Тайны мира (Алтер Ребе)

Хасидская история

Толкования рав. И. Гинзбурга

Алтер Ребе однажды рассказал[1] о том, что один возничий – еврей, который обладал большой физической силой — наткнулся на дороге на телегу с пленными. Он должен был бы выкупить их, но у него не оказалось ни одной лишней копейки. Он глубоко вздохнул и сказал Святому Благословенному: «Если бы я мог спасти их своими силами, я бы отдал всю свою душу, но здесь мне нужны деньги, а у меня их нет, поэтому я не могу им помочь» — очевидно, драться с конвоем было совершенно бессмысленно – «Если бы телега погрузилась в грязь, я бы ее вытащил. Но я не могу спасти их от помещика, со всем его войском, иначе как деньгами, а денег у меня нет».

В то же время, где-то в другом месте, произошла другая история — телега в буквальном смысле тонула в болоте и проезжала мимо телеги с хорошим евреем, богачом, у которого было много денег, но он был слаб, не имел физических сил. Он посмотрел на своего друга-еврея, тонущего в болоте, глубоко вздыхая и говоря Святому Благословенному: «Если бы у меня была физическая сила, я мог бы помочь ему, вытащить его из болота. У меня есть деньги — и, если бы я мог вытащить его на эти деньги, я бы отдал все, что нужно. Но деньги здесь не помогут — нужна физическая сила. И поехали они оба каждый своей дорогой – пленные остались не выкупленными, и еврей, который погрузился в болото, так там и остался.

Алтер Ребе задает здесь вопрос — почему Провидение так поступило? На первый взгляд, нужно было послать богача выкупить телегу с пленными, а сильного хозяина телеги — вытащить тонущего в болоте еврея. Об этом мы произносим в Йом Кипур — а также каждый день во время чтения Шма перед сном: «Ты знаешь тайны мира и загадки тайны каждого живого существа». Он объяснил, что в этом разница между «тайнами Торы» и «тайнами мира» — «тайны Торы» я понимаю, а «тайны мира» не понимаю.

Из сравнения цадика между тайнами Торы и тайнами мира, можно понять, что тайны мира также являются Торой. Хотя известная сегодня Тора не может их раскрыть, их может раскрыть учение Машиаха без всякого сомнения.

Об этом толкуется стих в Йешаяу «Тора от Меня выйдет (в мир)»: «Из слов рабби Авин Бар Каhана: Всевышний сказал: новая Тора выйдет от Меня, обновление Торы выйдет от Меня. Из постулатов веры в то, что «это Тора не заменится», и, по словам Алтер Ребе: «не будет еще раз дарования Торы». Но «новая Тора» — это совершенно новое откровение той же Торы, которую мы получили на Синае.

На горе Синай Б-г заключил завет с народом Израиля и дал нам Свою Тору, но Тора была для нас чем-то внешним, дополнением к личности, и учила человека из вне его. По сравнению с этим, «новая Тора» — это Тора, которая полностью соединяется с человеком, выгравирована в его сердце и вырастает из него: «Вложу Я Тору свою в глубину (души) их, и в сердца впишу Я ее». Таким образом, в любом случае исполнится мессианское предназначение: «и не будет никто учить своего друга, или своего брата … потому что все узнают Меня». Тогда выяснится, что «Израиль и Тора – одно неделимое целое» от самого малого до самого большого. Такая Тора показывает, что даже те «тайны мира», которые сокрыты, на самом деле являются тайнами Торы, открывающимися в низшей реальности.

Фактически, уже при даровании Торы дан намек на будущее откровение: при даровании Торы сказано: «И все люди видят голоса и факелы, и звук шофара, и дымящуюся гору, и увидели люди и отпрянули…». Слова «видят голоса» означает «видят звук, который невозможно видеть в другом месте». Видение звука означает возможность нарисовать перед глазами учащегося вопрос, изучаемый-услышанный в Торе, способность, которая является глубиной истинного изучения Торы, что позволяет «улавливать суть Законов Торы на слух».

Но более того, рабби Акива узнает в Мехилте из этого стиха, что «видят то, что слышно, и слышат то, что (обычно) видно». Способность наблюдать за тем, что человек видит вокруг себя, и воспринимать — слышать Б-жественное послание, скрытое во всем, что происходит в мире. Глубина дарования Торы на Синае — это «видеть то, что слышно», а глубина новой Торы, которая в будущем — «слышать то, что видно». По словам рабби Акивы, это уже было раскрыто при даровании Торы на Синае, которое навеки является корнем всех раскрытий в Торе.

Видение Б-жественного провидения и понимание его посланий — основа учения нашего учителя Бааль-Шем-Това, и оно достигнет своего совершенства в «новой Торе», когда каждый еврей будет знать в своем сердце тайны Торы, которые открываются в действительности. Эта Тора в аспекте: «истина из земли прорастет», Тора Баалей тшува, которая растет сверху вниз посредством возвращающегося света. Именно такая Тора, которая расшифровывает реальность видимого мира, может также дойти до народов мира и воздействовать на исправление всей реальности: «Ибо Тора из Меня выйдет (в мир), и правосудие Мое, как свет, изолью на народы».

видеть слышимое[1] Решимат дварим (Хитрик), Адмор Азакен, 65; Сефер а-цаацаим (Алперин), стр. 61.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.