Вступление в Эрец Исраэль выше природы

Недельная глава "Шлах"

Толкование рава Ицхака Гинзбурга на Сфат Эмет

Сфат Эмет объясняет, что согласно природному порядку в период, когда были посланы разведчики, еще не пришло время входить в землю Израиля, пока не пройдет сорок лет и это то, что и «видели» разведчики. Но, согласно «Высшему руководству», руководству посредствам чудес, можно было войти в Эрец Исраэль немедленно — и ошибка-грех разведчиков заключался в том, что они не пошли за этим руководством, в продолжение всех чудес, которые Святой Благословенный сотворил для них в пустыне. Это и есть причина сурового наказания «год за день» (которое на первый взгляд не соответствует Б-жественной милости) если были они удостоились, то это было бы сорок дней миссии вместо сорока лет, необходимых для естественного хода событий, «день за год [день вместо года]», и теперь они вернулись к сорока годам.

Естественным образом существует необходимый порядок опережения и запоздания, правильной подготовки, пока не достигается желаемая цель. Но Израиль при даровании Торы опередили «сделаем» перед «выслушаем», подобно тому как яблоко (цель) созрело раньше его листьев (подготовка)[1] – это сила Торы, которая выше природы, и она «перепрыгивает» и напрямую достигает плод, чудесное руководство, во главе с Моше Рабейну.

А вот пропуск порядка опережения и запоздания, желание добраться до вкусного и спелого фрукта, негативно проявляется в изъяне завета, импульсивного порыва, в котором отсутствует терпение (корень всех грехов, начиная с греха Древа познания и до греха золотого тельца, когда народ не дождался Моше). Разведчики, казалось бы, были «праведниками», хранившими завет и терпеливо ожидавшими подходящего времени… Но благодаря Моше Рабейну, праведному человеку истины (а также всем истинным праведникам всех поколений, продолжателей Моше Рабейну), существует истинное исправление изъяна завета: способность прыгнуть в святости, опередить позднее и достичь цели «Машиах нау» и Земли Израиля здесь и сейчас.

Медленный характер лидерства принадлежит «женской» сфире hод, быстрое чудо-лидерство принадлежит «мужской» сфире нецах, «он в нецахе, она в hоде». Если hод – «нижняя глубина», то нецах — «верхняя глубина» и нужно усилить нецах над hодом, в тайне «и он будет управлять тобой». «Как сочетается юноша с девушкой, сочетаться будут с тобой сыновья твои, и (как) радуется жених невесте» — чтобы войти в Землю Израиля как жених, мчащийся за своей невестой, «радуется как богатырь, пробегая свой путь». Нецах и hод – «почки советники» — хороший совет — совет Моше Рабейну (соответствующий нецаху у семи пастырей), в то время о грехе разведчиков сказано: «И ни во что не ставили вы все мои советы»[2]. И вот соотношение дня к году — нецах и hод, день (יום) мужского рода и год (שנה) — женского — если бы они удостоились, это было бы сорок дней со стороны нецах, а теперь, когда они согрешили — это сорок лет со стороны hод». «Моше истина и его Тора истина», если бы они прилепились к Моше, они бы удостоились, чтобы было לשנה יום = אמת (истина = день за год) в высшем значении этого (включения hода в нецах). И теперь, когда они не удостоились, стало день за год יום שנה= תהו  («хаос») и остались в пустыне: «и в хаосе воя пустыни».

Перевод еженедельника Нифлаот, глава Шлах, 5780, стр. 25.

[1]Шабат 88, 1.

[2] Как объясняется в Мидраше, Бемидбар раба 27, 24.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.