Что важнее приятность или чистота?

Комментарии рава И. Гинзбурга на Трактат Авот, Глава 3, Мишна 10

Он часто повторял: «Тот, кто по душе людям, — по душе и Всевышнему. Тот, кто людям не по душе, — не по душе и Всевышнему».

Он часто повторял: «Тот, кто по душе людям, — по душе и Всевышнему. Тот, кто людям не по душе, — не по душе и Всевышнему».
Рабби Ханина бен Доса учит, что расположенность людей является мерой расположенности Творца: «Каждый, кого любят внизу, как известно, любим вверху» (комментарий Раши и рабби Авадии Бартануры). Рассказывают[1], что однажды Бааль-Шем-Тов вышел из своей комнаты и рассказал святому братству своих учеников об этой Мишне, не добавляя ничего. Ученики удивились, это проникло в глубины их душ и пробудило в них азаза ацмит, «душевное потрясение» (потому что цадик сказал эти вещи светящим образом, и такое глубоко поглощается в сердцах слушателей). Это показывает, что главное — работа «друзей между собой», с которой нужно начинать: следите за тем, чтобы людям было приятно общаться с вами, а затем, конечно же, Всевышний будет вами доволен. В этом секрет Ноаха: «Это родословная Ноаха, Ноах…» — приятен людям и в любом случае приятен Б-гу, «найха деруха илаа, венайха деруха татаа«[2], «человек праведный, искренний» – праведен с творениями («к истине стремись») и беспорочный с Творцом («Прост будь с Ãвайе, Б-гом твоим»).

С другой стороны, из стиха: «И будьте чисты у Б-га и у Израиля»[3] мы узнаем, что прежде всего нужно быть чистым с Б-гом, а затем с людьми. И если невозможно быть чистым в глазах всех, чистота Б-жья должна быть предпочтительнее[4]! Например, в Гемаре[5] написано, что раввин, которого все люди города любят, это признак, что он не обличает их должным образом … Конечно, раввин не хочет, чтобы его ненавидели, но, если он в первую очередь заботится о «чистоте» по отношению к Небесам, его само собой любят не все люди. Другой пример: «Так поступают здравомыслящие (נקיי הדעת) Иерусалима: они не подпишут документ, если не будут знать, кто подписывает с ними, и они не будут сидеть в суде, если не знают, кто сидит с ними, и они не пойдут на трапезу, если не знают, кто с ними будет сотрапезничать»[6] — это крайняя чистота, остерегаться всякой «грязи» и в любом случае есть в ней определенный аспект сохранения дистанции с людьми. Поэтому, нужно быть приятным с людьми, а затем с Б-гом, и быть чистым с Б-гом и затем с людьми! Как нам устранить здесь кажущиеся противоречия?

Быть приятным — это работа правой линии, посредством хеседа, нисходящей сверху вниз. Хесед находится в движении влияния на мир, «правая приближает», поэтому основной акцент на людей, чтобы чувствовать себя комфортно с людьми и, в любом случае, также чувствовать себя комфортно с Б-гом. То же самое верно и относительно заповедей любви правой линии: любовь к народу Израиля больше, чем любовь к Б-гу[7], согласно словам Алтер Ребе, означающем «любить то, что любит возлюбленный». То есть, совершенство любви к Б-гу выражается именно по отношению к людям. С другой стороны, быть чистым — это работа левой линии, посредством гвуры и трепета, «левая отталкивает». Чистота — это движение отдаления, подобно «נקיי הדעת Иерусалима», в отличие от работы «Ноаха», которая находится на линии сближения познания[8].

 

[1] См. Беседу в Симхат Тора от 5705 года (напечатанную בסה“מ в 5709 году, стр. 79).

[2] По Берешит раба 30, 5; Зоар 1 58, 2.

[3] Бемидбар 32, 22.

[4] См. Мей ашилуах, Вайешев, со слов ויהי ער»».

[5] Ктубот.

[6] Санhедрин 23, 1, с небольшими изменениями.

[7] Календарь Ã-йом йом, 28 Нисана.

[8]  См. Шаарей аhава верацон, статью «Парцуф а-даат«.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.