Отклик – инициатива – отклик

Актуальный аспект урока

Еженедельник Галь Эйнай Ваэра 81

Народ Израиля — это «армии Ãвайе», и армия марширует — левой-правой-левой. В высших сфирот марширующие ноги — это нецах-победа и hод-величие (относящиеся к святому Имени Цва-от). В душе внутренние силы нецаха-победа и hода-величие — это битахон-уверенность и тмимут-безыскусственность. Уверенность — это активная и инициирующая сила, исходящая из дальновидности и постановки целей, а безыскусственность — это способность посвящать себя Б-гу без каких-либо планов и правильно реагировать на то, что Он вызывает в нашей жизни. Подобно тому, как ходьба зависит от совместного действия двух ног, так и исправленная ходьба-продвижение в мире требует сочетания этих двух противоположных сил — «Кто ходит в непорочности-том [левой ногой], тот ходит безопасно-бетах [правой ногой]»:

Как и на военном жаргоне: «левой-правой» — ходьба начинается с левой ноги: «кто ходит в непорочности-том». Вот почему левая нога управляет «чувством хождения», согласно книге Йецира (Творения). Мы живем в мире неопределенности — «все в руках Небес», и Небес не открывают нам, как все устроено, и мы должны искренне верить в частная Провидение, даже если это не видно нашим глазам. Величие- hод названо в книге Творения «глубиной внизу» — тмимут-безыскусственность подставляет прочную почву под наши ноги, не дает нам упасть в пучину сомнений и суеверий, за которые люди цепляются, чтобы создать воображаемую стабильность. Тот, кто безыскусственно верит, что «все находится в руках Небес, кроме страха перед Небесами», преуспевает в истинной «Б-гобоязненности» — чувствительности к изменениям частного Провидения, которые выражают волю Б-га для него в любой момент, и способности точно реагировать.

Но на самом деле, в ходьбе принимает участие также правая нога — нога активной и инициативной уверенности, уверенности, которая намечает цель и планирует шаги, которые необходимо пройти на пути. От твердой почвы величия-hод («глубина внизу») нужно стремиться подняться вверх, к «глубине вверху» (победе-нецаха). А действительности, только тот, кто живет для себя, занят исправленными отношениями между ним и Своим Создателем и никем другим, может довольствоваться смиренной безыскусственностью и жить реакциями, которые меняются в каждый момент. По сравнению с ним, те, кто берет на себя ответственность перед обществом, должны устанавливать повестку дня и спланировать, куда идти. Ноах, который заботился только о себе, мог довольствоваться тем, что был «непорочным праведником», и ощущая величайшее Провидение: «с Б-гом ходил Ноах». Но наш праотец Авраам, лидер, провозгласивший Б-жественность в мире, должен был проявлять инициативу, как сказал ему Б-г: «ходи передо Мной»! Лидер общественности, глава сынов Израиля (рош бней Исраэль) — רבי, рабби – обрисовывает нам путь — и те, кто хочет идти уверенно и выполнить свою миссию, могут получить от него совет на физическом и духовном уровне, как спланировать свою жизнь.

И в конце концов, даже нашему праотцу Аврааму было сказано (после слов: «ходи передо Мной»): «и будь непорочным». Истинный лидер, Царь Израиля, внешне ведет себя высокомерно по отношению к своему народу, это высокомерие дает ему силу инициировать, руководить и вести. Хотя внутренне он испытывает глубокое смирение и чувствует, что вся его уверенность — не что иное, как «игра» перед Б-гом (как писал царь Давид: «И я играл перед Б-гом» … и я был смирен в своих глазах»).  Инициативная и активная уверенность не должна стать надменным и упрямым самосознанием — он должен всегда оставаться чувствительным и внимательными к руководству Творца, гибким и открытым к изменениям, приходящими вслед за успехами или неудачами, базируясь на чистой вере в то, что все является частным Провидением.

Так шагают с безыскусностью и уверенностью: левой-правой-левой — реакция-инициатива-реакция.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.