Слова, идущие от сердца

Рабби Ицхак Гинзбург

Рассказ из 3-го тома «Факела перед рассветом», готовящегося к печати

Однажды все собравшиеся читали в синагоге Псалмы, и было время беды, и все плакали. И Бааль-Шем-Тов увидел, что усилились доводы обвинителя, и очень опечалился.

В женском отделении находилась одна простая женщина, которая даже Псалмы не умела произнести, и когда она услышала крики и голоса, она сказала:

Владыка мира, ведь ты наш Отец, твои сыновья умоляют Тебя в слезах! У меня пятеро детей, и когда они начинают кричать, я не могу это вытерпеть.

У тебя, Святой Благословенный, так много детей, даже если у тебя каменное сердце, ты должен им ответить!

И эти слова простой женщины оказали свое воздействие и, и наказание было отменено.

Ликутей дибурим 3, 17

Знай, что Наверху — от тебя

Иногда кажется, что при всем желании размышлять и находить хорошее и драгоценное в поведении простых евреев, иногда это просто не имеет смысла …

В конце концов, Святой Благословенный терпит все миры, и он также может переносить крики. У нас естественно возникает улыбка, когда мы слышим такое заявление. И все же Благословенный Б-г показывает нам, что Его мысли не являются нашими мыслями. Если мы попытаемся объяснить, в чем заключалась великая сила этой женщины, мы можем назвать две причины:

А. Можно сказать, что как внизу, так и Наверху возникает широкая улыбка и большой смех от простоты слов женщины. Но смех — это смех над очень милым и любимым явлением, как отец, которого забавляют действия его маленького сына, и огромной была Его сила отменить и смягчить все законы.

Б. В другом, более «серьезном» смысле известна проповедь раввина Магида[1]: «Знай, что Наверху — от тебя». Когда человек говорит или ведет себя определенным образом внизу, он пробуждает тот же аспект Наверху.

Когда женщина в полной простоте и в глубине своего сердца обнаружила, что она не может терпеть, когда ее дети кричат, такой же аспект пробудился и Наверху. Святой Благословенный терпит мир, но он не может терпеть от сыновей, когда их истинный крик пробивает все перегородки и касается до самой сути.

В стихе «В каждой беда Он сострадал (им)»[2] есть разница между прочтением и написанием – написано ‘לא צר’ («Не тесно»), но мы читаем ‘לו צר’ («Он стеснен»). Внутреннее объяснение этого состоит в том, что проблемы Израиля принимаются на трех разных уровнях:

Внешне, при ограниченном взгляде, не понимающем величия Б-га и Его бесконечного величия — «Он стеснен» в простом понимании. Как будто Он попал в беду вместе с живущими внизу.

Когда поднимаются и смотрят больше внутрь, то совсем не «тесно». Есть место, где никакие действия этого мира не трогают, где Б-г выше всех соприкосновений с реальностью, там реальность неприятностей не касается, и нет ничего, что могло бы огорчать.

Но когда сыны Израиля, близкий Ему народ, пользуются своей природной добродетелью и проникают глубже, до сути и сущности — тогда обнаруживается, что «Он стеснен». Беды Израиля – буквально Его беды.

Трудно назвать конкретное служение, которое может достичь этого места, но перед истинной преданностью все ворота открываются. Когда еврей обнаруживает самую сущностную точку своего сердца, «всей своей сущностью»[3], даже если внешняя оболочка неуклюжая и простая — «сама сущность» Наверху пробудится для него, суть, которая выше любого уровня руководства и нисхождения.

Как много мы можем узнать из этого поступка о драгоценной добродетели простого разговора, раскрытия сердца перед Благословленным Б-гом ​​вне «официальных» рамок молитвы. Слова, написанные в Сидуре, предназначены для того, чтобы дать инструменты для «всем своим сердцем и всей своей душой», но «изо всех сил» лучше всего раскрыть именно тогда, когда вы говорите именно то, что у вас на сердце, — на естественном языке и в самом простом одеянии.

Ученики-преемники Бааль-Шем-Това часто подчеркивали важность этого служения. Особенно хорошо известно значение, придаваемое ему рабби Нахманом из Бреслава, который много говорил о работе уединения и видел в ней великий принцип, от которого все зависит. И об хасидах Алтер Ребе также рассказывал Ребе Раяц, что они были в полях больше, чем в городах, где они искали тишину за пределами места поселения, чтобы сосредоточить мысль и речь на Благословенном Б-ге без каких-либо помех.

[1] Ор Тора 480, на Авот 2, 1.

[2] Йешаяу 63, 9.

[3] Дварим 6, 5.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.