Вырубать и выкорчевывать

Источник сада – хасидский аспект главы Ръэ

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга

«Уничтожьте все места, где народы, которые вы изгоняете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их из этого места»[1].

В этих стихах написана мицва уничтожить и вырубить[2] идолопоклонство из Земли Израиля[3]. Давайте теперь посмотрим на толкование этих стихов мудрецами:

во-первых, из повторения слов: תְּאַבְּדוּן אַבֵּד (переведенный как «уничтожьте», только один раз в Торе[4]) мудрецы делают вывод: «отсюда, чтобы выкорчевать идолопоклонство нужно искоренить его»[5], недостаточно, вырубить то, что над поверхностью, но требуется уничтожение самого корня[6]. Точно так же мудрецы сделали вывод из слов «אבד תאבדון» — «что, если немного оставить, то сменится [снова вырастет] даже десять раз, поэтому должно был вырезано»[7]. Таким образом, нужно постоянно помнить, чтобы не осталось и следа идолопоклонства, подобно войне с Амалеком (одной из главных заповедей Машиаха): «Сотри память об Амалеке в поднебесье, не забудь»[8]. Действительно, обязательство «выкорчевать идолопоклонство» имеет место именно в Земле Израиля, а не за границей (где нужно только уничтожить идолопоклонство, попавшее в руки еврея)[9].

В Гемаре есть особая статья мудрецов о стихе «И разрушьте их жертвенники»[10]: «Разрушение идолов предшествуют завоеванию Земли Израиля [Раши: При вступлении им было приказано разрушить их сразу после завоевания, и выкорчевать их], завоевание Земли Израиля предшествует очистке от идолопоклонства. Учил рав Йосеф: «и разбейте их жертвенники». И оставляй [Раши: не написал: сожгите], «И разбейте их монументы» и оставляй. «И оставляй» – придет такое на ум? Сжигать надо! Рабби ,уна сказал: «Преследовать, а затем сжигать [Раши: Оставь, пока не начнешь преследовать и уничтожь идолопоклонников, а затем сожги[“. То есть при вступлении в страну должно быть немедленное действие по уничтожению идолопоклонства, вырубка всего, что на поверхности и (сжигание как хамец в Песах), но потом оставляются разрушенные жертвенники, преследуется враг до победного конца, завоевывается страна и выполняется мицва: «не оставлять в живых ни одной души» и только потом возвращаются, чтобы полностью искоренить идолопоклонство и сжечь его корни и основы.

Завершение заповеди в словах: «и уничтожьте их имена», еще одно значение уничтожения, и нужно знать, что отсюда учат обязанность искоренения идолопоклонства.

Разрушение и ликвидация – обрезание и удаление

Таким образом, есть три стадии: разрушение, захват и ликвидация. Невозможно начать завоевание страны без разрушения, уничтожения жертвенников, которые построены на земле.  Как только вступают в страну, сразу же сталкиваются с идолопоклонством, и если его проигнорировать, невозможно будет завоевать страну! Затем идет завоевание земли и, наконец, «искоренение идолопоклонства», то есть его корень («время вырывать посаженное», «время делать Б-гу», עת = אבד תאבדון, то есть, время = «уничтожьте»), только тогда приходит цельность. И намек: גדוע כבוש בעור = נצח ישראל, разрушение, захват, ликвидация = вечность Израиля, вечная и существующая победа[11].

Разница между разрушением и ликвидацией в служении души будет понятна в соответствии с тем, что объясняется в хасидизме в отношении обрезания: есть два действия, миля-обрезание и прия-отрывание, обрезание грубой крайней плоти и удаление тонкой кожи. А в душе миля – это устранение видимого зла, и о нем сказано: «удалите же черствость сердца вашего»[12] – это наши действия. Но есть еще стадия вмешательства, устранение исчезающего зла, как тонкая прозрачная кожица, которая не видна глазу, о которой сказано: «И обрежет Ãвайе, Б-г твой сердце твое»[13] этому только Б-г может помочь. До тех пор, пока в душе остаются скрытые «корни» зла, в душе все еще присутствует некое бессознательное влечение к злу (своего рода раскаяние за выбор добра, свойственное человеческой природе сожаление), и только когда есть миля и прия Свыше, появляется «истинная печать» работы человека. И достигает уровень «Вечность Израиля [разрушение, захват, ликвидация] не будет лгать и не будет сожалеть, потому что Он не человек сожалеть»[14] — не будет лгать неосознанно после того, как видимое зло было отрезано, и не будет осознанно сожалеть после уничтожения корней скрытого зла.

]Связь и обрезанием также возникает из простого смысла Священного Писания: Йеошуа бин Нун обрезал сынов Израиля (миля и прия) сразу после вступления на страну[15], и благодаря этому они завоевали и ликвидировали идолопоклонство.

Уничтожение эгоизма предпосылка для завоевания страны

Мицва прекращения открытого идолопоклонства начинается в сердце. Если я не буду сам работать над укреплением уверенности в том, что «только лишь Б-гу следует служить»[16], я не смогу завоевать землю. Это ошибка последних поколений, когда кажется возможным завоевать и заселить землю, не избавляясь от идолопоклонства, начиная с разновидности идолопоклонства: «сила моя и крепость моей руки добыли мне все это богатство»[17]. Прежде всего, нам разрушить жертвенники, затем завоевать Землю Израиля и, наконец, ликвидация. После завоевания появляется помощь Свыше и возможно ликвидировать идолопоклонство.

Вернемся к работе души: первое разрушение – служение среднего, задачей которого является обработка видимых мотивов души, открытого дурного начала, которое не может прийти неосознанно.

Вторая стадия – завоевание Земли Израиля, означающее в душе процесс превращения из среднего в праведника: «И народ твой — все праведники, навеки унаследуют Землю ]Израиля[, ветвь насаждения Моего, дело рук Моих для прославления»[18], «у всего народа Израиля есть удел в будущем мире»[19] также, как у каждого есть свой удел на Земле.

Третий этап после завоевания Земли — искоренение идолопоклонства — это работа праведников. Можно подумать, что у праведника нет работы, потому что он «убил» свое злое начало, но, на самом деле, у него много работы по искоренению и ликвидации зла, которое скрыто под поверхностью. Удвоение в выражении תְּאַבְּדוּן אַבֵּד (переведенный как «уничтожьте») – это разрушение идолопоклонства среднего и служение праведников[20].

Другими словами, и когда мы входим в Землю Израиля, нам велено служить Всевышнему, как мы должны были это делать за границей, где нам также было велено уничтожать идолопоклонство. Это важная вещь для наших поколений: есть первая стадия исправления себя и народа Израиля, какими мы должны были быть за границей, и это поверхностное прекращение идолопоклонства. Это само по себе подготавливает нас к завоеванию Земли Израиля, а затем идет работа по искоренению идолопоклонства, которое является неосознанным, в самых глубоких и самых скрытых слоях души, во внутренних комнатах неосознанного, чтобы там также не осталось плодородного корня, способного возродить идолопоклонство.

В заключение:

Разрушение Обрезание, видимое зло Служение среднего И вне Израиля
Захват Переход от среднего к праведнику Земля Израиля
Ликвидация корня Прия, скрытое зло Служение праведника Земля Израиля

 

Служение Ава и Элула

Стих об обрезании видимого зла: «И удалите же черствость сердца вашего» – аспект разрушения идолопоклонства, написан в главе Экев, которую читают в месяце Ав. Стих обрезания Сверху: «И обрежет Ãвайе, Б-г твой сердце твое» написано в «главе тшувы» — главе Нецавим, которая читается в конце месяца Элул (перед Рош а-Шана), и в этом стихе один из основных намеков на Элул —את לבבך ואת לבב זרעך“ («твое сердце и сердце твоего потомства») – так как его  инициалы образуют слово אלול. В месяце Ав есть итъарута дэлетата (пробуждение снизу), а в Элуле уже есть раскрытие тринадцати атрибутов милосердия, итъарута дэлеэйла, чтобы пробудить итъарута дэлетата) «Я принадлежу своему возлюбленному, а мой возлюбленный принадлежит мне» — «אני לדודי ודודי לי“ — אלול – снова инициалы Элул. Главное в Элуле – «אני לדודי», но 13 атрибутов милосердия придают силы, как в притче о «царе в поле»[21].

Таким образом, посередине, между главой Экев и главой Нецавим, это работа захвата. Также о месяцах Ав и Элул в конце года толкуется стих «И было, на следующий год, когда цари выходят (на войну)»[22] — работа тшувы, которая также включает войну (выход царей на войну).

И вот Элул намекает на элиль (идол)[23], ликвидацию идолопоклонства, а также Ав намекает на ов (колдуна, который связывается с идолопоклонством) и то и другое в конце периода Тамуза, который является названием идолопоклонства («женщины, оплакивающие Тамуза»[24]). В Аве начинают разрушать идолопоклонство в мире и в душе, и в конце Элула удостаиваются искоренить ее и полностью ликвидировать ее, «и идолы полностью исчезнут»[25], и тогда удостаиваются хорошей записи и подписи в Рош а-Шана на хороший и сладкий год (запись получают от первого разрушения, и подпись соответствует основному корню).

Хотите узнать больше и подробнее о печатных материалах рава И. Гинзбурга? Нажмите на ссылку:

http://rabbiginsburgh.ru/

[1] Дварим 12, 2-3. Глава Ръэ начинается словами: «Смотри, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение… И вот, когда приведет тебя Ãвайе, Б-г твой, в страну, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею…» Это означает, что «смотри», что вам делать, когда вы входите в страну, — это также относится к заповеди уничтожения идолопоклонства. Когда входят в (Святую) землю, удостаиваются Мохин дэаба (тайна тфилин Рабейну Там), аспект видения — благодаря предвидению зарождающегося приходит видение, что нам предстоит делать сейчас и каков правильный порядок – разрушение идолопоклонства, а затем завоевание страны Израиля, а затем уничтожение идолопоклонства, и как будет объяснено.

[2] Для ясности: אבד – это инициалы אב בית דין — это роль лидера, президента и главы суда, который возглавляет завоевание страны следующим образом. Красивое явление корня אבד: серия, которая начинается с א ב ד, следующее число — 7, которое равно אבד.

[3] И см. Ãлаху: Рамбам, Идолопоклонство 7, 1. Шулхан арух Йоре деа, 146, 14-15 и тему הכלים. Талмудическая энциклопедия, объяснение порядка искоренения идолопоклонства.

[4] В другой огласовке “אָבֹד תֹּאבֵדוּן“ («совершенно исчезнете») написано три раза (в главах Ваэтханан, Экев, Ницавим), чтобы не произошло «совершенно исчезнете», не дай Б-г, нужно выполнить «уничтожьте», то есть ликвидацию идолопоклонства, которая, по сути, является войной за существование народа Израиля! Если не уничтожите, то совершенно исчезнете.

[5]Авода зара 45, 2. И также Раши на стих.

[6]Здесь напрашивается аллегория: идолопоклонство похоже на гнилой зуб. После обработки корня ставят коронку — после удаления корня идолопоклонства удостаиваются венца царства Израиля.

[7] Сифри Ръэ, пункт 8.

[8] Дварим 25, 19.

[9] По пониманию Турей заав (סקי“ב) в Рамбам и Шулхан арух. См. так комментарий Агра, пункт 20. И здесь не место для подробного объяснения.

[10] Авода зара 45, 2.

[11] Миспар кидми גדוע כבוש בעור = 2700 (вместе с колель = בראשית ברא אלהים את השמים ואת הארץ, В начале сотворил Б-г небо и землю) = 3 раза 900, ל в квадрате (среднее значение).

[12] Дварим 10, 16.

[13] Дварим 30, 6.

[14] Шмуэль 1 15, 29.

[15] Йеошуа, глава 5. Йевамот 71, 2.

[16] Шмот 22, 19.

[17] Дварим 8, 17.

[18] Йешаяу 60, 21.

[19] Санhедрин 10, 1.

[20] Порядковый номер אבד = 7 (и так на всех уровнях числа), תאבדון = 49 = 7 в квадрате, подразумевает первое разрушение (הגידוע), которое относится к семи мерам сердца в целом, в то время как особая для страны Израиля мицва (служение праведников —  «и народ твой все праведники») искоренить идолопоклонство относится к злу, местящемуся в сердце, индивидуально, причем качества переплетаются друг с другом, 7 раз по 7, и вдумайся в сказанное.

Чтобы выполнить мицву תאבדון нужно понимание (תבונה), но не так ксиль (глупец, также от כוכבים ומזלות — звезды и знаки зодиака, идолопоклонство), о котором сказано; «глупый любит не благоразумие, а только открыть сердце» и как известное толкование в хасидизме на этот стих, хорошо объясненное в другом месте.

[21]Ликутей Тора, глава Ръэ, со слов «אני לדודי» 32, 1.

[22] Шмуэль 2 11, 1 и в Тиргум Йонатан. См. еще в предисловии книги Тшуват а-шана.

[23] Кольбо, симан 122: «И обрежет Ãвайе, Б-г твой сердце твое, и сердце твоего потомства», чтобы научить тебя, что каждый, кто раскаивается в Элуле, получает ответ, знамение сломленному идолу, у которого нет лекарства, кто не может исцелять». И посмотри еще там Шмуэль, глава Ръэ, 5677 (и в нескольких местах).

[24] Ихезкель 8, 14.

[25] Йешаяу 2, 18.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.