«Семь пастырей» — 5-й день

"Величие в благодати"

Рав Ицхак Гинзбург

Мера величия-hод относится к первосвященнику Аарону, и поэтому фраза «величие в благодати» является корнем первосвященника Аарона в нашем праотце Аврааме, как сказано об Аврааме: «Ты священник навеки». Хотя первый священник в Торе – Малки-Цедек, царь Шалэйма, он – Шем, сын Ноаха, о котором сказано: «И он священник Б-га Всевышнего», он вышел встретить Авраама и благословить его. Однако Б-г лишил его священства, потому что он благословил Авраама до благословения Б-га: «Благословен Авраам от Б-га Всевышнего… и благословен Б-г Всевышний» (см. Недарим 32, 2). Это изъян в мере величия-hод — нужно сначала благодарить и славить Б-га, Владыку всего, и только потом благословлять Его слуг! Поэтому священство переходит к Аврааму, который исправил величие, величие в благодати.

В величие-hоде мы признаем истину, даже если нам это трудно. Самый яркий пример этого — изгнание Ишмаэля: Авраам, человек благодати, пережил очень трудные времена, он был полностью против этого акта. Как возможно такое? Тем не менее, после того, как ему было сказано «слушайся голоса ее», он признал, что Сара права – несмотря на то, что ему было трудно солидаризироваться с ней, — и сделал так, как она сказала.

На более глубоком уровне, признание-смирение меры величия — это «женская» черта по сути (в отличие от влиятельного благодеяния-хеседа, которое считается «мужской» чертой). Следовательно, когда Аврааму было велено слышаться Сару, имеется в виду, что он должен обнаружить в себе женскую черту: «слушайся голоса ее» — прислушиваться к голосу жены, уметь признавать и действовать как женщина, которая (как бы) внутри его. Другими словами, Сара — это величие Авраама (на языке Каббалы: «Она в hоде»), и это величие повторяет и исправляет благодеяние-хесед Авраама.

Внутренний атрибут величия — это мера искренности-тмимут. Это то, что Аврааму было сказано в качестве предисловия к заповеди обрезания: «ходи передо Мной и будь непорочным» — заверши свою меру величия с полной и самоотверженной непорочностью, и тогда ты станешь полностью совершенным после обрезания (о котором мы поговорим в «основе благодати»).

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.