Изречение и заповедь

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга на трактат Авот 5, 1.

Десятью изреченными [повелениями] был создан мир. Чему это нас учит? Ведь он мог быть создан и одним изреченным [повелением]! Но [все же Всевышний создал мир именно таким образом, что показывает нам, насколько он важен для Него], поэтому возмездие постигает злодеев, которые губят мир, созданный десятью изреченными [повелениями], и щедро вознаграждает праведников, которые поддерживают существование мира, созданного десятью изреченными [повелениями].

 Десятью изреченными [повелениями] был создан мир. Чему это нас учит? Ведь он мог быть создан и одним изреченным [повелением]! Но [все же Всевышний создал мир именно таким образом, что показывает нам, насколько он важен для Него], поэтому возмездие постигает злодеев, которые губят мир, созданный десятью изреченными [повелениями], и щедро вознаграждает праведников, которые поддерживают существование мира, созданного десятью изреченными [повелениями].

9 раз написано «и Он сказал» в акте Бытия (Маасе Берешит) и десятое «Берешит («В начале») — оно также изречение, как написано: «Словом Б-га сотворены небеса»»[1], то есть начальная точка, в которой все включено первичным образом[2]. Девять «и Он сказал» представлены в форме «открытого изречения» (ясного), а «Берешит» — это «неясное изречение»[3], на которое намекает Мишна в высказывании «и ведь в одном изречении [«Берешит«[ мог сотворить». Десять изречений соответствуют Десяти сфирот: «Берешит», непонятное изречение, которое соответствует кетеру-короне, а другие ясные изречения исходят от хохмы-мудрости и ниже.

Десять изречений соответствуют Десяти заповедям в Акте дарования Торы на горе Синай. Заповеди – внутренние аспекты, а изречения — внешние — в изречениях Б-г исчезает в мире (העולם בתוך נעלם) и все в Имени Эло-им = природа (אלהים =הטבע ), в то время как заповеди являются раскрытием особого Имени Ãвайе. Объясняется в Зоаре тайна стиха: «каждая ложка по десять»[4], что нужно «рассматривать вместе» Десять заповедей и Десять изречений, и таким образом во всем мире установится мир. И так интерпретирует Магид из Межрич[5] стих «заглавие» к Десяти заповедям: «И Б-г говорил (йедабер) все эти слова заповедями, сказав (лемор[6] – Святой Благословенный составил и связал Десять заповедей («дварим») с Десятью изречениями) («лемор«)».

Какая разница между изречением и заповедью? Заповедь (דבור) — это конкретное повеление («говорить твердым языком»), делай и не делай, в соответствии с Десятью заповедями, данных избирающему человеку. По сравнению с ним, изречение (מאמר) — это «мягкий язык», как рассказ о чем-либо. Хотя в Сотворении мира в десяти изречениях есть аспект повеления, Б-г говорит природе творить: «Да будет свет!», как написано: «Он повелел и были созданы». Тем не менее, повеление незаметно, и после творения природа действует «как бы сама по себе», через существующие законы природы. В самой природе есть разделение на само существование и функцию руководства — само существование — это «непонятное изречение» Берешит, а руководство природы — это девять проявленных изречений.

Перед дарованием Торы было сказано: «Так скажи (תאמר, томар) дому Яакова и говори (תגיד, тагид) сынам Израиля:» Слово амира — мягкий язык — для женщин, и агада – твердый язык — для мужчин[7]. Амира для женщин похожа на десять маамарот (изречений), потому что женщины соблюдают Тору более «естественным» образом, как тот, кто не обязан и выполняет (как подчеркивается в мицвот «делай», связанных со временем, от которых женщины освобождены, и все же они их соблюдают и даже благословляют), и агада для мужчин — жесткая речь «мицвот делай». Что выше? В этом мире «велик обязанный выполнять и выполняющий», аспект мужчины, который выбирает усилие, в то время как положение женщины связано с подготовкой природного мира к дарованию Торы, маамарот (изречения), предшествовали диброт (заповедям). Но в будущем (которое уже нам открывается): «Велик тот, кто не обязан» выполнять, кто исполняет волю Б-га из естественного осознания, это исправленная «еврейская природа», естественное «женское» сознание, которое над мужским сознанием, в тайне «доблестная жена – венец своего мужа»[8]. Маамар ниже дибура, он повторяется девять раз: «И Он сказал», а «Берешит» — скрытое изречение, которое является выше речи дибура[9].

 

[1] Рош а-Шана 32, 1. И толкование Рамбама таково: «как бы сказал и сказал Б-г: будут небо и земля». В исчислении десяти маамарот есть несколько методов — см. Тора Шломо Паршас Берешит примечание 40.

[2] См. толкование Рамбана Берешит 1, 1.

[3] По Шабат 104, 1.

[4] Бемидбар 7, 86. Зоар 3 11, 2.

[5] Цитируется от его имени в Ликутей Тора, глава Хукат 57, 3.

[6] Шмот 20, 1.

[7] Там же 19, 3 и толкование Раши.

[8] Мишлей 12, 4.

[9] Для получения дополнительной информации см. книгу «Мудаут тивъит», стр. 119.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.