Стоящие стволы акаций

Подраздел для юношества

Нифлаот Трума 81

«Это тебе кажется логичным?» На мой взгляд, это выглядит действительно глупо!»

«Всегда ли глупость — это плохо?»

«Зависит от того, является ли это твоим методом».

***

Месяц Адар!.. Как это подходит, как раз сейчас, когда мы начинаем учить в Пятикнижии о строительстве Храма и о том, что Всевышний, Властелин мира (алуфо шель олам), страстно желает появиться и обитать среди нас – идет месяц Адар. Слава Б-гу, Адар – это алеф дар (א־דָּר, «Властелин мира обитает»)!

Согласно нашей логике, вожделение Б-га обитать в нашем нижнем мире вовсе не само собой разумеющееся. Разве это не странно? Появиться и жить именно здесь, с нами? Разве не хватает Творцу святых ангелов на небесах?

Отклонение в сторону

Я шел по улице и вдруг увидел Шмельку, и это как раз был для меня знак, чтобы перешел на тротуар напротив. Почему? Неприятно, никогда не знаешь, как он отреагирует на этот раз. Да, Шмельке потерял несколько лет назад свое здравомыслиеֺ, и он ведет себя не как все. Он имеет обыкновение произносить несвязанные предложения или издавать странные звуки. Движения его рук тоже непредсказуемы. Короче говоря, неприятно стоять рядом с ним, наблюдая за его глупым поведением.

Почему я вспомнил о нем и рассказываю? Верно, чувство месяца Адара — это чувство смеха, но не потому я его вспомнил. Я ни в коем случае не хочу сказать, что смеяться над Шмельке – это красиво. Но его странное поведение учит меня тому, что такое безумство. Иногда буквы ש и ס взаимозаменяются на святом языке, и это говорит мне о том, что שְּטוּת-чушь — это разновидность סְטיִּהָ-отклонения от пути. Все люди в мире ведут себя определенным образом, но такие люди, как Шмельке, отклоняются от общепринятого пути и ведут себя глупым образом.

Дух глупости

Шмельке не тот, которому следует подражать, и поэтому его пример — безумие  нежелательное. И, к нашему сожалению, есть еще большее безумие, чем это. Так бывает, когда отклонение происходит не только от общепринятого, но и от прямого и верного пути. Мудрецы учат нас, что «человек не совершит проступка, если в него не войдет дух глупости». Благословенный Б-г мостит нам прямой путь, направляя нас идти путем Торы и заповедей, но иногда в нас укореняется дух глупости, и мы склонны отклоняться от пути и вести себя против Его воли.

Что представляет собой этот дух глупости? «Ну, не страшно, всего один раз», — так мы ищем себе отговорки, чтобы не подчиняться Творцу. Я знаю людей, которые по их внешнему виду и взгляду со стороны производят впечатление людей, которые не соблюдают Тору и мицвот. Но после нескольких теплых слов сердце открывается, и тогда я слышу такую ​​фразу: «Ты что думаешь, что я не еврей?? Поверь мне, что я верю даже больше тебя!». И он действительно прав, он еврей. Точка! Но что? Тот самый еврей позволяет себе совершить нарушение только потому, что ему кажется, что … что он не перестал быть евреем из-за того проступка. Это дух глупости.

Святое безумство

Но есть еще один вид безумства, и это безумство святости. Что имеется в виду? Как и дурное безумство, это тоже отклонение от обычного пути, но на этот раз в положительном направлении. По Закону нужно вести себя определенным образом, в соответствии с тем, что установлено Ãлахой, но настоящий хасид всегда стремится вести себя «лифним мишурат а-дин», сверх того, что от него требуется.

Например, Нахшон, сын Аминадава, был одним из них. Он на глазах у всех прыгнул в море, и у обычных людей это решение не считалось самым разумным поступком. Хотя не все думали, что нужно сдаться или вернуться в Египет, но все же идти прямо в море!? Это действие, которое требует отказа от рассуждений и действия только в силу высочайшей преданности. Как это называется сегодня? Думать нестандартно, за пределами рутинного мышления (буквально «вне коробки»). Это хорошее отклонение, отклонение святого безумства.

Обитель в нижних мирах

Как вы думаете, от кого мы учимся методу святого безумства? Кто первый, совершивший самый неожиданный поступок, какой только может быть?

Сам Благословенный Б-г!

Предположим, мы слышим в новостях следующую информацию: глава правительства собирается сменить место жительство на квартиру в микрорайоне бедняков на окраине города, и вместо своего роскошного дома в правительственном городке он выбрал себе ветхую хижину с протекающей крышей, которая вот-вот развалится. Большинство людей подняло бы бровь. «Он что, сошел с ума!?» Глава правительства — уважаемый и солидный человек, и поэтому резиденция, которую он заслуживает, также должна выглядеть почтительно. Так себя вести – это безумие, буквально отклонение от здравого смысла.

Что ж, Благословенный Б-г ведет себя именно так. Он решил построить жилище здесь, с нами, в материальном мире, и, согласно нашей логике, кажется, что это действительно безумие. Да, это безумие, но безумие святости, такое, которое даже в состоянии перескочить через простую логику. Оно выше всех рассуждений и смыслов. Следы этого безумия есть на стенах скинии. Доски скинии были сделаны из стоящих деревьев акации-шитим, и в хасидизме объясняется, что деревья акации выражают это безумие-штут.

Но главное, что я забыл вам сказать: когда Всевышний игнорирует разум и решает обитать вместе с нами, Он хочет «заразить» нас этим качеством, Он заинтересован в том, чтобы мы перескакивали через логику этого мира. Соблюдать заповеди не только потому, что все так делают, а на основе выбора и по желанию, чтобы Б-г раскрылся здесь.

Наш выбор добра строит для Б-га Дом выбора в нашем сердце!

Чтобы мы удостоились перевернуть этот мир безумством святости!

Рази

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.