Пять молитв — подъем по шкале тшувы

Пять стихов тшувы рабби Зуши

Урок Рава Ицхака Гинзбурга перед Йом Кипуром

В период десяти дней раскаяния читают в «Ãйом йом«[1] рассказ о том, что Магид из Межрич однажды вышел к ученикам и сказал им: написано: «возвратишься ты Ãвайе, Б-гу, твоему»[2], тшува должна быть настолько сущностной, чтобы Имя «Ãвайе», которое выше природы, стало «твоим Б-гом», твоей натурой. Имя Ãвайе, היה־הוה־ויהיה («было, есть и будет»), которое выше места и времени, станет «твоим Б-гом», чтобы силой и жизненностью еврея, наш Б-г, стало Имя Ãвайе.

Когда ученики Магида услышали это толкование, они пришли в сильное восхищение. Один из самых великих из них, рабби Зуша из Аниполи, наилучший друг Алтер Ребе (намного старше его (сказал, что эта тшува, которую Ребе сказал, «велика для меня». Что значит «велика для меня»? подобно большому трублению в шофар. Приходится детализировать ее, разбивать, подобно тому, так как в шофаре есть шварим («осколки») – дробные звуки большого трубления. Только тогда я смогу понять, что такое настоящая тшува.

Поэтому, сказал рабби Зуша, я могу разделить слово «тшува» на пять стихов, инициалы первых слов которых тшува «תשובה» — и постараюсь выполнять их, это моя тшува. Каждый должен запомнить эти 5 стихов:

«Непорочен будь перед Б-гом…»[3] — “תמים תהיה עם הוי׳ אלהיך“

«Всегда представляю Всевышнего (Авайе) перед собой»[4] — “שויתי הוי׳ לנגדי תמיד“

«Люби ближнего своего, как самого себя»[5] — “ואהבת לרעך כמוך“

«На всех путях твоих познавай Его»[6] — “בכל דרכיך דעהו“

«Скромно ходи пред Б-гом твоим»[7] — “הצנע לכת עם הוי׳ אלהיך“

Пять «голим» в молитвах Йом Кипура

Завтра вечером начнется Йом Кипур, святой день, в который «пред Б-гом очиститесь»[8], день подписания, в который Творец подписывает нас на добрую жизнь и на все благословения («И благословил Б-г Авраама во всем»[9]). В этот святой день евреи молятся пять молитв, причем произнесение заключительной молитвы Неила является буквально «подписью», кульминацией служения Йом Кипура, когда каждый в мыслях уже дошел до заключительной молитвы. Написано, [10]что молитва Нэила соответствует (самому верхнему) уровню ехида в душе. Только в Йом Кипур молятся пять молитв – вечернюю, утреннюю, дополнительную, полуденную и пятую, хамишит-мешихитהחמישית־המשיחית (все пятые — мессианские) – заключительную Неилу. Об этой молитве написано, что она произносится только в Йом Кипур, лишь она достигает совершенства в конце дня[11].

נעילה — неила по гиматрии 165, и поскольку это слово состоит из пяти букв, для каждой буквы есть среднее значение — нужно разделить נעילה на 5, и тогда вы получите 33, גלֹ — волна. В Танахе есть два стиха, в которых написано “גלֹ אל הוי׳“ – «Возложи на Ãвайе дела твои, и утвердятся помышления твои»[12] и «Уповающий на Б-га — Он избавит его, спасет его, ибо Он благоволит к нему»[13] (и также один стих, в котором есть полный голь, “גול“ (т.е. с буквой «ו«) – «Вверь Ãвайе свой путь (“גול על הוי׳“) и уповай на Него – и Он сделает»[14]), и вот: “גול על הוי׳по гиматрии !נעילה). На стих в Мишлей есть у Раши два толкования на слова «Вверь Ãвайе свой путь» — «передвинь (дословно как бы «перекати») и возложи на него свои нужды» и «молись перед ним обо всех своих нуждах». Согласно этому, из пятикратного намёка на голь в слове Неила мы узнаем, что все пять молитв Йом Кипура, которые сходятся вместе во время заключительной молитвы, являются движением души голь, подобно прокатыванию, когда я «перекатываю-перекладываю» (мегальгельмашлих) все на Б-га, и движением молитвы из глубины моего сердца.

Что означает слово «гол» сегодня в футбольных играх? Что такое на английском языке «goal»? Цель. Очень подходит, может быть, оно действительно происходит от этого слова. Голь – это цель, тут у нас есть пять целей. У слова тшува тоже есть пять букв, и толкуется в Зоаре[15], что тшува (תשובה) – это תשוב־ה (покаяние, возвращение а Б-гу) — весь смысл тшувы в том, чтобы исправить ה, пять. Когда в основном исправляют ה? «Один раз в году»[16] молятся пять (ה) молитв. Очевидно ה слова תשובה – это Неила Неилы. Посмотрим, каким образом целью пяти молитв Йом Кипура являются пять стихов тшувы рабби Зуши.

Можно также подготовиться к этому перед Йом Кипуром: накануне Йом Кипура каждый мужчина идет в микву (и каждая женщина накануне Йом Кипура идет в микву) и принято окунаться пять раз, подобно первосвященнику, который окунался пять раз в разгар Йом Кипура. Подобно тому, как каждая молитва имеет цель, уместно вспоминать при каждом окунании один из этих стихов рабби Зуши. Эти намерения может сделать каждый — как окунаться с определенными намерениями пять окунаний, так и подумать в каждой молитве Йом Кипура о соответствующем ей стихе.

Ниже мы кратко объясним, как пять стихов, которые сказал рабби Зуша, соответствуют пяти молитвам этого святого дня:

Коль нидрей — отмена обетов: «Непорочен будь»

Серьезное служение Всевышнему

«Коль нидрей», завтра вечером я прихожу в синагогу — отец семьи в белом, в мантии и талите, и все одеты в чистые и белые одежды. Какой характер первой молитвы Йом Кипура? Эрнсткайт (невиновность-серьезность). Как написано в «Ã-йом йом»[17] — «Непорочен будь перед Б-гом…», то есть Эрнсткайт, присущий Авраам Авину: «И нашел Ты, что предано сердце его Тебе»[18]. Нет более искреннего времени в смысле серьезности, чем молитва «Коль нидрей«. Эта молитва «непорочного» — «непорочный» целен, также «цельное служение, за которым не следует никакое служение»[19]. Я не думаю в этот момент о том, что будет — включая все.

Мы сказали, что в Йом Кипур мы постоянно движемся в направлении молитвы Неила, но каждая молитва сама по себе является непорочной: «Непорочен будь перед Б-гом…», начиная с «Коль нидрей». Что произносят после «Коль нидрей»? “ונסלח“ («и простим»). Также поют – конечно, все помнят, можно вскоре запеть. “ונסלח“ – то есть,  «Непорочен будь перед Б-гом…»[20] —  Бог прощает все грехи и мы снова невиновны.

Утренняя молитва Шахарит: «Всегда представляю Всевышнего (Авайе) перед собой» – видение обновления Творения

2-й стих: «Всегда представляю Всевышнего (Авайе) перед собой», который объясняется[21] как обновление Творения «из ничего». Нужно, чтобы постоянно были перед моими глазами – “גל עיני[22], “גלֹ“, моя цель (голь) — память и свидетельство того, что Б-г создает все Творение. Да не исключит человек себя из правила[23] — Всевышний создает меня в этот момент буквально из ничего и абсолютного нуля.

Что за молитва — ощущение обновления — каждый день — «обновляющий по доброте своей каждый день, каждое мгновение всегда»[24]? Шахарит, о которой написано: «Обновляются они каждое утро. Велика вера Твоя!»[25]. Первая утренняя молитва предназначена усиливаться со стихом: » Всегда представляю Всевышнего (Авайе) перед собой «.

Дополнительная молитва Мусаф: «Люби ближнего своего, как самого себя» — Единство Израиля в Храме

Затем следует самая длинная молитва Йом Кипура — молитва Мусаф. Что особенного в Мусафе в Йом Кипур? Порядок служения Первосвященника в Храме в Святой Святых. «Раз в год» первосвященник входит в самые внутренние и Святые покои. В этой молитве мы представляем, что мы находимся в Храме – «А коhаним и народ, стоящие во дворе Храма, когда слышали досточтимое и грозное имя, полностью произнесенное устами первосвященника в святости и чистоте, — падали на колени, и склонялись, и простирались ниц, и восклицали…». Почему эта молитва соответствует: «и возлюби ближнего своего, как самого себя»? Весь смысл Храма и служение Первосвященника, который нас представляет — он также посланник Б-га («Шлуха дэрахмана»), а также наш посланник («Шлуха дидан»)[26] выпросить у Всевышнего прощение и искупление — для единства душ Израиля.

Что происходит, когда Храм разрушается (как мы читаем в длинной молитве, в продолжении описания служения, до кульминации о десяти мучеников царств, в которой плач усиливается) и «из-за грехов наших (грех беспричинной ненависти, противоположности любви к народу Израиля) мы были изгнаны с нашей Родины»? Народ Израиля рассеивается между другими народами. Когда есть Храм — есть один Дом, который всех нас объединяет. Когда нет Храма — мы рассеяны, как написано в Мегилат Эстер: «есть один народ ]который достоин быть в единстве, «один народ на земле»[27], но из-за грехов он[ рассеян и разделен между народами»[28].

Храм — это духовная сила, чтобы мы не были рассеяны – и также, чтобы каждый не был рассеянным, но сплочен, сфокусирован и объединен. Написано, что царь — для объединения людей[29] — без царя стадо блуждает. Царь и Храм идут вместе — это наша цель, чтобы был царь, и «Машиах строит Храм», как объясняет Рамбам[30]. Вся цель состоит в том, чтобы объединить нас, как всегда добавлял Ребе, — любовь к Израилю и единство Израиля. Такова цель молитвы Мусаф в Йом Кипур — «люби ближнего своего, как самого себя».

Полуденная молитва Минха: «На всех путях твоих познавай Его» — преданность миссии

Теперь мы подходим к Минхе Йом Кипура, особенностью которой является мафтир (чтение отрывка из Книги пророков) Йона – «Куда мне уйти от духа Твоего, куда от лика Твоего убегу?»[31], «На всех путях твоих познавай Его», даже, когда я убегаю от Б-га. Не дай Б-г убегать от Всевышнего, но были великие люди, такие как пророк Иона, которые убегали от Б-га. Фактически, любой, кто не осознает и не посвящает себя своей миссии в жизни и занимается другими делами, даже тем, что связано с совершенно священной целью, убегает от Б-га. Куда бы я ни пошел в жизни, будь то в Ниневию — чтобы осуществить четвертую революцию, распространять Тору среди неевреев, веление нашего времени[32] — и будь то в Таршиш, или в Тель-Авив, «На всех путях твоих познавай Его». Знать, что «От Б-га стопы богатыря утверждаются»[33] и куда бы я ни шел в жизни – Б-г ведет меня, дает мне миссию, оглашать Его Благословенное Имя в каждом месте, куда я прибываю.

Это суть молитвы Минха в Йом Кипур — тшува Йоны. В конце концов Иона раскаялся. Он должен был раскаяться до самого конца. Ему не понравилось то, что Б-г спас Ниневию, но в конце концов он принял и раскаялся. «Йона нашел в нем покой» в «Шабат Шабатон» (в Йом Кипур), в конце.

Заключительная молитва Неила — «Скромно ходи пред Б-гом твоим»

Что такое молитва Неила, которая включает в себя все пять молитв? «Скромно ходи пред Б-гом твоим». «Скромно ходи пред Б-гом твоим» означает достичь тайны цниюта (скромности), которая особым образом связана с женщинами. Цниюта – это радл«а: «рейша дело этяда«[34], «рейш галей«[35], достичь выше понимания смысла разумом – имя «Хивьён оз а-ацмут» («Тайник мощи Его сущности»)[36].

Что такое скромность согласно хасидизму? Как это называется в Хабаде? Не выделяться, בלי בליטות. Очень сложно мужчине достичь этого уровня. Он должен научиться у дочки, у жены, как не выделяться — вести себя без всяких внешних впечатлений на других, ан блитот, только «Скромно ходи пред Б-гом твоим». Это уже ситуация, которая даже после пришествия Машиаха — состояние возрождения из мертвых. Возрождение из мертвых — это уже период «отмены мицвот»[37], «скромность -мицва великолепная»[38].

В заключении:

Серьезность Коль нидрей «Непорочен будь перед Б-гом…» ת
Обновление Творения Утренняя молитва «Всегда представляю Всевышнего (Авайе) перед собой» ש
Единство Израиля в Храме Дополнительная молитва «Люби ближнего своего, как самого себя» ו
Преданность миссии

 

Полуденная молитва «На всех путях твоих познавай Его» ב
Служение скромностью Заключительная молитва Неила «Скромно ходи пред Б-гом твоим» . ה

 

Вдумчиво размышляя, заметим, что соответствие между пятью молитвами Йом Кипура и пятью стихами — стихами «целями» (на которые разделил рабби Зуша тшуву) проходит очень хорошо. Рабби Зуша действительно сделал пять голов-целей, ему это удалось — и мы тоже добьемся успеха в Йом Кипур, а после него мы возьмем лулав с надписью «Дидан Ноцах»[39], что с нашими пятью целями выиграем игру, все у нас.

Да, будет на то воля Свыше, чтобы это был хороший и сладкий год для всех, хорошее подписание со всеми комментариями, а самое главное — пять голов, о которых мы говорили.

Тишрей 5780 года

Еженедельник Нифлаот, Йом Кипур-Аазину, 5781 года, стр. 26-29

Книги Галь Эйнай на русском языке: http://rabbiginsburgh.ru/

[1] «Ã-йом йом» от 3-го Тишрея.

[2] Дварим 4, 30; 30, 2.

[3] Дварим 18, 13.

[4] Теилим 16, 8.

[5] Ваикра 19, 18.

[6] Мишлей 3, 6.

[7] Миха 6, 8.

[8] Ваикра 16, 30.

[9] Берешит 24, 1. Стих объясняется в первой части урока, опубликованном в прошлом году.

[10] Ликутей Тора, Пинхас, 86, 2.

[11] См. также Ликутей сихот, 4, беседа Йом Кипур (пункт 4).

[12] Мишлей 16, 3.

[13] Теилим 22, 9.

[14]  Теилим 37, 5.

[15] Зоар 3 122, 2.

[16] Шмот 30, 10; Ваикра 16, 34.

[17] «Ã-йом йом» от 4-го Тишрея.

[18] Нехемья 9, 8.

[19] Йома 24, 1.

[20] Ваикра 22, 21.

[21] «Ã-йом йом» от 5-го Тишрея.

[22] Теилим 119, 18.

[23] См. Тания гл. 43.

[24] Благословение «Создающий свет».

[25] Эйха 3, 23.

[26] См. Йома 19, 1.

[27] Шмуэль 2 7, 23; Диврей а-ямим 1 17, 21.

[28]  Эстер 3, 8.

[29] Рамбам, Книга заповедей, мицва «делай», 173: «в которой нам заповедано назначить над нами царя из народа Израиля, он соберет весь наш народ и возглавит его».

[30] Рамбам во введении к комментарию к Мишне (цитируется в Тосфот Йом тов в начале трактата Мидот (Законы Царств 11: 1 и еще).

[31]  Теилим 139, 7.

[32] Объясняется, начиная с Итваадута от 24-го Тевета 5775 года.

[33] Теилим 37, 23.

[34] По Зоар 3 248, 1-2.

[35] Тиргум Ункалус на Шмот 14, 8.

[36] Шаар маамарей Рашби, толкование Сафра децниюта, 1, 80. Хавакук 3, 4. См. также מאו“א מערכת אלף אות סד.

[37] Нида 61, 2.

[38] Дерех Эрец Зута, гл. 5.

[39] По Ваикра раба 30, 2.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.