Рабби Гинзбург и Реб Давид Рафаэль Файншел Бен-Ами

В Ошана Раба (Суккот) в этом году (5781 г.) скончался близкий друг и ученик Рабби Гинзбурга Реб Давид Рафаэль Файншел Бен-Ами. Дуди, как его с любовью называли, был одним из первых известных израильских баалей тшува, совершивший духовное путешествие из сельскохозяйственной деревни Нахалал на севере Израиля к благочестивому соблюдению. Будучи очень связанным с Хабадом, Реб Дуди в конце концов стал бресловским хасидом. На последнем диске с выпущенными им песнями Реб Дуди исполнил мелодию души рабби Гинзбурга. Об этом альбоме он восклицал, что это «песня моей жизни». Ниже приводятся слова утешения Рабби Гинзбурга семье Реб Дуди после его смерти и замечательная история о связи между ними.

Фото: Рабби Гинзбург (на переднем плане) с Ребом Дуди Бен Ами на передовой во время войны Судного дня. Реб Дуди стоит рядом с Рабби Гинзбургом.

Из слов Рабби Гинзбург семье Реб Дуди: Дуди и я были связаны душами на протяжении десятилетий — почти пятьдесят лет — с тех пор, как он начал приближаться к религиозным обрядам, к Б-гу и хасидизму. У нас всегда были братские отношения, в том числе и в отношении нашей музыки.

То, что меня очень сильно волнует, — это дата его кончины, Ошана Рабах, день ушпизин царя Давида. Есть ряд вещей, которые связывают вашего отца с царем Давидом. Настолько, что я думаю, что он — искра царя Давида, «приятного певца Израиля» [1]. Прежде всего, имя вашего отца было Давид. Царь Давид прожил семьдесят лет, как и ваш отец, и дата его кончины — день ушпизин царя Давида в сукке.

Главное, конечно, это его пение. Весь праздник Суккот наполнен веселым пением. Это известно, как «время нашей радости». В Ошана Рабах, помимо радости, есть еще и серьезность, так как это когда приговоры Йом Киппура отправляются для исполнения (питка това), последней печати всех Дней благоговения и праздников месяца Тишрей. Известно, что хасидская песня — это и радость, и тоска, излияние души. Дуди был мастером в обоих направлениях, особенно в том, чтобы излить душу. Он буквально знал, как вывести внутреннюю истину из своего сердца.

Черта, в которой он преуспел, была чертой правды. Он искал истину. Для него ничего так не было важно, как просто узнать правду. Он любил всех, но он искал путь истины, путь своей истины, соответствующий корню своей души. И он его нашел.

Написано: «И живые примут это близко к сердцу» [2]. Главное, чему мы можем научиться у него, — это идти с истиной и не уступать; и делать это, как Реб Дуди, с искренней любовью к Израилю, буквально ко всем. Мы все братья, и в этом есть истина, поскольку стих связывает их вместе: «Любите истину и мир» [3].

Есть и другое, тоже очень важное, — наша история. Во время войны Судного дня (1973 г.) Реб Дуди и я отправились на передовую в Синайской пустыне, чтобы подбодрить солдат. Я присоединился к нему в качестве помощника. Он был частью музыкального корпуса ЦАХАЛа, поэтому у него было разрешение пройти весь путь до линии фронта.

Мы прибыли на передовую накануне решающей битвы Войны Судного дня. Мы принесли переносную сукку и Четыре вида растений. В ночь перед битвой мы сидели с Ариком Шароном (позже он стал министром обороны Израиля, а затем премьер-министром) в его бункере, глубоко под землей. Мы пришли как посланники Любавичского Ребе, которым очень восхищался Шарон. Он даже заплакал, когда услышал имя Ребе. После великой, решающей победы в войне, когда Шарон впервые поднял голову из своего танка, мы принесли ему Четыре вида растений, и он благословил на них. Все это было заслугой Реб Дуди.

Написано: «Нет человека, у которого нет своего часа» [4]. У каждого человека в жизни есть особое время. Для многих людей это происходит рано, в молодости. После этого впечатление того времени остается с ними на всю жизнь. Для Реб Дуди, поскольку я принимал в нем участие, я считаю его особое время праздником Суккот, когда мы вместе спустились в Синай. Он действовал из цельной любви к Израилю. «Как могло случиться так, что наши братья сражались, и многие погибли, а меня нет? Я должен быть там вместе с ними!» У меня была заслуга присоединиться к нему.

Здесь столько всего связано — праздник, день ушпизин и в его песне такое излияние души и радости, и его имя, и его возраст, — что мы буквально видим здесь искру Давида, Король Машиах. Пусть мы узнаем от него, из его атрибута истины, и пусть мы скоро удостоимся увидеть исполнение пророчества «Пробудитесь и радуйтесь, лежащие в прахе» [5], и пусть он будет среди них. Чтобы мы удостоились Давида, царя Машиаха. Пусть он и дальше будет жить в нас, и пусть он получит безмятежную радость от всех своих потомков, пусть они умножатся и умножатся до пришествия нашего праведного Машиаха, пусть он скоро наступит в наши дни!

Пусть Всемогущий Бог утешит вас среди скорбящих в Сионе и Иерусалиме, и чтобы вам не знать больше горя!

[1] Samuel II 23:1.

[2] Ecclesiastes 7:2.

[3] Zechariah 8:19.

[4] Pirkei Avot 4:3.

[5] Isaiah 26:19,

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.