Сын Ноаха и гер тошав

Четвертая революция (статья седьмая)

В последние годы рав Ицхак Гинзбург обучает о четырех больших «революциях» в учении Талмуда: запись устной Торы, взимание оплаты за обучение Торе, обучение Торе женщин и обучение Торе народов мира, причем мы находимся в разгаре третьей революции и начале четвертой революции

В предыдущих статьях мы разобрали, что есть мицва влиять на народы мира, чтобы они стали соблюдать семь заповедей сыновей Ноаха и даже обращают в иудаизм тех, кто это заслужил. Впрочем, существует разница между Эрец Исраэль и за границей: воздействие на неевреев, находящихся за границей, является чем-то более простым и «чистым», чего нельзя сказать о Эрец Исраэль. Речь идет о разнице между сыном Ноаха и гер тошав, и мы кратко объясним согласно методу Рамбама[1].

Слова Рамбама

Рамбам писал в «Законах о запретных связях» (14, 7-8): Кто такой гер тошав? Это нееврей, который принял на себя не заниматься идолопоклонством, вместе с другими заповедями, которые приняли на себя сыновья Ноаха … Ведь это ограничивает его, а он из праведников народов мира, и почему его называют тошав («житель»)? Потому что нам позволено поселить его среди нас на Земле Израиля…Гер тошав принимают только в период, когда соблюдается Юбилейный год (Йовель).

И вот что пишет Рамбам в «Законах об идолопоклонстве» (10, 6): в период, когда рука Израиля сильна по отношению к народам мира, мы не должны позволять нееврею идолопоклоннику находиться среди нас, даже если он поселился временно или перемещается с места на место с товарами, не пройдет через нашу страну, пока не примет на себя семь заповедей, которые заповедованы сыновьям Ноаха, как сказано «не будут обитать на твоей земле» даже на какое-то время, и если примет на себя семь мицвот, то он гер тошав, и не принимают герей тошав до тех пор, пока не соблюдается Юбилейный год (Йовель)…

В Законах о царях, главы 10-11: [10]…Велел Моше Рабейну, со слов Б-га (буквально аль пи а-гвура) заставить всех людей мира принять на себя заповеди, которые были даны сыновьям Ноаха…и принявший их называется повсюду гер тошав, и нужно принять его перед тремя товарищами.

[11] Всякий принявший семь мицвот и соблюдающий осторожность в их соблюдении, является одним из праведников народов, и он имеет долю в будущем Мире, и, если он примет их и выполнит, потому что заповедовал их Святой Благословенный в Торе, которую нам передал Моше Рабейну, и сыновьям Ноаха было заповедано, но, если он сделал это по решению разума — он не гер тошав и не праведник народов мира, а из их мудрецов. И есть, разумеется, дополнительные Законы для гер тошав, такие как мицва, чтобы «оживить» его[2], и мы выделим несколько ключевых моментов:

А. Гер тошав означает, что можно селить его с нами в стране Израиля[3], и если нет, то он принадлежит к «не заселять в вашей стране» то есть, в период, когда у нас «рука Израиля сильна по отношению к народам мира» (а когда нет у нас «рука Израиля сильна (по отношению к народам мира)», то, по крайней мере, есть запрещение давать им землю и т. д., как объяснено в Законах об идолопоклонстве в главе 10).

Б. Гер тошав должен принять на себя мицвот в силу повеления Моше Рабейну в Торе, и в любом случае он является одним праведником народов мира. Гер тошав сам по себе, принимает на себя семь мицвот, и нужно, чтобы мы приняли его перед судом Израиля.

В. Принятие гер тошав может быть только в период Йовеля, когда весь Израиль находится на земле их наследства[4], но в наше время нет герей тошав. В этом смысле комментаторы пишут, что только когда Израиль полностью находится на своей земле, они могут «абсорбировать» герей тошав без страха, что последние причинят нам физический и духовный вред[5].

И по-простому, по мнению Рамбама, когда нет Йовеля, нельзя заселять страну Израиля даже неевреями, соблюдающими семи заповедей, потому что мы не можем их принять в качестве гер тошав[6]. Хотя мнение Райведа, что даже в наше время нееврею, принявшему на себя семь заповедей Ноаха, разрешено селиться в Израиле, нам не велено давать ему силу[7]. И Кесеф Мишне хотел сказать, что Рамбам также признает, что, если он сам принимает семь мицвот, ему не помешают проживать в стране Израиля, потому что к нему не относится: «не будет проживать в твоей стране, чтобы не совращать тебя Мне». Но некоторые из ахроним не согласились с Кесеф Мишне в этом[8] (т.е. согласно Рамбаму, если не «берут за него полную ответственность», было бы лучше, чтобы их не было между нами).

Все это, конечно, относится к «постоянному поселению» еврейского народа на Земле Израиля, когда в период Йовеля будем применять Законы гер тошав неевреев, которые хотят присоединиться к нам[9] (к этому, конечно, нужно добавить сегодня необходимость поощрения иммиграции, как объясняется в книге рава Гинзбурга «Мой Израиль» http://rabbiginsburgh.ru/moi-izrail/.

Гер тошав и его рамки

Гер тошав — это не только «хороший нееврей», который выполняет семь заповедей Ноаха, но и особый статус, вытекающий из его принятия. Поэтому Рамбам пишет Закон принятия гер тошав в продолжение Закона о принятии праведного гера (гер цедек). И кажется, что у гер тошав есть фундаментальные изменения с момента его принятия (особые «силы»), аналогичные гиюру праведного гера[10]. И вот некоторые примеры существенного различия между гер тошав и неевреем: 1. В Гмаре есть мнение, что гер тошав в некоторой степени обязан соблюдать субботу (в то время как нееврею нельзя соблюдать субботу)[11]. 2. Рабейну Гершом Меири пишет, что у гер тошав есть «немного гиюра»[12], на языке Меири «почти гиур»[13]. 3. Рашба считает, что гер тошав как «новорожденный»[14]. 4. По мнению Рамбама нет суда «фанатики поражают» относительно еврея, который соблазнил дочь гер тошава[15]. 5. Таз пишет, что по мнению Рамбама забой скота гер тошава кошерен по Торе, поскольку он «вышел из всех наций»[16].

И в объяснении необходимости принятия мицвот гер тошавом (ведь он и ранее был обязан): Рамбан[17] написал, что первая причина, чтобы посредством принятия он стал более скрупулезно соблюдать, и вторая причина, согласно комментарию в Гмаре[18], что Всевышний «стоял и разрешал» неевреям семь мицвот, и считается, что неевреи как бы не получили указ, но должны выполнять (и во всяком случае наказываются, если они этого не делают), и поэтому должны принимать перед судом Израиля, когда теперь будут как не получившие указ, но выполняющие. То есть, при даровании Торы обновилось новая обязанность в семи заповедях, и чтобы получить ее, нужно наше «посредничество». И, по-видимому, то же самое можно сказать и по мнению Рамбама, в частности, Рамбам объясняет[19], что Израилю заповеданы все заповеди только благодаря статусу получения Торы на горе Синай, а также те мицвот, которые они ранее были обязаны выполнять, они вновь обязались выполнять на горе Синай. И в любом случае можно сказать, что нееврей, который стал гер тошав, теперь становится обязанным выполнять семь заповедей только благодаря статусу на горе Синай.

Но на самом деле, из слов Рамбама, видно, что это не совсем новая обязанность, потому что он написал «и сообщил нам [Моше], что сыновьям Ноаха ранее было велено». Но есть «соединение» предыдущего обязательства с Торой Моше. Иными словами, в каждом нееврее обязанность выполнения семи заповедей продолжается от Адама и Ноаха (за исключением того, что получение вознаграждения за эту обязанность меньше, как тому, кто не получил указ и исполняет), а когда была дана Тора Израилю на горе Синай, сюда вошла мицва и сила для Израиля, чтобы передать семь заповедей народам (которая теперь находится «в наших руках»), то есть ставить «штамп» на предыдущую обязанность, которую теперь будут продолжать выполнять, и именно это принимает на себя гер тошав[20] (в противоположность им, обязанность Израиля выполнять 613 мицвот была полностью обновлена на горе Синай).

И есть мнение, что гер тошав является «средним» между неевреем и евреем, поэтому у него есть два аспекта: он связан с «историей» сыновей Ноаха, которая была до дарования Торы, а также связан с учением Моше, данным на горе Синай. И кажется, что для гер тошав имеет смысл прийти к полному обращению[21]. Кроме того, существует мнение, что гер тошав — это лишь временная ситуация[22], и, хотя в простом смысле нет такого Закона, но все же можно сказать, что это назначение (по крайней мере скрытое) в статусе гер тошав.

Тем самым понятно, на внутреннем уровне, почему есть связь между гер тошав и Йовель: тогда все возвращается к своим источникам-корням, поля – к их хозяевам, рабы к своим семьям, все «выкачивается» вверх в любом случае, и тогда гер тошав также присоединяется к «движению» возвращения к источнику и может прийти к полному гиюру. Неизменным атрибутом Юбилейного года является шофар: «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашшурской и заброшенные в землю Египетскую», а на внутреннем уровне речь идет о собирании святых искр также из народов, которые в будущем станут прозелитами. «Святой Благословенный изгнал Израиль к народам для того, чтобы к ним добавились прозелиты»[23]. Шофар говорит: «Улучшайте (шапру) свои действия», и поэтому все улучшаются (слова «шапру» и «шофар» имеют общий корень) и поднимаются на более высокий уровень. Поэтому в Каббале и хасидизме описывается подъем миров, согласно которому неевреи поднимаются на уровень, соответствующий евреям, и это связано с тайной Шмиты и Йовеля.

Принуждение сыновей Ноаха – объяснение Ребе

Это все — относительно гер тошав, который имеет особый статус, который в основном касается его проживания в Израиле, и зависит от Йовеля. Но кроме этого, есть особое отношение к соблюдающему семь заповедей нееврею, и его называют на языке Рамбама «Бен Ноах» (понятие, широко используемое в Законах о царях). Это различие объясняется в словах Рогачовера (который объясняет, что для сына Ноаха также есть заповедь «оживить» его) и подробно описывается в словах Ребе[24] и вот основные моменты этого:

  1. Приказ «принуждать всех обитателей мира» ради самой сути принятия заповедей, а не только для того, чтобы были герей тошав, и, следовательно, в принципе действует в наше время (и еще Ребе говорит, что им не обязательно принимать именно из-за повеления Моше в Торе, но в примечании он сомневается в этом аспекте, что, возможно, сын Ноаха должен хотя бы сказать, что он принимает из-за повеления).
  2. Так же, как у народа Израиля при даровании Торы есть принятие Царства Б-га («Анохи…» – «Я Ãвайе, Б-г твой» и «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня») и принятие мицвот, так у гер тошав есть принятие Царства Б-га (запрет идолопоклонства) и принятие указов (остальных мицвот сыновей Ноаха), причем «принятие Царства Б-га является фундаментальным моментом при выполнении ими семи заповедей».
  3. «Цель дарования Торы состоит не только в том, что Израиль примет на себя бремя Царства Небесного и бремя мицвот, но и осуществит «и будет Б-г Царем всей земли», чтобы Царство Б-жие почувствовалось во всем мире, а потому, что Царство Б-жие и его повеления полностью наследие Израиля, по словам Рамбама в начале этой Ãлахи, «Моше Рабейну унаследовал Тору и мицвот для Израиля», то есть эти вопросы полностью стали относиться к евреям… Следовательно, они имеют силу и повеление устанавливать Царство Б-га над всеми жителями земли… Это неотъемлемая часть передачи и получения Торы Израилем … Поэтому понятно, что любой, у кого есть возможность делать это и, конечно, кто связан торговлей и т. п. с неевреями, должен стремиться и влиять на них, чтобы они приняли на себя семь заповедей».

И на самом деле (в общих чертах): необходимо приумножать действия «еврейского министерства иностранных дел» для распространения веры по всему миру и во всех народах (без необходимости формального статуса принятия ими семи заповедей, поскольку сегодня нет полного принятия гер тошав). Но что касается деятельности на Земле Израиля («Министерство внутренних дел») (понятно, что нет нужды предпринимать привоз неевреев из-за границы для этой цели. Несомненно, что те неевреи, которые уже находятся в нашей стране, должны также укрепляться в соблюдении семи мицвот (и те немногие, кто соответствует статусу «сыновей Ноаха» наилучшим образом, могут полагаться на Райведа, что их постоянное место может быть в стране).

 Перевод из Еженедельника Нифлаот, Хукат, 5780, стр. 22-25.

Отредактировано на иврите Йосефом Пэли. Седьмая статья в серии о четвертой революции. Эту статью в ее расширенной версии можно получить по электронной почте.

[1] Обо всем этом см. еще в книге «Малхут Израиля», часть 1 в статьях «Израиль и народ», «По закону гер тошав и ишмаэлим».

[2] Законы прав и даров, 3, 11. Законы царей 10, 12. И у Рамбама это особая мицва, асагот книги Мицвот, Асе, 16.

[3] И он тоже в конце Сефер а-Мицвот, Ло таасе, 51. Хинух, мицва 94. Ритба, Макот 9,1.

[4]  Законы о Шмите и Йовеле 10, 8.

[5] Райвед, Законы запрещенных связей. Мешех хохмат дварим 23, 7. Хазон иш, Швиит, 24, 2. Толкование рава Капаха на Законы запрещенных связей.

[6] Как доказывает Магид Мишна, Законы запрещенных связей 14, 8 и 10.

[7] См. Асагот Райвед в Законах идолопоклонства и в Законы запрещенных связей. Ответ Рашба, 1, подпункт 182. Хазон Иш, 3: «И даже по мнению Райведа, именно, что он полон веры Израиля, что Израиль обязался 613 мицвот и сыны Ноаха 7 мицвот…», — см. там.

[8]  Cифрей девей рав, глава Ки Тецэ, пункт 260. Минхат хинух, мицва 94, Хазон иш там же.

[9] И ясно, что большинство неевреев, которые сейчас находятся в Израиле, далеки от уровня гер тошав, также по мнению Райведа, как из-за недостатка веры и принадлежности к ложным религиям и тому подобное, так и благодаря их отношению к израильским властям, и здесь не место для подробного обсуждения. (см. Торат а-Мелех, часть 2, глава 6 о положении сыновей Ноаха в царстве Израиля).

[10]  См.: Гильеней а-Шас, идолопоклонство, 64, 2. Оцрот Йосеф, Йоре деа, буква 10. Мишнат Яавец, Йоре деа, симан 3. Масат Моше Хеврони, Псахим, симан 130. Рав Коэнман в книге Диврей а-рав, симан 36. Контрас шиурим Бва Меция, симан 12.

[11]Критот 9, 1. Йевамот 48, 2. Раши со слов «Гер тошав» (см. там ришоним, которые с ним не согласны).

[12] Толкование на критут там (напечатано на стр. 10, 2).

[13] Меири Йевамот 48, 2.

[14] Торат а-баит а-арох бейт Ашем, врата 4 (но можно сказать, что это только по мнению р. Йеуды, приведенном там, и здесь не место для более детального обсуждения).

[15] Илхот исурей бия 12, 5. И см. Магид Мишна там (но в Цафнат пиануах хочет сказать, что это не только у полного гер тошав).

[16] Таз, Йоре деа, пункт 2, подпункт 1.

[17] Рамбан, Макот 9, 1. И у Ритба там написана вторая причина.

[18] Бава кама 38, 1. Авода зара 2, 2.

[19] Толкование Мишна хулин 7, 6: «Вы должны знать, что бы мы не остерегались сегодня или что бы мы ни делали сегодня, мы делаем это только потому, что нам велел Моше из-за Божьих заповедей, а не потому, что это было повелено пророками, которые предшествовали Моше».

[20] И сравни со словами Ор самеах в Илхот исур бия и в словах Гриза в письмах, которые в конце его книги о Рамбаме (последняя страница).

[21] Как в высказывании Эвен Эзры, Дварим 31, 12, что гер тошав должен прийти в общину, «возможно, он обратится в иудейскую веру» (но Рамбам в Илхот хагига, часть 3, 1, считает, что речь идет только о праведных герах, и см. там в ключевых словах). И у Тосфот в Авода зара 20, 1 со слов «להקדים»…»смотри… нельзя давать ему падаль (некошеную пищу), чтобы он мог решить в сердце и полностью принять иудейскую веру». См. Мешех хохма, Дварим 23, 7.

[22] См. книгу «Аль Исраэль гаавато«, стр. 57; 96.

[23] Псахим 87, 2.

[24] Ликутей сихот, часть 26, глава Итро, беседа 3, см. там.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.