Это то, что дадут или что нами движет?

Подраздел для юношества

Еженедельник Нифлаот Ки тиса

«Почему ты перекладываешь с руки на руку?»

«Я не перекладываю, я даю».

«Кому, себе?»

«С какой стати, просто правая рука дает левой!»

***

Подсчет сынов Израиля Моше Рабейну проводит с помощью сбора пожертвований в половину шекеля, который передается Высшему органу власти – «пожертвование Всевышнему». Мудрецы учат, что Моше Рабейну испытывал трудности с полученным наставлением, пока Творец не проиллюстрировал ему, показав ему образ огненной монеты.

Это немного непонятно, так как кажется, что сбор монет — дело не такое уж далекое и трудное для понимания, поэтому, в книгах по хасидизму цитируется, что пример, который Б-г хотел подать Моше Рабейну, — это то, как она преподносится. Монету можно подарить, держась при этом в сухой и напускной форме, но даяние Б-гу должно происходить из пламени святого энтузиазма. Такой огонь действительно нужно увидеть!

Пожертвование денег на Скинию завета — это всего лишь пример. Это руководство верно как для заповеди милосердия, так и практически к любому доброму делу, которое мы делаем. В Иерусалимском Талмуде заповедь милосердия названа словом «мицва», без дополнений, и из этого я узнаю, что каждая мицва, которую выполняет еврей, является разновидностью даяния.

Что нами движет?

Шлахмоймес (мишлоах манот) для Эфраима я скомпоновал особым образом. Эфраим – мой единственный и особый друг из всех друзей. Все в классе знают: мы с Эфраимом — пара с небес, поэтому неудивительно, что Пуримский подарок получился весьма необычного и внушительного вида. Помимо сладостей, которые, как я знал, он любит, я добавил еще игру «Стрельба по мишеням», конечно же, красивое поздравление. Подготовка такого мишлоах манот доставляет много удовольствия.

А затем, когда я открывал дверь, чтобы выйти и отнести мишлоах по назначению, я увидел перед собой Амнона. Для меня это было неожиданностью. Амнон не является одним из моих близких друзей, он также живет совсем не близко от меня, так почему же он появился в день Пурима? Мое удивление возросло вдвое, когда я краем глаза взглянул на мишлоах. Чего там только не было!? Назвать это приличным мишлоахом –скромное определение … Как сказать? Это уже мираж. Правда, я подготовил для таких случаев несколько мишлохим без имен, но, вы же знаете, мишлохим этого типа весьма простенькие. Обычно они включают в себя несколько простых закусок-хатифим, и по сравнению с мишлоахом, который я получил от Амнона, мне было немного неловко дать ему такой мишлоах… «Большое спасибо, какой сюрприз!» – ответил я Амнону, пытаясь при этом заслонить приготовленный для Эфраима мишлоах и добавив небольшое извинение: «На самом деле, у меня еще не было времени приготовить для тебя. Я тебе отправлю в течение дня».

Я не сказал ему просто так. Когда я вернулся от Эфраима, я сел готовить мишлоах Амнону. Минутку, он принес мне две закуски-хатифим, так и я положу ему не меньше. Шоколадные монеты? Я тоже добавляю. Марчелло он не положил, так я покажу ему, что не экономлю на нем, я добавил две полные пригоршни. Короче говоря, в конце концов вышел серьезный мишлоах, близкий к тому, что я приготовил Эфраиму. И главное, что он не хуже того, что получил от Амнона.

Ради себя самого

Таким образом, результат получился похожий. И мишлоах Эфраиму и мишлоах Амнону получились впечатляющими, но кое-что другое было иначе. Мотивация. Подобно транспортному средству, у нас тоже есть двигатель, который заставляет нас двигаться вперед, и сделать подарок другу это, несомненно, прогресс. Но причина этого была в другом. С мишлоахом Эфраима мотив понятен. Мы друзья: я люблю его, а он меня, поэтому мне просто в кайф дарить ему. Однако, с Амноном все иначе. Опять же, у нас хорошие отношения, и я, конечно, не имею ничего против него, но он не был первым, о ком я подумал, когда готовил мишлоах. На этот раз мотив для подготовки шикарного мишлоаха был… неприятность. Давать простой мишлоах тому, кто позаботился прийти издалека, и принес тебе шикарный мишлоах — это неприятно. Это неприятно перед ним и, конечно, неприятно, если история получит огласку.

Это верно, что на самом деле Амнон получил от меня мишлоах того же уровня, но моя мотивация для того подарка же не была чистой. Я думал об Амноне, но не только о нем. Я также думал о себе. На самом деле, пожалуй, в основном о себе …

Фактически, доброту с мотивацией подобного рода на языке хасидизма называют «ради себя самого». Вместо того, чтобы идти вперед по прямому пути, ты сворачиваешь с дороги. У тебя объездной путь. Куда он ведет? К себе, к тому, что ты приобретаешь во всей этой истории. Своими руками ты делаешь одно дело, доброе дело, но твое сердце находится в другом месте. Ты думаешь о себе. Конечно, показывать это неприятно, и потому эти мотивы ты никогда не откроешь другим, но внутри ты знаешь истину.

Дай Ему то, что Ему принадлежит

Огненная монета учит меня как ходить по прямой, без окольных путей и включать правильный двигатель. Когда я вынимаю из кармана монету и даю ее на благотворительные цели, я должен это делать только потому, что это то, что повелел Б-г.

В общем, давайте сделаем краткий расчет: Мои деньги на самом деле не мои. Правда, не исключено, что я их получил в подарок от родителей, но и они тоже не изобрели деньги. Они прошли через их руки ко мне. Откуда? Видимо на пути есть еще несколько каналов, по которым деньги текут к людям, но, в конце концов, все изобилие в мире исходит из одного-единственного места — от Б-га. А деньги, которые у меня есть на данный момент? Они – всего на всего полный залог Б-га в моих руках, и он тот, кто хочет в данный момент удостоить меня заповеди милосердия.

Итак, в начале все деньги принадлежат Б-гу. Кроме того, кто побуждает меня соблюдать заповеди? Кто подталкивает мою руку, побуждая меня вынуть из кошелька купюру и передать ее бедным? Я не знаю, как у вас, но для меня расставание с накопленными деньгами дело не очень легкое, как вы догадываетесь. Так кто же заставляет меня преодолевать плен моего качества скупости? Фактически, еще раз, речь идет о прямом вмешательстве Благословенного Б-га. Он тот, кто создает мне мотивацию становиться лучше и преодолевать свои негативные склонности.

Итак, деньги от Бога, и рука, которая дает, также от Него. Так кто же вообще выполняет мицву? Правильный путь просто осознавать следующее: давая цдаку во имя Небес, без причин, означает признавать, что это даю не я, а Всевышний, который удостаивает меня такой большой заповеди. Почему? Просто потому, что Он любит меня!

«Дай Ему то, что Ему принадлежит, так как все, что есть у тебя, — Его«.

Да удостоимся мы давать всегда, и без пристрастия!

Рази

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.