Самые дерзкие из народов или слабые?

Из книги "Огни из тьмы"

Парадокс первый:

Первый парадокс связан со словом оз — «дерзость» — в простейшем и наиболее простом смысле этого слова — дерзость в жизни и особенно в войнах против врагов.

С одной стороны, написано, что «Ам Исраэль  — самые дерзкие из народов»[1]: это народ, отличающийся смелостью, больше, чем кто-либо другой. С другой стороны, в ханукальных молитвах мы описываем победу Хасмонеев над греками словами: «Ты предал сильных в руки слабых»[2]. Евреи описаны как слабые, что является антонимом героям. На первый взгляд, как можно назвать евреев, которые поднялись и вели войну Израиля с большой храбростью, «слабыми»?

Этот парадокс появляется первым на нашей шкале и, следовательно, самым простым для разрешения. Его решение заключается в разнице между смелостью (озут) и героизмом (гвура). Героизм связан с силой и мощью. Имеющий грубую силу может позволить себе быть героем. Смелость, с другой стороны, проистекает из противоположной точки, из слабости. Смелый отдает свою жизнь, несмотря на свою слабость, и именно в этом секрет его силы.

В войне Маккавеев с греками «героизм» был наследием греков, в то время как Маккавеи преуспели в «дерзости». (В этом смысле, хотя Греция описана как тигр, в этой войне они были скорее в роли льва — «Будь героем, как лев» — и евреи, сражавшиеся против них, были как тигр, осмелившийся воевать с ними). Значит ли это, что победа Израиля над греками не была героической? Была, но она не принадлежала Израилю. По своей природе Израиль мал и слаб, и в войне против такой мировой империи, как Греция, простая логика определяет, что они окажутся в невыгодном положении. Героизм, благодаря которому Израиль победил греков, был силой, полученной с небес, несмотря на их слабость и в заслугу их дерзости.

Когда отправной точкой является слабость и сила, которая вырывается из нее, то героизм, которого удостаиваемся свыше, сильнее естественного. Если мы привыкли быть героями, как греки, но в то же время страдаем от чрезмерной уверенности в себе, она может быть разрушена дерзостью врага. Но когда начинаем с самооценки слабых, которым нужна помощь с небес, то даже тогда, когда побеждаем, не чувствуем себя героями. Мы помним, что вся наша сила была получена чудесным образом от Б-га — «И будете помнить Ãвайе, вашего Б-га, ибо это Он дает вам силу приобретать богатство»[3]. Поэтому в «боевом наследии», записанном в наших молитвах, мы продолжаем называть себя слабыми: «Передал сильных в руки слабых».

Этот уровень несения противоположностей принадлежит естественной реальности народа Израиля еще до получения Торы, маленькая и слабая нация, которая знает об этом и не питает излишних иллюзий. Об этой ситуации, которая предшествовала дарованию Торы и привела к нему, с одной стороны, сказано: «Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас, ведь вы малочисленнее всех народов»[4] («маленькие», в буквальном смысле, маленький народ, и они как написано в Мидраше, «уменьшающие себя»[5]), а с другой стороны: «Почему Тора была дана Израилю? Потому что они дерзкие»[6]. Другими словами, естественная реальность Израиля уже была своего рода несением противоположностей между быть в меньшинстве и быть смелыми, это то, что подготовило их к получению Торы.

Таким образом, этот уровень — в аспекте «достойное поведение предшествует Торе», подобно совету рабби Иегуды бен Тейма, чтобы учиться у тигра и других животных.

Автор: Рабби Ицхак Гинзбург

[1] См. Бейца 25, 2.

[2] Из молитвы Хануки «О чудесах».

[3] Дварим 8, 18.

[4] Дварим 7, 7.

[5] Раши, там же.

[6] Бейца 25, 2.

Вам также могут понравиться
1 Комментарий
  1. Fainaezolotussky говорит

    Prekrasno

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.