Он сам себя похоронил

Помощник, от которого на самом деле нет пользы

Ор Исраэль (1, 277-280)

Однажды в праздник Шавуот гений, раввин Леви Ицхак Шнейорсон[1], сидел за трапезой с Ребе Рашабом в Любавичах. Разговор развернулся в сторону дня смерти Бааль-Шем-Това, был ли он в первый день праздник Пятидесятницы или во второй.

Рашаб сказал, что годовщина смерти Бааль-Шем-Това — это первый день праздника Пятидесятницы[2], а годовщина царя Давида — во второй день праздника Пятидесятницы.

Раввин Леви Ицхак спросил: Если так, то кто был занят подготовкой тела Бааль-Шем-Това к захоронению? Язычники?[3] Возможно ли, что неевреи будут иметь дело с таким святым телом? Рашаб ответил: Тело Бааль-Шем-Това не нуждалось ни в какой помощи извне.

Шмуот весипурим стр. 18

Собственные похороны

«»И похоронил его» — он сам себя похоронил»[4]. После ухода Бааль-Шем-Това из этого мира в нем выявляется новое раскрытие, выходящее за рамки всего того, что было при его жизни. Задача Бааль-Шем-Това заключалась в том, чтобы раскрыть возвышенные силы сущности души и с их помощью возвысить служение человека.

Сама сущность(עצם) души не делает различий между жизнью и смертью, так как она в любом случае не одевается в тело человека. Неудивительно, что тот, в ком раскрываются эти силы, сам занят своим погребением. Об ученике Бааль-Шем-Това, раввин Магиде, также говорят, что он окунал себя в микву для очищения после своей кончины.

Помощник, от которого на самом деле нет пользы

Впрочем, мы должны устранить противоречия в этом с рассказом о том, что он велел своим ученикам заниматься его чистотой. И нужно сказать, что это занятие только носило характер «помощь, от которой на самом деле нет пользы»[5], что чудесным образом соответствует учению Бааль-Шем-Това.

Согласно Бааль-Шем-Тову, все, что делается в этом мире, включая соблюдение заповедей Б-га, на самом деле делается силой Благословенного Создателя. И тем не менее, так постановила мудрость и желание Благословенного, — чтобы все было сделано в сосудах мира, как помощник, от которого на самом деле нет помощи. «Несмотря на то, что огонь сходит с Небес, мицву должен сделать простолюдин»[6].

И как объясняется в его учении[7]:

«И у тебя, Б-г, милосердие, ибо Ты воздаешь каждому по делам его»[8]. И сложно, таким образом, понять, что же такое милосердие? И можно сказать согласно высказыванию Таны[9]: «Служите Всевышнему не как те рабы, которые угождают хозяину в надежде на подарок, а как те рабы, которые работают на него бескорыстно, и пусть осенит вас [истина, пробудив в ваших сердцах] трепет пред Небесами!»

И трудно понять, кого Тана называет здесь «господин»? И еще сложнее понять, к чему относится «и пусть осенит вас [истина, пробудив в ваших сердцах] трепет пред Небесами!»  И это должно быть сказано согласно притче о рабе с господином, и, если раб работает у своего господина как полагается — ему выплачивается заработная плата. Но ни одному рабу не придет в голову, что даже если хозяин сам будет выполнять работу раба, он будет платить за это заработную плату своему рабу.

Следовательно, даже если Бааль-Шем-Тов со своей стороны не нуждался в какой-либо помощи при своем очищении, не свойственно этому миру, чтобы все происходило полностью Свыше. Чистота — это часть человеческой жизни в мире, и ее следует совершать в сосудах мира и в пределах его реальности — даже если это не что иное, как «чисто внешнее действие», и на самом деле каждый видит Высшую силу, действующую в мире.

С такой точки зрения будет понятно, как и в его погребении, так и в его очищении, ученики могли участвовать в первой день праздника Шавуот, поскольку «помощник, от которого на самом деле нет пользы», также освобожден согласно Закону.

[1]  Отец Любавического Ребе.

[2] В другом месте (Решимат дварим 4, стр. 76) объясняется, что Рашаб слышал это от Алтер Ребе, который сказал: в четвертый день были повешены (נתלו) светила — во время создания светил, и в четвертый день светила были взяты (נטלו) — намек на кончину нашего учителя Бааль-Шем-Това, которая была на четвертый день недели (и см. Ликутей дварим 2, 13). В любом случае понятно, что кончина Бааль-Шем-Това была в первый день праздника Шавуот, поскольку согласно правилам установления месяцев Шавуот не может быть во вторник.

[3] Ибо таков Закон, что умершего в первый день праздника (Йом Тов) хоронят неевреи (Шулхан арух, Орах хаим 526, 1).

[4] Дварим 34, 6; Бемидбар раба 10, 17.

[5] Заимствуя термин «Законы Шабата» (см. «Шабат, 93, 1). Когда двое вместе делают одно дело, в данном случае, если один помогает своему другу, который может выполнять эту работу даже в одиночку, то первый вообще не считается делающим работу, поскольку на самом деле он ничего не делал.

[6] Эрувин 63, 1. Таким образом, мы находим относительно построения будущего Храма, о котором были высказаны, казалось бы, противоречивые вещи: с одной стороны, что «он раскроется и спустится с небес построенный и усовершенствованный» (Раши к Сукка 41, со слов «אי נמי». См. Зоар 3 221, 1). И сказано, что это «дело рук праведников» (Кетубот 5: 1 и Раши там со слов «מקדש»). Эти статьи можно объединить согласно этой Торе, что Машиах и цадики участвуют в работе только как помощники, которые на самом деле ничего не добавляют, и Б-г оказывает им милость и называет эту работу в их честь.

[7] Кетер Шем Тов 1 симан 191.

[8] Теилим 62, 13.

[9] Авот 1, 3.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.