И умолк Аарон

Подраздел для юношества

«Вау, какая здесь тишина!»

«Именно так, оглушительная тишина…»

В великий день, которого все ждали, в день освящения Скинии, произошло печальное событие, приведшее к смерти двух сыновей Аарона, Надава и Авиhу, которые принесли чуждый огонь в Святую Святых. В книгах по хасидизму объясняется, что грех обоих на самом деле указывает на их величие и достоинство. В них был сильный огонь, и святая страсть к Б-гу, буквально исход души из тела, который был в не соответствующих сосудах. В понятиях хасидизма: речь идет о движении рацо — стремления вверх, без последующего движения шов — «возвращения».

Но об этом мы уже говорили по другому поводу (поищите в этом разделе же за прошлый год). На этот раз я хотел бы остановиться поподробней на отце сыновей, на первосвященнике Аароне и на удивительной и особенной реакции, когда он услышал тяжелую новость: «И умолк Аарон». Он не только не рыдает, но даже не жалуется и не кричит. Он просто молчит.

Молчать и молчать

Вы знаете, есть тишина, которая может свести меня с ума. Например, вы с энтузиазмом рассказываете другу об интересной и приятной поездке, которая была у вас в каникулы, и с нетерпением ждете его реакции. Я ожидаю, что он выскажет свое мнение, что он тоже будет восхищаться, что он сравнит мои ощущения с его собственными. Что-нибудь в этом духе. Но он — реагирует как бревно … Это реакция равнодушия. Словно все происходящее снаружи его не интересует.

Также есть безмолвие от замешательства. Человек просто не знает, что сказать. Например, когда рабби пытался выжать из меня, что именно произошло во дворе во время перерыва, ссора, в которой я тоже участвовал. Если я расскажу, у меня будут проблемы с друзьями, может быть, даже и меня изобличат в чем-то, и я уж точно не хочу лгать. «Горе мне от моего создания, и горе мне от моего создания!» Молчание в таком случае для меня — удобное убежище.

Но молчание Аарона при смерти двух его сыновей совершенно иное. Оно — гремящая тишина, наполненная огромным содержанием. И что кричит это тишина? Она кричит, неся противоположности.

Любить и ненавидеть

Алтер Ребе так выразился однажды по отношению к себе: запереться в комнате, учить Тору с утра до вечера, досконально познавая ее — для меня это не особая добродетель. Это не «фокус», и таких много. Вести с утра до вечера общественные дела, помогая многим людям – также не особенно сложная задача. Великая достоинство — это сочетание того и другого. Заниматься с другими, быть внимательным к их потребностям и заботиться об их удовлетворении, и в то же время досконально углубляться в Торе. Это уже настоящая «фокус».

Чему меня учит это высказывание? Что каждый еврей на самом деле «фокусник». Он способен сочетать в себе две противоположности одновременно, и не только на эту тему.

Какой пример несения противоположностей мы видим в нашей жизни? Когда вы видите еврея, который ведет себя неправильно и нарушает волю Б-га. В первый момент меня до краев переполняет критика. Понятно, игнорировать? Согласиться с этим? Следует протестовать. Я стараюсь держаться подальше от него и не учиться у его таким поступкам. Но подождите, он еврей и у него Б-жественная душа, и это говорит мне о том, что его негативный поступок в данный момент вообще не отражает него. На самом деле это не он. Как будто какой-то демон оделся в него и затащил туда.

«Эй, что ты делаешь?», — обращаюсь я к нему. «Так мне хочется», — он отвечает мне. Так по вашему мнению он хочет или не хочет? Ответ да, и нет. Со стороны своей животной души он хочет, но со стороны Б-жественной души его на самом деле там нет, он просто попал туда.

Здесь «фокус» будет заключаться в истинной любви к Израилю, в той, которая судит с положительной стороны и может вынести два противоположных желания того же еврея. С одной стороны, я верю в того еврея, и люблю его всем сердцем, а с другой стороны, я не сдаюсь и не приуменьшаю тяжесть совершенного им поступка, но до глубины души чувствую отвращение к нему.

Горечь и радость

Что ж, это был относительно простой «фокус». Наблюдать несение противоположностей другого, проще, чем смотреть так, с этой точки зрения … на себя! Да, и во мне существуют те же противоположности. У меня также есть Б-жественная душа и животная душа. У меня также есть хорошие и дурные желания. С одной стороны, я хочу приблизиться к Б-гу и выполнять Его желания, заполнять свое время важными и значимыми делами, а не просто глупостями, думать хорошо о друге, а не только о себе. Но, с другой стороны, меня тянет и в другую сторону. Да, иногда я получаю удовольствие от розыгрыша, которое может расстроить друга, а иногда … знаете, что? Это не важно. Чтобы каждый дополнил здесь недостающее… короче говоря, мы все знакомы с этими двумя противоположными сторонами.

Ладно, у меня есть противоположные желания. Как каждый из них заставляет меня чувствовать себя в моем сердце? Вечер Седера уже прошел, но я уверен, что вы не успели его забыть. Напряженность во время проверки наличия хамеца (квасного) в доме, раннее пробуждение в шабат, чтобы закончить ликвидацию хамеца до конца определенного времени, волнение в пасхальный вечер, желание оставаться бодрствующими и активно участвовать в его проведении. Позвольте мне резюмировать одним словом: радость! Радость мицвы! Что нам выпала честь принять участие в этом святом празднике.

А что я чувствую в своем сердце, когда вспоминаю негативное? Мне не хорошо от этих воспоминаний. Обычно мы склонны выбрасывать из головы свои плохие поступки или негативные намерения. Просто игнорировать их существование, не думать о них. Но когда вещи все же всплывают и выходят наружу — мы наполняемся чувством горечи. Я не говорю, не дай Б-г, что нужно грустить. Грусть только усугубляет проблему, потому что тогда я просто падаю духом и начинаю потворствовать себе. По сравнению с грустью, горечь — это эмоция, которая придает мне мотивацию. Она подталкивает меня просить Б-га о помощи. «Прошу Тебя, Всевышний, посмотри, где я оказался. Кто еще может помочь мне измениться, если не ты?!».

Настоящий трюк

Резюмируем: противоположные желания превращаются в моем сердце в противоположные чувства — радость и горечь. Радость от того, что мне выпала честь быть избранным сыном Б-га и что он удостаивает меня быть участником Его проекта. В то время как, горечь — это мои промахи. Вместо того, чтобы участвовать в проекте и помогать ему, я начал портить …

Короче говоря, радость от того, что Б-г так близок ко мне, а горечь от того, что я так сильно далек от Него. Разве это не несение противоположностей?! Серьезный «трюк» … Аарон в своем необычном молчании учит нас секрету совмещения противоположностей. «И смолк Аарон». Он полон великой радости от появления славы Б-га при освящении Скинии и сошествии огня с неба, и он полон горечи из-за гибели двух его сыновей. «близкими ко Мне освящусь, и пред всем народом Я прославлюсь», и из-за этой громовой тишины семикратно возросла слава Б-га.

Чтобы нам выпала честь стать обладателями настоящего «трюка»!

Рази

Нифлаот, Шмини 81, ст. 37

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.