Не отказывайся от своего будущего!

Сегодня мы узнаем, чем отличается служение праотцов от нашего служения

Ответ умному сыну

 

Из слов умного сына (в пасхальный седер) мы узнаем что заповеди Торы делятся на три типа – эдот-свидетельства, хуким-законы (непонятные нам) и хуким-законы (и более понятные).

Хуким — это заповеди, которые мы никак не в состоянии постичь. Даже если мы попытаемся – нам не удастся дать им логическое объяснение, который останется в голове. Рыжая корова является таким примером (объяснить). Более того, иногда у нас может возникнуть такое сильное непонимание этой заповеди, что наше дурное начало и народы мира могут насмехаться над нами. Но как говорится, хок-закон есть закон, понимаем мы его или нет – мы должны ему подчиняться.

Что по-вашему труднее: писать авторучкой или высекать буквы в камне?

Законы, которые создал Б-г, — это своего рода заповеди, требующие от нас особых усилий, подобно законам, высеченным на камне. Это служение посредством принятия на себя бремени заповедей — кабалат оль. Мы должны отложить свою разум в сторону и исполнить волю Б-жию, как Он повелел нам, даже если у нас нет всего постижения и понимания смысла этих заповедей.

Законы Б-га справедливы

Не все заповеди Торы нам непонятны, наоборот. Есть такие, которые кажутся весьма понятными. Многие знакомы с Дама Бен Нетина — нееврей, который, не будучи евреем и не получив Тору сам понял, что честь отца на великая ценность, и ради этого он был готов отказаться от больших денег. Если язычник способен понять, то и я тоже. Заповеди такого типа называются мишпатим. Подобно тому, как буквы, соединяются в слова, и слова соединяют друг с другом в ясные и понятные предложения также мишпатим укладываются в наших головах без особых усилий.

Но не стоит заблуждаться! Смысл, понимаемый нашими слабыми и физическими органами чувств, не является тем смыслом истинным смыслом заповеди. Ведь тот, кто дал это, Благословенный Б-г, чей разум и понимание несравнимо выше нашего. Воля Творца превыше всякого смысла и понимания, и поэтому нам необходимо выполнять заповеди такого типа посредством полного принятия на себя бремени заповедей — кабалат оль. При всем этом объяснение, которое воспринимает наш разум, заставляет нас меньше ощущать трудности и усилия, необходимые для их исполнения.

Вы мои свидетели

Среди непонятных нам законов-хуким и понятных нам законов-мишпатим расположен третий вид заповедей-эдот (свитетельства) — это заповеди, которые являются свидетельством тех событий, которые произошли с нами. Например, тфилин. В Торе приводится довод для накладывания тфилин: «И будут они тебе знаком на твоей руке… так как сильной рукой вывел тебя Б-г из Египта». На первый взгляд, тут есть объяснение и довод, которые я могу понять своим разумом. Мы были рабами в Египте и вышли оттуда, исход является очень важным событием, поэтому логично, что свидетельство этого мы отметим каким-либо действенным путем. Но здесь появляется часть, которая менее ясна и понятна: почему именно посредством стихов Торы, написанных чернилами на пергаменте? Почему они должны находиться именно в черных кубиках, из которых спускаются ремешки? Почему бы нам не хранить пергамент в кошельке в кармане?

Отсюда вывод, что в сущности эдот — это заповеди, которые между хуким и мишпатим. С одной стороны, мне понятен принцип эдот, как в мишпатим (заповедь почитания родителей), но с другой стороны, остаются детали выполнения заповеди за пределами моего понимания, подобно хуким (красная корова).

Эти заповеди — передача нашего свидетельства, их выполнением мы свидетельствуем, что Всевышний сотворил мир. Не только сотворил в прошлом, но и в данный момент, после сотворения мира, Он — единственный, кто им управляет. На самом деле наше свидетельство гораздо более острое: мы свидетельствуем, что никакой реальности в мире, которая бы не была часть Б-га — «Нет никого, кроме Него!». Мы единственные, кто может передать эту информацию! Никто, кроме народа Израиля не знает Всевышнего так, как мы Его знаем, и поэтому только наше свидетельство приемлемо и достоверно!

В чем дело?

Итак, если мы поняли разницу между тремя видами заповедей, это уже знак, что мы сообразительные, подобно умному сыну из Агады. Какой вопрос задал умный сын? «Каковы порядки, законы и правила, которые заповедовал вам Ãвайе, Б-г наш?» В самом ли деле он намеревался выслушать все 613 заповедей? Не похоже на это. Если ему удается описать каждую из трех видов заповедей — порядки, законы и правила — значит он понимает, о чем идет речь. И полученный им ответ не кажется относящимся к этому вопросу. Вопрос умного сына заложен в первом слове его высказывания: ма? Я пытаюсь отыскать глубину за всеми теми заповедями, которые Всевышний нам заповедовал. Чему меня учил это разделение на три группы? Что воля Всевышнего делится на множество деталей и разных подробностей. Б-гу есть что сказать о каждой сфере нашей жизни, и Он требует от нас выполнять Его волю в точности как Он написал и дал в данной на горе Синай Торе.

Все это уже знает наш умный сын. Он рад заповедям и хочет их выполнять, но есть что-то, что его тяготит. Скажите мне, что вам приятнее: когда кто-то другой говорит вам, что делать или вы это делаете по собственному желанию? Мне это достаточно ясно. Я всегда предпочитаю делать по своему желанию, с любовью. чем больше я сживаюсь с тем делом, которое я выполняю, тем сильнее мое желание.

Таким образом, спрашивает умный сын, почему Всевышний говорит нам, как и что делать? Разве Он не заинтересован, чтобы мы пришли к этому своими силами?

Любовь или страх?

Нашему умному сыну несомненно есть на кого полагаться. Он, как любой еврей, сын наших праотцов — Авраама, Ицхака и Яакова. Праотцы выполняли Тору и заповеди каждый своим оригинальным способом. Авраам, полный огромной любви к Б-гу и всем Его творениям, всю свою любовь вложил в гостеприимство и приближение далеких под крылья Шхины. Ицхак, главной чертой которого был страх и трепет перед Б-гом, служил Ему оригинальным образом — копанием колодцев. Яаков, работавший пастухом у Лавана, делал невидимую никому колоссальную духовную работу, ставя ободранные ветви деревьев перед приходящим на водопой стадом. (Наши души из такого стада Яакова — говорит Каббала) И все это праотцы делали еще до дарования Торы из ощущения огромной близости с Творцом.

Спрашивает нас умный сын: почему служение таким путем прекратилось? Почему после получения Торы мы должны лишь так, как нам заповедано? Теперь мы по размышляем о важности трепета перед Творцом.

Обоняние запаха служения праотцов

Объясняется в хасидизме, что есть принципиальная разница (подобно разнице между небом и землей) между служением праотцов до дарования Торы и служением их сыновей после синайского откровения. Служение праотцов фокусировалась на их высоких намерениях, в то время как мицвот, которые они делали, были вторичны по сравнению с намерениями. Поскольку главное в служении заключалось в духовном намерении сердца и разума, Яаков мог выбросить палки после действия с ними в мусор. Никакая святость в них не выходила — их служение было духовным.

Мудрецы уподобляют это прекрасное служение хорошему запаху. Представите себе, что вы входите в роскошный свадебный зал, слышите прекрасную музыку и знаете, что скоро вам подадут изысканную пищу. Это все заостряет наши чувства и наслаждение. Но больше всего на наши ощущения влияет то, на что мы меньше обращаем внимание — хороший запах. В запахе-реах есть что-то духовное-рухани. Он в равной степени распространяется по воздуху, находясь в любой точке зала. Но я не могу быстро понять, откуда он исходит. Служение Вс-му в стиле духовного запаха характеризует духовное служение наших святых праотцов.

Ежедневная Тора

Что же произошло во время дарования Торы? Всевышний решил спуститься с горы Синай и это означает, что картина полностью изменяется. С этого дня духовное служение спускается вниз на материальную землю. Теперь фокус переходит духовного намерения на материальное действие, ощущаемое посредством наших физических рук. Святость спустилась в неживую природу и раскрыла, что она тоже Б-жественна! По этой причине на физические предметы также распространяется святость. Если свиток Торы износился, его полагается захоронить особым образом в земле.

На самом деле умный сын это тоже знает (а теперь и мы), и ему известно величие Торы (Ребе Раяц на допросе ответил чекисту на вопрос: ты знаешь где ты находишься?! — да, в помещении без мезузы, подобному свинарнику или туалету…). И все же умный сын каждый год заново вспоминает про свой вопрос.  Ведь подобно тому как ежесекундно наш мир сотворятся заново, так и дарование Торы. Каждый день я стою на горе Синай, размышляю о служении святых праотцов и жажду служить Б-гу с тем же духовным восторгом. И я хочу быть тем, кто делает, не будучи обязанным к этому.

Умный сын — не отказывайся!

Какой ответ есть для умного сына?

Ты прав в своем желании, но для того, чтобы тот духовный свет смог светить   здесь (в материальном мире) ты должен его дать ему возможность проникнуть в прекрасные сосуды, к-е Б-г приготовил для этой цели — три вида законов, о которых мы говорили в начале статьи.

Но и в следующем году умный сын спросит тот же вопрос, т.к. мы никогда не откажемся от хорошего аромата наших праотцов. В будущем, с приходом Машиаха, мы удостоимся соединить эти две стадии. Мы будем выполнять заповеди как Всевышний нам установил и потому что Он заповедал, но наше желание будет настолько большим, как будто мы это делали на основе нашего свободного выбора!

Из еженедельника Галь Эйнай, Нифлаот Песах 84 г., стр. 60-63

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.