Свидетельство об Израиле и Торе

Глава Берешит

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга на Ноам Элимелех

«В начале сотворил» – толкование Раши ז“ל  ради Торы, называемой решит («начало») и для Израиля и т.д. Стоит растолковать у Раши ז“ל направление этих вещей чтобы показать единство, да будет благословлено Его Имя, что Он уникален в Своих чудесах и Творец истины. Это знак и свидетельство его народа Израиля, праведников, чей свет разума и сердца очень широк в добродетелях и хороших мерах до бесконечности, когда наши глаза видят их большое величие из всех народов и святую Тору, которую им дал Добрый Б-г по Своей милости, эти двое будут свидетельствовать и оправдывать Его ужасы и чудеса, которые он создал в своем мире один, без посторонней помощи, пока эти три свидетельствуют друг о друге Святой Благословенный, Тора и Израиль, и это Шма Исраэль. Б-г намекает на Тору, потому что Шма — это Тора, которую мы слышали из Его, Благословенного, уст, и Израиль является свидетельством Б-га, что он Создатель, Он — Творец, и это имел в виду Раши также сказав «ради Торы и ради Израиля», сказав, что эти два являются доказательством на Берешит и это легко понять.

Размышление о народе Израиля, которому «нет подобного» среди народов, и в Торе «подобной которой нет ничего» среди разных премудростей, является свидетельством о Благословенном Творце, что «нет ничего подобного Ему»[1] — «что он уникален в своих чудесах и Творец истины»[2] («Печать Святого Благословенного — истина»[3], как намекается на печать акта Берешит «Б-г сотворил для исполнения», “ברא אלהים לעשות[4] – последние буквы стиха составляют слово אמת, истина).

«И Он уникален в своих чудесах» — это тайна «Того, кто творит великие чудеса один, ибо навеки милосердие Его»[5] — размышление о «в природе доброго творить добро»[6], которая выражается в творении «вовеки зиждется милосердие»[7]. «Один» то есть ступень, на которой «только Он и Его имя»[8], когда «Его имя» является источником Торы (которая — вся имена Б-га[9]), а «Он» — источник Израиля (в той же степени, в которой «Израиль, Тора и Святой Благословенный едины»[10] раскрывается, что «трое свидетельствуют друг о друге, Б-г, Тора и Израиль» «равного роста» — в своем росте свидетельствовать друг о друге – “הוא ושמו“ – аббревиатура ([11]שוה.

Как пишет Ноам Элимелех, свидетельство Торы и Израиля подразумевается в чтении Шма — «Шма» намекает на Тору, «которую мы услышали из Его, Благословенного, уст» (тайна: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отказывайся от учения матери твоей»[12], Письменная Тора, которую мы слышали от нашего Небесного Отца, «Из уст гвуры», и Устная Тора[13]) и «Израиль» буквально — ежедневное свидетельство «Единства, благословенно имя Его». В “שמע… אחד“ есть большие буквы עד — намек на двух свидетелей, Тору и Израиль[14] (потому что везде, где в Торе говорится «עד», речь идет о двух свидетелях[15]) — а остальные буквы אשמח[16], научить, что свидетельство его, Благословенного, единства является источником радости в служении Всевышнему, и чем глубже размышляют об этом, тем больше удостаиваются бесконечной радости.

И язык Ноама Элимелеха «свидетельство имени, которое он создает, — Творец», также намекает на двух свидетелей: народ Израиля свидетельствует, «что он — Творец» — «Народ, который создал Я Себе, (чтобы) рассказать о славе Моей»[17] (в рассказе хвалы о том, что «нет другого, кроме Него»[18]). Тора, что перед нами — это «Тора творения»[19], начиная с «В начале сотворил Б-г» — «Тора — это язык обучения»[20], что в начале работы нужно открыть («создал» означает выход-раскрытие наружу), что в мире есть «Бог» (׳עס איז דא א גאט אויף דער וועלט׳), что «Он Творец». Это действие Израиля посредством Торы, начиная с нашего праотца Авраама ) тайна “בהבראם“ —[21]באברהם[22]),  который распространял знание о Б-жественности Благословенного в мире – «и стал провозглашать там Имя Ãвайе, Владыки мира»[23].

[1] О ступени «нет ничего подобного» см. подробной со слов «Многие воды» 5717.

[2]בורא אמת» («Творец истины» — здесь особое выражение) = 25 раз Ãвайе (пирамида (זה и в любом случае הוי׳ בורא אמת = Ãвайе в квадрате. Как мы объясним, «истина» здесь ступень «нет подобного Ему». אמת (истина) = 21 в квадрате. И “אין כיוצא בו“ («нет подобного Ему») = 14 в квадрате, и вместе они = 637 = הוי׳ תורה (страх Ãвайе) = 13 (אחד, один) умноженное на 49, 7 в квадрате (исправление веры сердца в целостности).

[3] Шабат 55, 1. Йерушалми, Санhедрин 1, 1.

[4] Берешит 2, 3.

[5] Теилим 136, 4.

[6] См. Эц хаим, шаар клалим, 281; Эмек а-мелех, шаар шаашуй а-мелех, 281; Тания, Врата единства и веры, гл. 4.

[7] Теилим 89, 3.

[8] Перкей дерабби Элиэзер, 3.

[9] Рамбан, Введение к Торе. יונת אלם פכ“ט. ועד“ז זח“ב פז, א. ובכ“מ. במדרש על “שלשה מעידין זה על זה“ (מובא בחגיגה ג, ב תוד“ה “ומי)“. Три свидетеля — Б-г, Израиль и Суббота — и так же, как Тора — это имена Б-га, так и «Шабат – имя Святого Благословенного. Имя того, кто целен больше всех» (Зоар 2 88, 2). И намек: ישראל שבת הקדוש ברוך הוא = 1898 = 26 פעמים 73 (Израиль шабат Святой Благословенный = 1898 = 26* 73), “הוי׳ בחכמה [תורה] יסד ארץ [׳ארץ חפץ׳, ישראל] “(Тайна «Ãвайе мудростью ]Торой[ основал землю» (Мишлей 3, 19)). Только ישראל הקדוש ברוך הוא  (Израиль + Всевышний)  = 1196 = הוי׳ * אלהי (вместе они – корень и наполнение имени עב в хохма).

[10]  По Зоару 3 73, 1.

[11] См. со слов (“להבין ענין שמח“ת“ (תשל“ה», что учили в Симхат Тора в этом году. И см. там также тайну “בשמי ולכבודי“ (прим. 10).

[12] Мишлей 1, 8.

[13] По Мидрашу Мишлей 1, 8. И см. Зоар 2 276, 2 (на «Почитай своих отца и пр»).

[14]תורה ישראל  (Тора Исраэль) = двойной квадрат כד. תורה ישראל עד (Тора Израиль свидетель) = 2 раза 613 (תריג*2 =משה רבינו, “הוי׳ אלהי ישראל). תורה עד ישראל עד = 1300 (Тора свидетель Израиль свидетель) = 50 раз הוי׳, раскрытие 50-х врат «בלתי להוי׳ לבדו» («только лишь Б-гу следует служить», Шмот 22, 19).

[15] Сота 2, 2; 31, 2.

[16] Зоар 3 236, 2.  См. в нескольких местах в хасидизме. Сидур с да»х: שער הק“ש עז.

[17] Йешаяу 43, 21.

[18] Дварим 4, 35.

[19] При Эц хаим, шаар крият сефер Тора, 5.

[20] Зоар 3 53, 2; Радак, Сефер Шорашим, шорш «ירה» (часто цитируется в беседах Любавичского Ребе).

[21] Берешит 2, 4.

[22] Берешит раба 12, 9. Псикта дерабби Каане, приложения 1; Зоар 1 91, 2.

[23] Берешит 21, 33.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.