«Семь пастырей» — 9-й день

Героизм героизма

Рав Ицхак Гинзбург

Героизм в героизме (гвура в гвуре) — это мера, относящаяся к нашему праотцу Ицхаку, который служит Б-гу в благоговении («героизм» по гиматрии «страх»: גבורה =יראה). Так наш праотец Яаков называет Б-га: «Страх Ицхака» — Того, кого боится мой отец Ицхак!

Обычно страх воспринимается как нечто негативное. Но страх Ицхака очень особенный. Внутри этого благоговения скрыта радость! Ведь Ицхак назван так из-за смеха: когда Авраам и Сара узнают о его будущем рождении, они разражаются смехом, а когда он родился, весь мир наполнился смехом и радостью. Именно напряжение трепета и страха обнаруживает веселье и смех. Хотя сегодня нам трудно ощутить веселье в ощущении простого (и доброго) благоговения перед Б-гом, но Ицхак — человек будущего, который уже находится в будущем мире (как мы узнали, его душа оставила его тело при связывании его, и теперь он после воскресения!). Поэтому написано, что в будущем сыны Израиля скажут Ицхаку: «Потому что ты наш отец».

Что в основном говорится об Ицхаке в Торе? Что он роет колодцы и находит воду. То есть, Ицхак углубляется и обнаруживает в нижней реальности этого мира смысл жизни. Благодать Авраама подобна воде, исходящей сверху вниз и присоединяющейся к любви Б-га. В то время как героизм и трепет Ицхака — это работа созданий, обращенная снизу-вверх, как подземные воды, прорывающиеся и наполняющие колодец. Авраам также копал колодцы (в конце концов, Авраам тоже испытывал трепет), но его колодцы были зарыты, и лишь колодцы Ицхака уцелели. Мы тоже научимся служить Б-гу с трепетом, снизу-вверх, трепетом, в котором скрыта радость.

Даже когда Ицхак благословляет, он делает это с помощью меры героизма: «И даст тебе Б-г (Эло-им) от росы небесной» — где имя Б-г (Эло-им) относится к мере суда и героизма, но Ицхак умеет продолжать изобилие и добро через меру героизма. Когда мера героизма соглашается оказывать влияние, это бесконечное благословение.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.