Прегрешение во имя Творца (2)
Царь и народ
Толкование р. Гинзбурга
Перевод статьи посвящается полному выздоровлению рава Ицхака Файвиша сына Брайны Малки Гинзбурга.
Ноам Элимелех продолжает: И об этом сказано о Шауле: » был он на голову выше всего народа« … потому что он был выше их и не мог унизиться ради них, и, для того чтобы они объединились с ним, они должны были быть праведными, объединяясь с ним на его уровне, но он не мог опуститься до них, как написано выше, он был не в состоянии совершить какое-либо, даже незначительное нарушение # это то, что Шмуэль сказал народу: вы видите, что нет ему подобного, означает: видение – это взгляд, то есть, вы должны посмотреть и связаться с ним# поскольку нет подобного такому как он – кто не имеет изъяна и не может спуститься к вам и влиять на вас, и вы должны подняться к нему, чтобы получить от него ваше изобилие, потому что изобилие неизбежно идет через царя # «А сынам Кеhатa не дал (ничего)… на плечах нести будут« поскольку у сыновей Кеhатa, которые были праведными, была святая служба нести на плечах[1], и какую святую службу (они выполняли), неся на плечах? — они должны были спустить изобилие, называемое » плечо»-катеф (как сказано выше)… оно будет хорошим и сладким на вкус.
Цель прегрешения ради Творца — делать добро всем, даже нечестивым. То, что цадик спускается к нечестивым, относится к его мере равенства (он считает себя равным самым худшим в Израиле) на основании «всегда представляю Б-га пред собой[2] (буквально: «против себя» — “לנגדי“)» — «против себя» намекает на «прегрешение ради Творца» то, что кажется якобы против Б-га. Цадик относится к основе-йесоду: «праведник –основа мира« — йесод сам по себе относится к праведникам и т. п., но со стороны корня царства-малхут внутри йесода («Атерет а-йесод» — венец основы) цадик спускается к народу, отождествляет себя с ним и делает им добро.
Шауль не мог спуститься к месту нахождения народа, поэтому люди должны были подняться и объединиться с ним на его месте: «Видите ли вы, кого избрал Б-г?»[3] (установление связи через видение). Но цель — «нести на плечах», спустить изобилие вниз, и это уровень царя Давида. И все же Шауль был коронован первым, потому что сначала он должен был пробудить в людях «желание» подняться вверх до уровня царя; И затем, если бы Шауль выдержал испытание и истребил Амалека, он спустился бы на уровень народа, «и живые существа эти двигались вперед и назад, как вспышки молний»[4] (как сказано намеком о Шауле: » ויפקדם בבזק»).
Корень проступка ради Творца — у Самом Б-ге, который говорит раскаявшемуся: «Вот, есть в Моем мире одно место»[5], «Он — место мира». «Не суди своего друга, пока не окажешься на его месте») и ты никогда не попадешь на его место (но Всевышний приходит на место грешника и судит его с лучшей стороны). Это секрет сокращения, когда Святой Благословенный якобы «грешит» в том, что удаляет свой Бесконечный свет, но все это «ради Его имени», чтобы уступить место созданиям. От этого прегрешения- עבירה ради Него продолжаются меры Высшего милосердия: «И прошел (עובר) Б-г пред Моше»[6] чтобы «прощать (עובר) проступки»[7].
Еженедельник Галь Эйнай Нифлаот «Беhаалатха 81″, стр. 21.
[1] Они носили на плечах предметы самой высокой святости: Ковчег завета, стол и пр. – прим. переводчика.
[2] Теилим 16, 8.
[3] Шмуэль 1 10, 24.
[4] Йехезкель 1, 14.
[5] Шмот 33, 21.
[6] Шмот 34, 6.
[7] Мишлей 19, 11.