Радость Песаха

Подготовка к Песаху со слезами и радостью

«Песах кашер весамеах» – это ставшее традиционным пожелание перед праздником многим кажется практически невыполнимым и содержащим внутреннее противоречие. Или «кашерный», или «радостный»!

Как можно одновременно выполнить и то, и другое?
Усилим еще больше этот вопрос, приведя одно из выска-
зываний мудрецов об Исходе сынов Израиля из Египта на
стих из Теилим «…освобождающий узников в благодатное
время (кошарот)»: «В плаче и в пений». Каким образом
можно плакать и радоваться (петь) одновременно? Можно,
поскольку первое подразумевает плач в Египте, а второе –
пение на Святой Земле. Однако есть Мидраши, в которых
речь идет только об Израиле. Вдумчивое размышление над
написанным в них поможет нам разобраться, как соединить
слезы и пение, как серьезное отношение к кашруту может
сочетаться с легким и радостным настроем.

Тишина после бури
Первая возможность: начинаем в слезах, постепенно при-
ближаясь к душевному настрою, подходящему для радост-
ных напевов.
О Моше сказано (когда он младенцем был спрятан в трост-
никах): «И вот мальчик плачет». Его плач в конце концов
пробудил стон сынов Израиля от непосильной работы
– стон, приведший в конечном итоге к Исходу и гимну
на море. Подобно этому, именно наши поиски хамеца «в
углублениях и трещинах» (иными словами, в самых не-
вероятных местах) способствуют в конечном счете нашему
выходу на свободу. Так наша готовность уделять внимание
малому приводит к чему-то великому. Выход из Египта по-
добен родам, он вызывает в нас осознание необходимости
пройти «ремонт». Вернуться к нашему младенческому со-
стоянию, заново попробовать вкус хлебных злаков в маце,
уметь произносить пока только слово аба («папа»), и затем
на основе этого прийти к «Песаху» – к скачку вперед ради
взросления, к новым областям осознания.
В сущности, на каждом новом этапе возмужания мы
должны отказаться от предыдущего состояния. Наша возможность

роста сильно зависит от готовности оставить

хорошо знакомое. «Кризис» – это также точка рождения,
поэтому различные жизненные переломы вынуждают нас
расстаться с привычными шаблонами ради роста. Глядя
вглубь, мы можем обнаружить, что любое обновление – это
своего рода «буревестник» месяца Нисан, требующий от нас
предварительного избавления от старого хлама, очищения.
Мы освобождаем наш дом от различного хамеца, дости-
гая состояния битуля (самоустранения), и оно позволяет
открыться новому взгляду и новому пониманию реальности.

Когда мы с готовностью отказываемся от старых представлений о самих себе,

о наших супругах и детях, мы позволяем проявиться свежему взгляду на мир.

Новые мотивы
Тут можно предложить новое направление нашей темы –
кашрут и радость, слезы и пение одновременно. В период
Нисана у нас открывается возможность пробовать новые
пути служения Всевышнему. Рассказывают о том, как од-
нажды рабби Леви Ицхак из Бердичева возвращался домой
после длительной, очень тщательной и утомительной
работы по выпеканию мацы, будучи все же обеспокоенным
ее уровнем кошерности.
По дороге ему навстречу шел еврей, радостно прижимаю-
щий к себе коробку со свежеиспеченной мацой. Рабби Леви
Ицхак пришел в такой восторг от радости этого еврея, что
захотел обменяться с ним мацой, мотивируя это тем, что
маца того человека, несомненно, более кошерная. В этом
рассказе есть своего рода духовный процесс перехода от
плача к пению, а также мотив открытия нового вкуса в
«хлебе веры». Обновление месяца Нисан позволяет нам
родиться заново в новом качестве служителей Всевыш-
него. Если мы относимся больше к «кошерному» типу,
возможно, нам стоит включить музыку и начать петь и
танцевать во время самой уборки. Однако, если мы ближе
к неизменно-жизнерадостному типу, возможно, нам стоит
в этот период добавить серьезности, точности и повысить
качество нашего кашрута.
Богатство нашей души находит свое выражение в умении
«обменивать мацу» или даже полностью обновлять ее
качество. Так, например, связь между супругами может
постоянно улучшаться, но только в Нисане она может
полностью обновиться. Тут заложен потрясающий по своей мощи

потенциал «чуда из чудес», который может
реализоваться при переходе из теснин на простор, а также
возможность перехода от хорошего на еще более высо-
кий уровень. Кстати, стих «…освобождающий узников в
благодатное время (кошарот)» начинается со слов «Б-г,
вводящий одиноких в дом». Большие чудеса месяца Нисана
могут найти свое особое выражение в том числе в области
супружеских отношений, а потому это подходящее время
для сватовства, шидухим.

«Сеющие в слезах – с пением будут
пожинать [свой урожай]»
Здесь мы подходим к еще одному пониманию двойного
движения кошарот. Когда мы на самом деле вырастаем,
мы можем делать или чувствовать не только «или то, или
другое», но и одновременно «и то, и другое». В понятиях
хасидизма это понятие называется несиат афахим (со-
четание противоположностей), и оно должно иметь место
во взаимоотношениях любой супружеской пары (нисуин),
построенных именно на этой основе. В нашем случае,
душа может вместить в себя одновременно как плач, так и
радость. Мы можем быть физически заняты подготовкой
к Песаху, и при этом одновременно петь и радоваться. В
действительности, тут перед нами не просто пара, сидящая
рядом друг с другом, но и взаимное дополнение одного
другим, при котором каждую сторону «освещает лицо» ее
половины. В Песах можно обнаружить свободу, которая
предоставляется нам как служителям Всевышнего – ра-
дость, следующая из тщательного выполнения кашрута,
и кашрут, который является неотъемлемым атрибутом
самой радости.
Вкушая корэх («сэндвич») пасхального седера, складывая
вместе горькие травы и сладкий харосет, вспомним, что именно

«сеющие в слезах» и являются теми, кто «пожинает
в радости [свой урожай]». Окуная в подсоленную воду (на-
поминающую слезы) нашу еду, мы переходим к чтению
Агады. У нас есть уникальная возможность обновления на
базе кризиса, чтобы сменить, когда пришло время, свои
роли и привычки, обнаруживая новые грани реальности.
Сядем же как свободные люди, с повзрослевшей душой,
которая позволит нам быть людьми кошерными и жизне-
радостными одновременно.

Статья из книги «Внутреннее время»,

заказы по вотсапу +972 54-798-9682

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.