«Семь пастырей» — 3-й день Омера

"милосердие в благодати"

Рав Ицхак Гинзбург

Внутренняя аспект красоты (тиферет) — это мера милосердия (рахамим), и поэтому выражение «тиферет в хеседе» означает милосердие нашего праотца Авраама, человека благодати и любви. Другими словами, включение нашего праотца Яакова в нашего праотца Авраама.

Евреи милосердны, и Авраам, наш праотец, первый еврей, несомненно, должен быть милосердным, тем более что Авраам по гиматрии рехем (матка). Мы встречаем милосердие Авраама в отношении Ишмаэля, его первого сына. Авраам знает, что Ишмаэль не будет его наследовать, все же он жалеет его и умоляет: «о, хотя бы Ишмаэль был жив пред Тобою»! Позже, когда Ишмаэль претендует на наследство, пытаясь лишить Ицхака права владения (точно так же, как сыновья Ишмаэля в наши дни!), Сара кричит и требует: «выгони эту мать и ее сына», и Авраам снова жалеет, «и показалось это Аврааму весьма прискорбным из-за сына его». Подобно тому, как Авраам любит всех, так он и жалеет всех, даже того, кто будет его злейшим и жестоким врагом.

Но Б-г вмешивается в спор и постановляет: «Пусть не кажется это дурным по отношению к отроку и к твоей рабыне», не жалей их! Любовь и благодать распространяются на всех, но милосердие — это внутреннее отождествление с ситуацией другого. Эта солидарность нуждается в очищении. Не всегда хорошо выражать жалость, иногда нужно отдалиться: «слушайся всего, что скажет тебе Сара» — это действительно хорошее дело.

С другой стороны, именно милосердие может спасти любовь. А именно, иногда любовь «теряется» — если есть кто-то, кого трудно любить, и как можно любить такого человека? В такой ситуации мы должны сказать себе: правда, его очень трудно любить, но жалеть его можно! Скорее, очень жаль такого человека, который не вызывает ни капли любви. Итак, пробудив жалость, можно вернуть любовь — любовь, которая не игнорирует ситуацию другого, и, тем не менее, любит его (и при этом она не уклоняется от установления для себя границ, подобных изгнанию Ишмаэля). Об этом сказано: «Яаков, искупивший Авраама»: мера милосердия нашего отца Яакова искупает меру любви Авраама.

В чудесном мидраше говорится, что, когда наш праотец Авраам был брошен в огненную печь, он заслуживал смерти и был чудесным образом спасен только потому, что от него произойдет в будущем наш праотец Яаков, «Яаков, который искупил Авраама [от смерти]». Любовь Авраама к Б-гу безгранична, у него нет проблемы умереть, свеча его души снова соединится с великим огнем Б-га, который примет его с любовью. Это преданность души за веру, заложенная в нас от первого праотца: прыгать в огонь! Что может заставить движение преданности вернуть нас в этот мир? Это милость Б-га, милосердие к душе, такой, как она есть в теле, и к этому миру, который нуждается в нашей душе. Милосердие встречается с милосердием: когда у нас есть мера милосердия, Б-г милует нас. Это имеется в виду, что Яаков искупил Авраама: благодаря точке Яакова внутри Авраама — еврейскому саду милосердия – Б-г смилостивился над Авраамом и спас его.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.