных материалах рава И. Гинзбурга? Нажмите на ссылку:

http://rabbiginsburgh.ru/

[1] Таанит 11, 1.

[2] Ликутей Леви Ицхак, часть Святые послания, стр.443.

[3] Мишлей 13, 25.

[4] Таанит 2, 1.

[5] См. Тания, Послание о покаянии, глава 9 и далее.

[6] Брахот 8, 1.

[7] Шабат 153, 1

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.