«Не кланялся»

"Моя страна"

Малхут Исраэль

Как осуществляется еврейское руководство по отношению к внешним факторам? С одной стороны, «Оказывают должное почтение царю»[1], особенно тому, под укрытием которого мы находимся, «И просите мира (для) того народа, в который Я изгнал вас»[2], с другой стороны, Мордехай а-йеуди учит нас понятию еврейской выпрямленной спины.

«И все слуги царя, что (были) у царских ворот, кланялись Аману и простирались перед ним… а Мордехай не кланялся и не простирался». Мордехай а-йеуди является образом нашего лидера, «Мордехай своего поколения как Моше своего поколения»[3] – человек с крепким внутренним стержнем, который не сгибается перед угнетателем евреев. Еврей Мордехай отвергает гегемонию Амана, «каждый отвергающий идолопоклонство называется евреем»[4], правый человек (буквально иш йемини) из потомков Биньямина, который не кланяется Эйсаву[5]. Более того, Мордехай мог бы уклониться, но он выразил протест и предстал перед Аманом с «еврейской наглостью», так что «не кланялся и не простирался».

Но Мордехай и Эстер действуют за пределами Израиля, находясь под властью персидского царства, и даже после удивительного спасения «мы все еще рабы Ахашвероша»[6]. Мордехай – министр в правительстве Ахашвероша, и его решительное поведение против Амана не мешает занятию политическим ходатайством в пользу Израиля при дворе царя. Он человек мира и человек войны одновременно, предан царю Персии, но с гордостью представляет еврейский народ. На глубоком уровне, у Мордехая есть самобытное качество «несения противоположностей», которое характерно для Моше Рабейну и его продолжателей, лидеров народа в каждом поколении.

Поучимся у Мордехая, что и когда у нас нет независимости, и мы должны действовать дипломатическим путем против чужеземной власти, нужно вести себя с большой стойкостью, без стеснительности и извинений, без чувства неполноценности, но из «гордости Яакова». И вне всякого сомнения мы должны так себя вести, когда мы в стране Израиля, и Всевышний дает в наши руки возможность быть в ситуации, когда -יד ישראל תקיפה»  — Рука Израиля властна».

В наши дни «не кланялся и не простирался» означает не соучаствовать в доминирующей культуре и ее ценностях (представляющей на данный момент путь аппарата власти в стране и вцелом в мире), не увлекаться «духом времени», который диктует повестку дня и претендует на установление того, «что правильно», и считать, что является «политкорректным». И особенно «не кланяться» якобы «просвещенными» ценностями, провозглашающими своей целью оставление Торы и ассимиляцию, быть «как все народы». «Не простираться» перед культурой развращенности и испорченности, которая отказывается от традиций и ценностей и готова отказаться от всего (в том числе отдать все земли и замести все проблемы под ковер…). «Не кланялся» перед ущемлением целостности народа, и «не простираться» перед ущемлением целостности страны.

Преданные представители Торы и иудаизма должны идти этим путем, путем Мордехая. В конце концов, именно такое лидерство пробудит большое уважение и почитание Б-га, народа Израиля и Торы Израиля. В конце почет придет и весь народ Израиля сделает полную тшуву и примет новую Тору, «поколение ее принятия во времена Ахашвероша»[7], и также «многие из народов мира принимают еврейство».

Еженедельник Галь Эйнай Нифлаот Пурим-Цав 82 г., стр. 25 

«Мой Израиль»

[1] Раши на Шмот 5, 3.

[2] Ирмияу 29, 7.

[3] Эстер раба 6, 2.

[4] Мегила 13, 1.

[5] См. Эстер раба 7, 8.

[6] Мегила 14, 1.

[7]  Шабат 88, 1.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.