Акации и тайна меди

Нифлаот Глава Веякъэль 84 г. (Эвен Эзра)

 Соберите у себя приношение Б-гу; всякий добросердный пусть принесет его, это приношение Б-гу: золото и серебро, и медь[1].

Почему деньги называются кесеф? поскольку это вожделение для глаз, от нихсефа- очарована. Тоже нехошет-медь, потому что женщины гадают на меди.

Рава утверждает, что женщины использовали медные инструменты для запрещенных дел гадания. Но есть комментаторы, которые утверждают, что женщины смотрят в медные зеркала, чтобы рассмотреть, как они выглядят внешне. Согласно Рава, эта нихуш-догадка означает испытание и проверка, например: «и конечно отгадает это» (слова Йосефа к его братьям в истории с серебряной чашей), которую Рава интерпретировал как «проверить вас, чтобы увидеть, не воры ли вы» (предполагая, что перед ними чаша, которую они могут украсть).

Медные зеркала и исправление змеи

Вопрос о медных зеркалах объясняется в конце стиха: «И сделал он умывальник из меди и подножие его из меди из зеркал женщин, которые толпились у входа в шатер откровения»[2], и Рава истолковал там:

Потому что у всех женщин принято украшать себя каждый раз, когда они видят свои лица в медных или стеклянных зеркалах, чтобы исправить великолепие на своих головах… И вот были женщины в Израиле, служившие Б-гу, которые отказались от вожделений мира сего и дали свои зеркала в качестве пожертвования в скинию завета, потому что им уже не нужно было украшать себя. Они приходили изо дня в день ко входу в скинию только для того, чтобы помолиться и услышать слова заповедей.

Медь-нехошет и гадание-нихуш связаны с словом змей-нахаш, — земной змей и «нахаш нехошет», которого создал Моше. Слово нашим-женщины- נשים тоже похоже на слово нахаш-змей-נחש.

Медь в скинии завета – это исправление греха древнего змея, соблазнившего Хаву отведать от дерева познания добра и зла = золото серебро медь (האכילה מ־עץ הדעת טוב ורע = זהב כסף נחשת). На более глубоком уровне, искушение змея заключалось в том, что он отражался в женщине, как в медном зеркале! Женщину назвали Хава-Евой (חוה) от слова змей-חויא, и змей показал ей, что было у нее внутри в душе. «И увидела женщина [змей показал ей в зеркале], что дерево полезно для пищи и что оно похотливо для глаз», — змей показал ей вожделение, сокрытое внутри нее.

Корень греха – в негативном «самосознании», поиске ощущений-хавайот (от слова «Хава»). Сначала у Адама и Хавы было Б-жественное осознание, без вожделения, которое привлекается к разным странным вещам, но змей искушает посмотреть на запретные места, в том числе «видеть себя в зеркале», искать и находить вожделение внутри себя: «Прихоти ищет своенравный»[3]. Это негативная медь-нехошет, которая раскрывает жажду кесеф-денег (кисуфим). И вот намек во всем этом:

כסף נחשת = אשה אשה אשה = ותרא האשה = בריאה יצירה עשיה

Серебро медь = женщина женщина женщина  = Брия Йецира Асия (отражение женщины, видящей себя во всех нижних мирах).

Исправление  — через тех женщин, которые служат Б-гу, отказавшись от похоти этого мира» и посвятивших себя «молитве и прислушиванию к словам заповедей»! Обычно женщины не занимаются Торой как мужчины, и даже «всякий, кто учит свою дочь Торе, как будто учит ее вздору»[4], но женщины-праведницы, которые пришли по своей воле к скинии завета (и оставили праздность мирских похотей), таким полезно изучать Тору! Это революция в изучении Торы для женщин, связанная с ׳עליית המלכות׳ — «подъемом царства» в будущем.

Искушение змеи заключалось в том, чтобы смотреть в запрещенные места, посмотреть на себя в зеркало – и исправление находится в медном змее, когда «Смотрят вверх и порабощают свои сердца Отцу небесному»[5]. Первородный змей принес в мир смерть, когда человек смотрит на свое конечное и ограниченное «я», тогда как медный змей указывает на источник жизни, и потому каждый, кто смотрит на него, исцеляется и живёт.

Машиах = змей (משיח = נחש), он исправляет змею. Зеркало – это отражение: «Все пророки смотрели в зеркало, которое было тусклым, Моше Рабейну, смотрел в ярко отражающее зеркало». Подсвечивающее зеркало представляет собой полированное  стекло, а не освещающее зеркало – из полированной меди. Машиах меньше, чем Моше Рабейну в пророчестве и пророчествует с зеркальностью, которая не освещает, но в Духе святости Машиах выше, чем Моше Рабейну. Моше Рабейну пророчествовал с «это есть слово» (זה הדבר“), а другие пророки пророчествовали с «так» (כה), сокращение: сила воображения (כח המדמה), «в руках пророков земля», а цельность исправления силы воображения — у Машиаха. Дух святости, сила воображения, есть «догадка святости», исправление змея и меди — и это чутье Машиаха, «и исполнит его духом боязни Б-га»[6]. Корень чутья в кетере-венце, самом высшем уровне души. Моше мудр, он видит посредством мудрости, но не чует, а Машиах чует и угадывает Духом святости.

Йосеф-праведник сказал: «Конечно угадает такой человек, как я»[7], то есть Машиах, сын Йосефа исправляет змею. Но последнее исправление принадлежит Машиаху бен Давиду. Есть две змеи, змея-прямобегущая и змея-извивающаяся[8] — змея- прямобегущая — прямая линия, тайна прямоты, Йосеф праведник и Машиах, сын Йосефа (сфира йесод-основа), а змея кривая — тайна (изогнутый) круг, царь Давид и Машиах, сын Давида («направляет меня на пути правды»[9]), царства-малхут.

Акации

В стихе: «…из кож бараньих красных, и покрышку из кож тахашевых сверху и деревья акации-шитим»[10] Рава толкует «шитим — буква мэм в конце, как в слове нашим-женщины», то есть суффикс мэм, используется для женщины во множественном числе. Действительно, в суффиксе тав-ת есть еще одна форма «ишот зима» (жены развратные) — суффикс тав-ת[11]. Ишот-женский род, нашим-окончание, характерное для мужского рода (а также нехошет-медь — мужское и женское окончание). И на внутреннем уровне: когда «мозг правит сердцем», тогда женщина ведет себя умно, поэтому используется мужское окончание, «нашим» (мужчина в женщине, мозг, управляет женщиной в женщине, сердцем). Но когда сердце правит и делает все, что пожелает, тогда женщина как некева-самка, «женщина-блудница», склонная к блуду!

А вот шитим-акации от штут-глупость: «Человек грешит, лишь когда в него входит дух глупости»[12]. Определенная связь между глупыми женщинами, которые «легкомысленны» и легко поддаются искушению (после искушения змея), и позволяют «духу глупости» контролировать их, как глупые, неверные жены. Действительно, праведные женщины пользовались зеркалами для святости, «посредством их (медных зеркал)  женщины родили много воинств в Египте»[13], и исправляют глупость «блудницы». «Цов’от»-цветные (зеркала) отсылает к святого Имени Б-га Цва-от, восстановленного Ханой, и от которого произошел пророк Шмуэль, помазавший Давида. Праведницы, благодаря которым Израиль был искуплен из Египта и благодаря которым он будет искуплен, сами молятся и учатся, а особенно посвящают себя рождению армий детей и воспитанию их Торе и добрым делам, подобно идеалу и стремлению Ханы. Это поднятие малхута нашего поколения, накануне прихода Машиаха, чтобы это не интерпретировалось, как «тот, кто учит свою дочь Торе будто учит ее вздору-тифлут, [а не молитва-тфилот]», то есть превращать торот в тфилот- делать из учения молитвы[14]. Способность женщины усвоить Тору, чтобы любую Тору-учение превратить молитву, которая поднимается выше и выше и приводит Машиаха/

Нифлаот Глава Веякъэль 84 г. (Эвен Эзра)

[1] Шмот 35, 5.

[2] Шмот 38, 8.

[3] Мишлей 18, 1.

[4] Во многих местах!

[5] Йевамот 49, 2.

[6] Йешаяу 11, 3.

[7] Берешит 44, 15.

[8] Йешаяу 27, 1.

[9] Теилим 23, 3.

[10] Шмот 26, 14.

[11] Йехезкель 23, 44.

[12] Сота 3, 1.

[13] Рамбан на Шмот 38.

[14] По словам рабби Нахмана из Бреслава, который сам относится к тайне поднятия женщины, и этого достаточно для понимающего.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.