Все праведники

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга на Введение к трактату Авот

У КАЖДОГО сына ИЗРАИЛЯ ЕСТЬ УДЕЛ В БУДУЩЕМ МИРЕ — ТАК КАК СКАЗАНО (Йешайя, 60:21): «А НАРОД ТВОЙ — ВСЕ ПРАВЕДНИКИ, НАВЕКИ они УНАСЛЕДУЮТ ЗЕМЛЮ: РОСТОК, МНОЮ ПОСАЖЕННЫЙ, ДЕЛО РУК МОИХ — Мне НА ГОРДОСТЬ!». 

Перед чтением глав трактата Авот по нескольким причинам[1] принято произносить эту мишну, взятую из трактата Синhедрион — «Обычай Израиля — Тора». Термин «Грядущий мир» раскрывается в основном в устной Торе, в то время как в письменной Торе он не появляется явно, и цель состоит в том, чтобы связать этот мир с миром Грядущим. Поэтому уместно начать трактат Авот с помощью этой мишны, которая является «воротами» к устной Торе.

В писаниях Аризаля объясняется, что «Грядущий мир» — это сфира бина (понимание). И в служении Всевышнему это итбоненут (вдумчивое размышление), о котором говорится: «знай Б-га отца твоего и служи ему с цельным сердцем»[2], то есть «углубиться познанием (даат) в величии Б-га и укоренить свою мысль во Всевышнем всей крепостью и силой сердца и мозга», как объясняется в Тании[3]. Можно подумать, что итбоненут относится не ко всем, но на самом деле, «У КАЖДОГО сына ИЗРАИЛЯ ЕСТЬ УДЕЛ В БУДУЩЕМ МИРЕ» — каждый и каждая из сыновей и дочерей Израиля имеет отношение к итбоненут, как продолжение слов Алтер Ребе: «И эта сила и эта способность связывать свое познание (даат) со Всевышним есть в душе у каждого родившегося евреем, поскольку она черпает от души Моше Рабейну». Другими словами, каждый праведник со стороны Б-жественной души в нем, это точка праведника в нем — «и весь твой народ праведники» — но нужно осветить, раскрывая эту исчезающую точку, что достигается «ее подпиткой из души Моше Рабейну». Моше – это даат общности Израиля, и в каждом поколении есть искры души Моше — в каждом из народа Израиля есть скрытая искра, которая из души Моше (и, по словам Бааль-Шем-Това, у каждого еврея есть искра Машиаха), и есть великие и видимые искры из души Моше – мудрецы поколения, «глаза общины», в силах которых учить людей познанию Б-га. Чтобы пробудить в себе искру Моше, нужно совершить итбоненут («усилием души и усилием плоти») и, напрягая все свои силы, соединиться с истинными праведниками посредством веры в праведников (Нутрикон (אמת באמונת צדיקים — אמץ  и также верить в точку праведника, которая есть в нем самом: «и весь народ твой праведники». Когда человек связывается сердцем и душой с настоящими праведниками, тогда искра внутри него пробуждается и усиливается, чтобы озарить открыто (и намек: נצוץ = לב צדיק, искра = праведное сердце). И еще, хасидское выражение: «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей»,[4] радость от сознания, что это только часть. Вот как следует истолковывать: «У КАЖДОГО сына ИЗРАИЛЯ ЕСТЬ УДЕЛ В БУДУЩЕМ МИРЕ» — его будущий мир заключается в том, чтобы быть счастливым от того, что он является его частью.

В намеке, фраза «УДЕЛ В БУДУЩЕМ МИРЕ»[5] делится красиво: חלק לעולם הבא = 7 раз по 46. חלק  = 3 раза по 46. לעולם הבא = 4 раза по 46. И в другом разделении: первые и последние буквы = 4 раза по 46 (לעולם הבא), средние буквы = 3 по 46 (חלק). Разделение 7 на 3 и 4 — тайна гадגד (связана с «Не делайте на себе надрезов»). Таким образом, ключевое число 46 = .לוי Леви — тайна бины («Пусть же сыны Леви сами исполняют работу»),  будущий мир.

Перевод из Еженедельника Нифлаот, Шофтим 80, ст. 41.

Хотите узнать больше и подробнее о печатных материалах рава И. Гинзбурга? Нажмите на ссылку:

http://rabbiginsburgh.ru/

[1] См. Дерех хаим и Перкей Моше.

[2] Диврей а-ямим 1 28, 9.

[3] Тания, глава 42, стр.118, и см. там же главу 2.

[4] Авот 4, 1.

[5]«חלק לעולם הבא»  («удел в будущем мире») –первые буквы этого выражения חלה, а последние קמא (трактаты Хала, Бава кама). При перескакивании через одну букву получаем חלק לעולם הבא = רוח (Живущий вечно). Второе перескакивание חלק לעולם הבא = חק (חק – это часть слова חלק), חק – «закон Израиля».

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.