Самый скромный человек

Подраздел для детей и юношества

Еженедельник Нифлаот, Ваэра 81

«Что он говорит? Какой шум, ничего не слышно». Рабби Зуша изо всех сил пытается услышать, но безуспешно. Он встает со своего обычного места в конце комнаты и ищет поближе свободный стул. Затем усаживается и пытается воспринять слова своего учителя и рабби, Магида из Межрич, но все равно ему не удается ничего услышать. Рабби Зуша снова встает, берет свой стул, подтаскивает его к краю стола и садится рядом с рабби. Он не обращает внимания на недоуменные взгляды, направленные на него со всех сторон. Он — все внимание, но все еще не слышит ни слова. «Почему ничего не слышно?» — сказал он, обращаясь к ученику, сидящему рядом с ним. Ученик не отвечает. Он смущен. Прошло несколько минут с тех пор, как рабби Магид начал восхвалять рабби Зушу, рассказывая о его достоинствах, а он ничего не слышит и продолжает приближаться. На озадаченные взгляды учеников рабби Магид отвечает: «У нашего Зуши особый слух, в тот момент, когда мы начинаем говорить в его достоинствах, он просто перестает слышать …».

***

Смирение — одна из самых уникальных качеств, ею отличался рабби Зуша из Аниполи, йорцайт которого приходится на пятницу – 2-е Швата. Рабби Зуша известен своей искренностью и простотой до такой степени, что многие заблуждались в нем и сравнивали его с тем, кто не умеет учиться. Интересный факт, из всех учеников рабби Магида, которые были великими праведниками и мировыми гениями, Алтер Ребе выбрал именно рабби Зушу для того, чтобы он дал свое одобрение на книгу Тания и напечатал его в самом начале книги. Перед своей кончиной рабби Магид распределил должности (ученикам): и рабби Зуше он велел не работать раввином хасидской общины. «Он выше этого», — написал он в своем завещании. Благодаря рабби Зуше, я буду рад поговорить с вами сегодня о мере смирения и об ее укреплении.

Ложное смирение

Некоторые дети уверены, что быть скромным, означает, что ты должен уменьшать свои достоинства. Например, если ты красиво рисуешь, не пытайся это выпячивать. Не хвастайся. Держи это при себе. А если прикрепят комиксы, которые ты нарисовал, на главной доске в коридоре? Что ж, тут уже нет выбора, но, по крайней мере, постарайся минимизировать ущерб. Дай всем понять, что это не так, что не всегда у тебя так красиво получается, что тебе помогли. Когда я подхожу к парню с подобным видом смирения, я хлопаю его по плечу и говорит ему: «Пшшшш … какой ты молодец, что я слышал о тебе? Я полагаю, что он съежится, искривит лицо и воскликнет: «Ну, просто, не совсем так…». Это смирение? не всегда.

Возникает настоящий вопрос: действительно ли хорошая черта или особенность, на которую мне указывают, истинна? Разве для того, чтобы не возгордиться, я должен искажать действительность или разыгрывать спектакль? Во многих случаях результат такой реакции может быть даже более вредным. Почему? Ибо внутренне я знаю свои добродетели и   преисполнен гордости, но это является большим секретом. Только я его знаю. И тогда я фактически веду двойную игру. Внутри бушует гордость, а снаружи — неприятно …  я оправдываюсь и скромничаю… И по сути добавляю себе еще одну добродетель, которой я могу гордиться. Я также скромен…

Кто здесь действительно велик?

Единственный и особенный, кто отличался смирением, это, конечно же, был Моше Рабейну. Сам Благословенный Б-г свидетельствует о нем, что «человек этот Моше был смиреннейшим из всех людей земли». То есть Моше Рабейну чувствует внутри, что любой человек на свете лучше его, и он вполне серьезно так считает. Согласно простому смыслу слов в стихе — «из всех людей». — имеется в виду каждый, включая язычника. Это возможно? Моше Рабейну идет по рынку и видит пьяного язычника, который катается по земле, и он действительно думает, этот человек лучше его? Ведь он был единственным человеком, которому удалось взойти на вершину горы Синай, прибывать там с ангелами и слышать Тору из уст самого Всевышнего. «И не было в Израиле никого, подобного Моше»!

Кажется, истинное смирение начинается в другом месте. Не только то, что я не делаю, но в основном то, что да делаю.

Ибо для этого ты создан

По какой причине человек, подобный Моше Рабейну, хочет уменьшить свою самооценку? Что заставляет его быть уверенным, что другой превосходит его в своих добродетелях? Потому что он знает, кто на самом деле велик. «Твое, о Б-г, величие!» После того, как Моше вознесся на Небеса и получил уникальное Б-жественное откровение, он узнает, насколько велик Б-г, насколько он мудр и хорош, до бесконечности, какой он Святой. В свете всего этого он проникся бесконечным самоотречением ради Б-га и сильным желанием раскрывать Его повсюду.

Именно среди всего, что ему открывается, он знает:

добродетель, которой я удостоился, — это бесплатный Б-жественный дар, а не то, что я получил ее благодаря своим заслугам. Если так, то почему я должен восторгаться своей личной мудростью, зная, что она только крохотная крошка в огромной мудрости Творца? Ею нужно восторгаться!

Вместо того, чтобы приписывать себе достоинства и восхищаться ими, я должен рассматривать их как задачу. Почему Б-г дал мне такой талант? Выполнять порученную мне миссию и помогать через нее другим, тем, у кого нет такого же качества. «Если ты выучил много Торы, не держи ее для себя». Передай ее дальше, распространяй ее наружу!

Теперь, когда я знаю, откуда ко мне приходит талант, я могу взглянуть на другого иначе: «Мое существо и моя добродетель не существуют во мне ради меня самого» — думает такой человек, «они могут стать своего рода «обвинением» против меня. Использую ли я весь свой талант для этой цели, для которой его получил? Я должен хорошо себя проверить. Когда я думаю про себя, что бы случилось, если бы Б-г решил дать эти достоинства не мне, а у другому и передать ему все те подарки, которые я получил, — я уже не уверен, кто бы лучше воспользовался этими достоинствами. Возможно, он смог бы воспользоваться ими лучше меня …

Дай нам Б-г удостоиться истинного смирения!

Рази

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.