На исходе 9-го Тамуза 83 г. (перевод с англ.)
Сокращенное изложение хода урока:
В рамках пробуждения темы «Колледжа Торы» раввин провел урок, относящийся к медицинскому факультету, — о секрете крови в организме человека. Глава 1 соотносится со словами Эвен Эзры о связи между душой и кровью. Глава 2, основная часть урока, выстраивает целостную грань языковых значений и планов, которые кроются в имени кровь. И также объясняются внутренняя каббалистическая структура компонентов крови и структура групп крови. Цель всех размышлений – понять силу и значение, заложенных в крови, и добиться внутренней работой очищения крови – обрести «чистую кровь» физически и духовно.
А. Кровь — это душа
Видение Колледжа Торы
В буклете под названием «Колледж Торы»[2] изложена идея-структура, которую мы разработали несколько десятилетий назад. Была причина, по которой этот вопрос снова возник сейчас[3], и мы очень надеемся, что эта идея воплотится в жизнь. Мы думаем о создании курса, где они будут изучать основы всех предметов, которые здесь есть. На парцуфе «Колледжа Торы» есть предметы, изучаемые в академическом мире, они организованы в соответствии с порядком сфирот. По большинству предметов у нас есть книги или материалы, подходящие для книг, о связи между ними и Торой.
Например, область медицины, которая находится здесь, в тиферет – «Тиферет гуфа[4]». Там три основных архангела, Михаэль-Гавриэль-Рафаэль, что соответствует хеседу-гвуре-тиферету[5] (доброте-силе-красоте), где Рафаэль — врач (рофе) — в тиферет. Корень тиферета-תפארת, пеер-פאר, также является буквами корня рафа-רפא-лечить. Медицина, исцеление тела — в сфире тиферет. Это пример — у каждой темы здесь есть своя сфира. Есть теория души — психология, которая принадлежит здесь сфире даат-познанию, душе тиферета, душе медицины и медицине души. Нужно соединить душу и тело — даат и тиферет. С Божьего благословения у нас есть серьезная школа изучения души, здесь в Израиле, а также онлайн по всему миру — Торат а-нефеш по Бааль-Шем-Тову. Это один из примеров того, что уже существует.
Идея о том, что после четырех лет обучения в бакалавриате человек будет знать основы этих предметов в соединении с Каббалой и хасидизмом, со структурой в соответствии с сфирот и с пониманием того, что означают вещи как на физическом, так и на духовном уровне. Маршрут будет каким-либо образом официально признан. Опять же, есть книги на разные темы, а также другие материалы. Мысль сейчас такова, что студент будет хорошо осведомлен во всех областях, чтобы иметь возможность получить сертификат целостных общих знаний по Каббале и хасидизму.
Основа здоровья — кровь
Таков общий контекст встречи. А основе цельного парцуфа мидот сегодня мы поговорим на тему медицины: в Тании[6] написано, что от кровообращения зависит крепкое здоровье. Если кровь течет по всему телу хорошо, без закупорок, человек здоров. Если есть препятствия хорошему току крови — человек не здоров. Так написано в Тании, и поясняется, что сама Шхина в народе Израиля является потоком крови.
Почему медицина начинается с вопроса о крови? В Торе написано, что «кровь есть душа»[7]. Это великое новшество — кровь что-то физическое, а написано, что это душа. Одна интерпретация[8] состоит в том, что душа находится в крови больше, чем в любом другом органе или системе тела.
Нам нравится заниматься гиматриями, находя чудесные явления. Прежде чем мы углубимся в другую интерпретацию, скажем еще один важный намек: сумма гиматрий кровь и душа равна гиматрии познание-даат (דם + נפש = דעת — и как мы уже упоминали, в парцуфе-лике Колледжа Торы в даате находится Торат а-нефеш — Теория души[9]) и вся фраза «кровь есть душа» («הדם הוא הנפש» = מלכות = 496) по гиматрии равна слову малхут-царство (как мы знаем[10], наполняющие буквы даат — דלת עין תו — это Левиафан-לויתן, по гиматрии [11]מלכות-царство) В парцуфе-лике систем тела[12] система крови находится в бине-понимании, как будет упомянуто, нервная система, относится к даат, а пищеварительная система — к малхут. Бина также имеет внутреннюю связь с даат (ибо «без понимания нет познания, а без знания нет понимания»[13]) и также с малхутом (тайна «ха [та’а] баха [илаа] тлиа»[14], «как ее мать-дочь»[15])[16]. Этот намек вдохновляет на исследования в нашей Академии, в ходе которых будет проверено, влияет ли нормальный кровоток напрямую на нервы и пищеварение.
Толкование Ибн-Эзры
Теперь давайте посмотрим на толкование Ибн-Эзры — величайшего из комментаторов простого смысла Торы, даже больше, чем Раши. Раши часто основывается на проповедях мудрецов. Ребе много раз говорил, что Раши называют «самым простым толкователем Танаха»[17], но самое упрощенное прочтение Торы — у Ибн-Эзры.
Во многих местах Торы написано, что кровь — это душа, в разных формах, и одна из них есть в Парашат Ахарей-мот в Пятикнижии Ваикра[18]:
«Ибо душа всякого существа — это кровь его. Потому сказал Я сынам Исраиля: ‘Крови, какой бы то ни было плоти, не ешьте, ибо душа всякой плоти — это кровь ее; всякий, кто ест ее, отторгнут будет’».
Мы говорили, что душа — это кровь — здесь написано, что кровь в душе. Из всех мест, где написано о связи крови и души, здесь толкование Камня Эзры наиболее показательно: «Его кровь в его душе» — она прилипает к душе.
Нельзя сказать, что кровь находится внутри души, потому что с точностью до наоборот — душа находится внутри крови. Сколько раз в Торе слово «в…» означает (не «внутри», а) «с». «Его кровь в душе» означает, что кровь с душой — они идут вместе, как одновременное явление. Как не может быть крови без души, так не может быть души без крови. В этом смысл фразы «»кровь его в душе его» — она связана с душой» — кровь слеплена с душой.
Несмотря на то, что Ибн-Эзра говорит чисто простой смысл, часто трудно понять, что он имеет в виду, и поэтому на него есть комментарии (так же, как и на Раши есть много-много комментариев). Здесь комментатор — «Яхель Ор», в «Законодателях Йегуды» — говорит, что он понимает под кровью, связанной с душой: «Ибо со дня создания крови [уже в зародыше] душа плоти создается с ним, и не найдет ни крови без души, ни души без крови»[19]. С момента создания формы крови кровь идет вместе с душой. То как он это интерпретирует — звучит правильно. У него есть и другое толкование (в «Корней ор»), объясняющее, как мы уже сказали, что «в [его душе]» как «с».
Но Ибн-Эзра продолжает нечто более удивительное:
Потому что известно, что сухожилия, выходящие из левой части сердца, делятся пополам на кровь и воздух.
Известно, что кровеносные сосуды, выходящие из левой части сердца, имеют два компонента — один компонент — это сама кровь, а вторая составляющая — это воздух, кислород, который кровь переносит и распределяет по всем частям тела. Кислород, находящийся в крови, который поступает из левой части сердца, на самом деле называется «духом жизни», силой жизни. Кровь находится вместе с воздухом, который, по его толкованию, подобен душе.
Затем он приводит очень красивый образ связи крови с душой (воздухом, кислородом):
Подобно образу оливкового масла со светом.
Как оливковое масло со светом, который светит, когда вы зажигаете свечу. В хасидизме[20] есть много объяснений и рассуждений о свече с различными компонентами, которые она содержит. Топливо свечи — оливковое масло, но цель — зажечь его, и тогда появляется свет — и этот свет связан с маслом. Он говорит, что свет связан с оливковым маслом, как душа связана с кровью: душа — это свет, а кровь — это масло[21]. Это очень красивый образ, и сейчас увидим, что одно из основных значений крови, во внутреннем значении, есть сравнение, изображающее правильные образы. Комментатор добавляет: «Ибо как свет пребывает в масле, так и дух пребывает в крови, и кровь его рождает и поддерживает его». Интересно, берет ли он это из другого места у Ибн Эзры.
Это хорошее начало для крови.
Секрет свечи
Тора несколько раз говорит, что кровь – это душа. Здесь он использует слово «дух», но в Торе слово «душа». В Каббале понятия душа и дух — это два разных уровня. Поскольку кровь несет в себе жизненную силу — кислород, слово «дух» здесь даже более уместно.
Душа — это низший из пяти уровней души — нефеш-руах-нешама-хая-ехида (נפש-רוח-נשמה-חיה-יחידה)[22]. Нефеш-руах-нешама — это три внутренних уровня души. Обычно у Аризаля написано, что человек рождается с двумя первыми уровнями: душа-нефеш и дух-руах[23]. Есть места, где написано только душа[24], но обычно написано, что душа и дух есть уже в утробе матери[25]. Когда человек подрастает, он получает душу уровня нешама, а если он удостаивается, то он также получает хаю и ехиду[26] — окружающий свет души, глубину надсознания, а от ехиды он получает силу самопожертвования для освящения Имени Б-га, а от хаи он получает приверженность Б-гу[27]. Все начинается с души, и как мы сказали, у Аризаля обычно два уровня — душа и дух — идут вместе. Отсюда следует намек, подходящий Ибн Эзре, что инициалами двух основных уровней, нефеш-руах (души-духа), составляют слова свеча-нер. Если есть три уровня — нефеш-руах-нешама — инициалы наран, נר»נ (‘נר ב’חן — нер в «красоте»[28]).
Иногда пишут[29], что душа — это сила движения в теле. Основное значение души – воля или желание[30], которое является внутренним мотивом всего бегущего-движущегося. «Все живое движется»[31] — ты не можешь двигаться, если ты не жив, для того, чтобы двигаться, тебе нужна душа[32]. Самая основная сила жизни называется движением, «все живое движется». Кровообращение, пожалуй, самая важная часть движения тела, но сама жизнь определяется движением. Эти две ступени, представляющие собой естественное движение тела и его органов вместе с духом жизни (то есть начало осознания жизни), суть две ступени души-духа, чьи инициалы נפש-רוח — нер-свеча.
Б. Парцуф-лик смыслов крови
Сейчас мы будем создавать — как мы обычно делаем — парцуф-«лик» различных значений слова «кровь» на святом языке. Из этого размышления можно понять значение крови. Мы уже говорили о понимании того, что дам-кровь связана с силой воображения коах медуме — в самой крови лежит способность сравнивать вещи и понимать связи между ними, сила, необходимая для такого рода размышлений.
Кетер-Корона: безмолвие
Начнем с самого начала — со сфиры кетер-корона. Корона — это надсознание, или переживание безмолвия души. Первое значение крови-дам — безмолвие-думия — «Тебе молчание-думия похвала-теhила»[33] (и эта теhила — тхила — начало, венец). Говорят Б-гу, что хвала Тебе — молчание, потому что понять Тебя невозможно. Каждая восхваление, которое я произношу, умаляет твое истинное величие, поэтому я просто стою в молчании перед тобой: «Нора теhилот (страшно прославление)» — надлежит не произносить Тебе славу, чтобы они не умалялись, как в строфе «Тебе молчание-думия похвала-теhила»[34]. «Это первое значение слова дам-кровь.
Тот факт, что кровь так важна для основного человеческого существования и жизни, связан с тем фактом, что само имя Адам- אדם происходит от слова דם -кровь[35]. В нашем парцуфе значение אדם будет в сфире тиферет. Во всяком случае, написано[36], что имя Адам происходит от слова дмама-молчание, а имя Ева-Хава происходит от слова речь («выражает знание» — «Йехаве даат»[37]). В этом секрет хашмаль — «хаш»-чувство тишины и «маль»-речь («временами молчат и временами говорят»[38]) — в единстве мужчины и женщины, в единстве первого мужчины и первой женщины, Адам и Хава, единство молчания-выражения речи. В любом случае, речь идет о переживании безмолвного нахождения перед Б-гом, потому что я не могу сказать о Б-ге ничего верного, а могу лишь чувствовать величие Б-жие внутри, его невозможно выразить.
Какое отношение безмолвие имеет к крови? Мы видели, что Ибн-Эзра пользуется очень красивой притчей о том, что душа по отношению к крови подобна свету на масле (или воске) свечи. Что такое דם-דומיה — неподвижность крови? Стоять по стойке смирно? Но кровь просто никогда не стоит на месте — она всегда крутится: «кружится, кружится, движется ветер»[39], что в крови, есть постоянная пульсация «взад и вперед»[40], иначе человек не живет. Так какая же связь между кровью и неподвижностью? Как бы сильно ни текла кровь, как вода, она делает это тихо. Когда я иду к морю и вижу волны, я их и слышу, поток воды шумит, издает звуки. Я бы подумал, что кровь, которая очень быстро циркулирует в моем теле, тоже будет шуметь — но я ничего не слышу, она течет скрытно, как и масло[41]. Только когда я измеряю пульс, его можно услышать. Сегодня в некоторых приборах для анализа крови можно услышать пульс, но без приборов я не слышу кровь — она течет бесшумно. О кровообращении можно толковать стихи «Голос тонкой тишины»[42] и «Тишину и голос услышу я»[43] — кровь — это тишина, но в нем есть какой-то звук[44]. Голос крови — это пульс жизни в ней — это связь между короной и мудростью, следующей сфирой, как мы объясним. Таким образом, в крови тишина и звук вместе — это важное вступление.
Мудрость: дух жизни
Каково следующее значение крови? Согласно Ибн-Эзре, фраза «кровь есть душа» означает, что кровь идет вместе с духом жизни, который несет в себе жизнь. Жизнь принадлежит мудрости, жизненная сила тела есть мудрость, о которой написано «Мудрость сохраняет жизнь владеющего ею»[45] и «Умрут, но без мудрости»[46]. О мудрости также написано «но где находится ум»[47]. Это важная вещь по отношению к крови, клетки которой производятся в костном мозге[48], возникают как творения из ничего — костный мозг «создает» кровь — кровь обладает способностью осязаемым образом создания из ничего, что принадлежит к мудрости. Внутреннее объяснение[49] в том, что » откуда мудрость обретется [в бине-понимании]» — «откуда» приходит мудрость? Из кетера-короны, но получает бытие-реальность от матери-има, которая есть «начало бытия»[50], начало реальности — ведь бина — место кровеносной системы вообще, как указано выше.
Четыре компонента крови
Отсюда следует еще одно важное введение, касающееся компонентов крови. Кровь состоит из четырех различных компонентов: лейкоцитов, эритроцитов, плазмы и тромбоцитов (которые образуют сгусток крови). Четырем элементам можно поставить в соответствие 4 буквы основного Имени Ãвайе Благословенного Б-га:
Совершенно ясно, что белые и красные клетки — это буквы י-ה Имени Творца, отец и мать. В Комментарии к Гемаре написано[51], что белое происходит от отца, а красное — от матери — ясное соотношение белого и красного. Мы объяснили, что «где найти мудрость [в бине]» — реальность крови — это именно красный цвет в ней, потому что 99% клеток крови — это красные клетки, которые передают дух жизни, кислород, ко всему телу (основной смысл «кровь — это душа», кровеносная система в бине, как сказано выше). В иврите слово адом — одно из значений крови — в английском нет связи между кровью и красным: blood и red, это разные слова, и как мы знаем, в других языках нет такого отчетливого явления. По сравнению с эритроцитами, главной реальностью самой крови, клетки лейкоцитов составляют менее половины процента, и их роль заключается в борьбе с причинами болезней, как часть иммунной системы тела[52]. Меньшинство принадлежит хохме-мудрости (отношения между хохмой и биной — сокращение и расширение[53], меньшинство и количественное изобилие), а сила белых клеток для борьбы происходит от гвуры Атика, одетой в хохму[54], облаченного в хохму (Ариха, и оттуда светит в хохме…)[55] Итак, лейкоциты и эритроциты явно являются аба-отцом и има-матерью.
Плазма, несущая много минералов и необходимых для организма вещей, является буквой ו Имени Ãвайе Благословенного Б-га — она приносит в организм много важных веществ. Разнообразие материалов соответствует ו, состоящему из всех мер сердца, и ו также соответствует телу («красота тела — тиферет гуфа»), для которого эти материалы необходимы.
В конце, способность свертываемости крови (тромбоцитов) — без которой человеку грозит опасность смерти — принадлежит малхуту-царству, концу, силе, останавливающей дела, как сказано в царе «Он будет управлять народом Моим»[56].
Таким образом, мы видели здесь י-ה-ו-ה видов крови:
י — белые клетки
ה — красные клетки
ו — плазма
ה — тромбоциты
Четыре группы крови
Добавим сюда еще одну структуру крови — четыре типа крови. Первое переливание крови, для которого нужно было знать тип крови, было сделано всего около ста лет назад.
Различают четыре основных типа крови — А, В, АВ и О. Анализ групп крови проводится в соответствии с красными кровяными тельцами, которые являются основной реальностью крови (как указано выше): группа А имеет антиген А, группа В имеет антиген В, группа АВ имеет оба антигена, а группа О не имеет ни одного антигенов (в то время как в плазме ситуация обратная — тип А имеет антитело к антигену В, тип В имеет антитело к антигену А, тип АВ не имеет антител, а тип О имеет оба антитела). Скажем по-простому, что А — мудрость-хохма, В — бина-понимание, а ו — их комбинация, АВ, а малхут-царство, «У него нет ничего своего»[57], — это О (которое не имеет в себе антигена, а потому может вносить вклад каждому — царь — это «всеобщая душа», которая именно благодаря отсутствия своей реальности и самобытному смирению может принести пользу всем):
י кровь группы А
ה кровь группы В
ו кровь группы АВ
ה кровь группы О
Помимо деления на группы крови, каждая группа крови может быть положительной или отрицательной — в каждом ранге есть хесед-доброта и гвура-сила (как известно).
Это простое размышление для студента-медика, как понимать группы крови по Каббале. Здесь тоже можно предложить направление исследований в нашей Академии — изучить, можно ли выявить в личности признаки, соответствующие параллели группе крови (следует отметить, что при параллели двух низших групп крови , АВ и О — это программа, мы не нашли хорошего объяснения, почему А и В определены так, и в любом случае их можно также поменять их местами — тоже по аналогии с мудростью и разумом — и если заняться исследованиями и строить эксперименты, вы должны принять это во внимание)[58].
Бина: сила воображения
Вернемся к нашему основному парцуфу-лику: что мы уже сказали? Безмолвие крови — кетер-корона, а жизненный дух крови — хохма-мудрость. Что такое бина-понимание? Поскольку в парцуфе систем тела система крови принадлежит бине, как указано выше, уместно расширить ее значение больше, чем других сфирот:
В Мегилат Эстер[59] написано, что Мордехай сказал Эстер идти в Ахашверошу и ходатайствовать за свой народ. Она ответила, что в этом есть опасность, потому что «любой мужчина или женщина, которые придут незваными к царю во внутренний двор, один закон для них — смертная кара… А я не звана была к царю уже тридцать дней»[60]. Он ответил ей: «Не полагай в душе своей, что спасешься в доме царском (одна) из всех йеудеев»[61] — напротив, сейчас не время молчать, нужно говорить! — А если промолчишь, «Ибо если ты промолчишь в такое время, (то) спасение и избавление придут к йеудеям из иного места, а ты и дом твоего отца погибнете»[62]. Важное слово для нас здесь «Не полагай (буквально «не воображай», «не молчи» — аль тедами) в душе своей» — это следующее важное значение слова дам-«кровь».
Обычно сила воображения интерпретируется как воображение. Но здесь, если вы посмотрите на английский перевод Танаха, «не воображай» переводится не как «не воображай», а скорее как «не думай». В крови есть что-то, что указывает на способность что-то думать, на определенную мысль, которая есть у вас в голове, а здесь это мысль «спасешься в доме царском». Можно было бы сказать «не воображай» (‘אל תדמייני’), но «не полагай» («אל תדמי») идет здесь с этой мыслью. Это значение крови, сила воображения, принадлежит матери, бине. «Дополнительное понимание дано женщине больше, чем мужчине»[63] — у нее есть большая сила воображения сценариев. Здесь сценарий один, что она промолчит и спасется, и он говорит ей не воображать его. Мы любим[64] прекрасную гиматрию в остальной части этого стиха — «спасение и избавление придут к йеудеям из иного места» равно гиматрии «частное Провидение» («רוח והצלה יעמוד ליהודים ממקום אחר» = השגחה פרטית). Это прекрасное выражение частного Провидения в Танахе. В любом случае, способность воображать или думать, рисовать в мозгу определенный сценарий — это интеллект силы крови. Это означает, что сама кровь, физическая кровь, несет в себе эту духовную силу. Если кровь чиста — ваши фантазии будут чисты. Если нет — нет.
Позитивное и негативное управляемое воображение
Фантазии могут скатываться и стать очень плохой вещью, настолько, что рабби Нахман говорит[65], что «сила воображения» — это прозвище злого желания, потому что оно может построить человеку множество фантазий и заставить его жить ими. Есть разные ступени бины, матери, и отрицательная сила воображения — это обратная сторона низкого уровня бины[66].
Мы говорим[67], особенно в Торат а-нефеш, о предмете под названием «управляемое воображение» (димйон мудрах). Тут может быть положительное воображение, даже сам Бааль-Шем-Тов говорил[68], что человек должен представлять себя восходящим из одного мира в другой — я из мира Асия-действия, восхожу к мир Брия-творение и т. д. Но это хорошо только для тех, кто знает, что делает — что их ощущение настоящее. Образ, безусловно, хороший и положительный, это то, что написано в хасидизме: «Думай о хорошем — будет хорошо»[69]. Это воображение не только хорошо, оглядываясь назад, оно и полностью изначально. Когда вы идете к врачу в Израиле, вы не так сильно это чувствуете… Думайте о хорошем, будьте оптимистом! Это позитивный управляемый образ. Но с другими типами воображения — что вы здесь и там, чтобы перенести травмы из прошлого — мы не так удовлетворены, потому что это сила воображения неочищенная. Как говорит рабби Нахман, сама сила воображения — это злое начало. Есть всевозможные сценарии, которые можно вообразить, но они нереальны.
Даат-познание: похожесть слов (равнозначное суждение)
Если это так, то до сих пор у нас были кетер-хохма-бина. Следующее значение даат-познание. Внутренняя аспект даата — единство[70] — сила делать единения, подобно «и познал Адам Хаву, жену свою»[71]. Первоначальная связь даат в Торе – между мужем и его женой. В Каббале понятие единства очень фундаментально — все намерения в молитве называются единениями-ихудим.
В открытой Торе ихуд — это сила «равнозначного суждения» — увидеть, что есть два похожих стиха или заповеди, в которых используются одни и те же слова или фразы, что указывает на необходимость объединения правил одних и тех же слов. Это учение называется на иврите «гзера шава», но написано[72], что человек не может толковать сам гзера шава — только если он получил его от своего раввина и последний от своего раввина и так до Моше Рабейну. Почему? Потому что, если подобие не соответствует действительности — у него происходит падение к отрицательной силе воображения, связи между вещами, которые на самом деле не имеют связи между собой[73]. Моше Рабейну — даат народа Израиля[74] — гзера шава, пришедшая от него, есть сила святого познания соединить две вещи, имеющие между собой связь, а так как между ними есть истинный соответствие, можно поучиться правилам одного от другого и т. д. В этом сила «уподобления значений разных слов»[75].
Вообразить, как мы сказали, значит построить в своем мозгу некий сценарий. Но здесь есть и другой, иной смысл — не только представить что-то, но и сравнивать слова, увидеть сходство и связь между двумя разными словами. Видим, что два слова похожи друг на друга, как мы объяснили, и если они очень похожи — равны в чем-то —можно узнать подробности у одного от другого. Еще раз, даат — сравнение верных и правильных соответствий. Чтобы сделать это по-настоящему, вам нужно подключиться к Моше Рабейну[76]. В Тании написано, что в каждом еврее есть искра Моше Рабейну, и соединиться с Моше означает обнаружить эту искру внутри себя, искру, которая уподобляет слово к слову.
Хагат: подобие, Эдом и Адам
Красный цвет
Мы уже говорили, что кровь דםкрасная אדום — это значение слова кровь, что 99% процентов клеток в ней — эритроциты. Но кровь тоже белая, в ней есть лейкоциты. Также плазма — прозрачно-желтоватая — скорее белая, чем красная. Кровь вообще красная, но есть и белизна — это сочетание цветов. Мы сказали, что дух крови есть хохма-мудрость, а белизна крови есть хесед-доброта. Ранее мы говорили, что белые клетки и красные клетки — это хохма и бина, но вообще красный цвет в Каббале — это гвура-силе[77]. Еще раз, в английском кровь и красный — разные слова, но в иврите — это одно и то же.
Сказано[78], что просто цвет в Торе — красный. Теперь мы читаем в Израиле о рыжей корове. За границей это прочтут в Шабат, если хотите прочитать две параши в Шабат, приглашаем вас сюда… С нами жених, который приехал из-за границы, так что будем читать обе параши. Параша о рыжей корове показывает, что в красном есть что-то тайное — способность очищать нечистоту мертвого. В Торе есть цвет, как цвет лица — какой цвет? Красный. Ни зеленый, ни желтый, ни синий. Просто цвет — это красный. Что-то может быть, как белым, так и цветным. Также в кетере-короне есть белый, «Ловен эльйон» — там белизна-ловен прозрачна. Что-то может быть прозрачным, белым или красным (т. е. цветным). В спектре красный — это один конец, но все цвета спектра также имеют красный цвет — скрытая сторона спектра — это оттенки пурпура[79]. Дело в том, что в самой крови есть лейкоциты и эритроциты. Красный цвет — это гвура.
Эдом (пишется также как слово красный — אדום) также является именем кого-то очень важного в Торе — «Эйсав — это Эдом»[80]. Его имя Эдом, почему? Потому что он родился рыжим — «и первым вышел рыжий»[81]. Эйсав — очень колоритный персонаж, самый колоритный персонаж Торы, потому что он красный. Есть еще один названный Адом, «румяный с прекрасными глазами»[82] — царь Давид. Два человека названные «Адмони» — Эйсав и Давид. Давид — это исправление Эйсава[83]. Красный — храбрость. Красный цвет также является синонимом кровопролития, убийства – Ицхак благословил своего сына Эйсава: «Ты будешь жить мечом своим»[84]. Таким образом, то Эдом и адом — гвура-героизм.
К гвуре присоединяется и другое значение — оцепенение-тадhэма, — которое появляется однажды в Танахе, в стихе «Почему ты, как человек ошеломленный как богатырь, который не может спасти»[85]. Есть такие, кто интерпретирует тадhэма в смысле раздражения[86], и есть те, кто интерпретирует его в смысле паники-бэhэла[87] — два значения, принадлежащие гвуре-трепету[88].
Сходство
В то же время в крови есть и белое, что есть хесед-доброта. В крови есть что-то и от любви, и от доброты — кровь — это не только гвура, это смесь того и другого. Интересно, что именно белое в крови, любовь-доброта в ней, есть борец с болезнями — «בראשית ברא«- «Берешит Бара» — בריאות — здоровье («В начале сотворил» в хасидском толковании: «Прежде всего будь здоров»[89]), принадлежит к «Вовеки зиждется милосердие»[90]. Мы знаем[91], что гиматрия гвуры равно тройной гиматрии хеседа, а вместе — четыре раза хесед = 288, число искр, упавших при разбиении сосудов[92]. Наша роль, наша задача — вернуть эти искры к их Б-жественному источнику.
Итак, мы сказали, что кровь — это и хесед, и гвура, она несет в себе силу быть добрым, сердечным, и также героизм. Кровь имеет и хесед, и гвура. [Каким словом обозначается сторона доброты? Красное — это героизм, но что означает «кровь», принадлежащая белому?] Одно из значений крови — это подобие Б-гу. В Торе есть мицва «И ходи путями Его»[93], подражать Б-гу, и это подражание заключается в том, чтобы быть добрым, милосердным и великодушным – «Как Он милостив, хоть ты будь милостив, как Он сострадателен, хоть ты будь сострадательным»[94].
Мы уже упоминали в начале, что слово «человек» принадлежит тиферет-красоте — самому телу. Душа — даат, аспект Моше, а тело — тиферет. Стих, который связывает концепцию человека с тиферет, звучит так: «по красоте человека, чтобы сидел дома»[95]. Человек в тиферете и имеет две руки — правую и левую, хесед и гвура. Справа есть сила «и его правая рука обнимает меня»[96] именно потому, что жизненная сила ее — кровь, при сотворении человека написано «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему»[97]. Некоторые комментаторы Каббалы говорят[98], что образ и подобие — это мужчина и женщина, образ — это мужское начало, а подобие — женское начало. Ранее мы говорили, что сила мысли-воображения принадлежит матери, «дополнительному разуму» женщины, но в основном уподобляться Б-гу — значит быть похожим на Него.
Теперь скажем кое-что в духе книги The Wondering Jew, которая тоже делает каламбуры на английском языке: слово ‘like’ в английском языке также имеет значение сходства, что-то похожее на что-то (looks like), а также значение симпатия- love, I like you («ты мне нравишься»). Почему «нравится» означает и сходство, и привязанность? Проще говоря, если что-то похоже на меня, мне это нравится. Есть симпатия, потому что я нахожу сходство. «You like me» на иврите означает «я тебе нравлюсь» — обретение благосклонности в глазах. Почему? Потому что между нами есть определенное базовое сходство. Это прекрасное явление в английском языке.
На иврите у нас есть целая книга[99], основанная на двух выражениях симпатии на иврите — обретение симпатии и несение симпатии. Мы объясняем это между женихом и невестой, когда מציאת חן — обретение симпатии — это сходство, а נשיאת חן — несение симпатии основано на контрасте. Сходство относится к уровню «открой мне сестра»[100], базовый этаж братства между супругами, над которым есть другие этажи[101], исходит из ощущения подобия, что у нас один и тот же корень души. Это чувство называется обретением симпатии — я нахожу тебя в себе, а ты меня — в себе. Но нести благодать — это ощущение, что другой человек в некотором роде мне противоположен, что мы дополняющие друг друга противоположности. Еще раз, чувство дополнительности между двумя противоположностями называется несением симпатии, а чувство основного и глубокого сходства — обретением симпатии. Это два типа сватовства-шидухим — есть шидух, называемый обретением симпатии, и шидух, называемый несением симпатии. Фраза «несение симпатии» появляется в одном месте Танаха — в только что упомянутом нами Мегиле — о царице Эстер, «И нравилась Эстер всем видящим ее»[102]. В Танахе есть десятки случаев обретения симпатии и один случай несения симпатии.
Поэтому слово образ означает «любить» Б-га, как Б-га, что также означает питать к Нему симпатию. Я не могу уподобиться Б-гу без любви к Нему. Когда эта любовь приходит с подобием, это и есть сфира хесед. Мы сказали, что образ — это женское понятие, а подобие — мужское. Здесь необходимо понимать связь образа с женским измерением. Обычно объясняют[103], что мужчина — это доброта, а женщина — строгость, а иногда объясняют обратное[104], как мы видим в природе, — что женщины более любвеобильны, чем мужчины. Если так, то теперь мы завершили хесед и гвуру, а фактически и тиферет, «как красота человека».
Нецах и hод: Кровь и деньги
Теперь мы подошли к нецаху и hоду (вечности и величию), двум связанным сфирот («две части тела»[105]). В теле нецах и hод — это две ноги[106], уверенность и цельность[107], которые имеют силу привести эмоцию в действие — силу действия в душе. Мы еще не уделили места самому слову «кровь» — к чему тут относится кровь? Мы говорили о разных значениях, связанных с вратами (двумя первыми буквами) слова «дам», но как насчет самой крови-дам? В одном месте у Йешаяу кровь названа по имени одной из десяти сфирот — по имени одной из сфирот, относящейся к крови — в стихе «И брызгала кровь их на одежды Мои»[108]. Кровь зовется вечностью души. Кровь — это вечность человека — человек в тиферет и кровь в нецахе, «и она в вечности»[109]. Нецах – это конец правой линии сфирот. Начало правой линии — хохма — «дух жизни» в крови, а конец правой линии, имеющей отражение и возвращающийся свет, — это сама кровь.
Все значения, которые мы сейчас сказали, взяты из Танаха. Кровь в слове мудрецов имеет один смысл — кровь, в смысле денег[110]. Почему кровь деньги? Потому что она течет, это поток хозяйства — поток хозяйства есть деньги[111]. Экономика — как вы можете видеть в лике «Колледж Торы» — принадлежит hоду (в буклете » Колледж Торы» есть краткое объяснение этому, а в книге предмет будет разъяснен более подробно). Опять же, течение экономики — это деньги, как и течение крови, и поэтому значение крови принадлежит hоду.
Йесод-основа: обрезание и «и будешь ходить путями Его»
Ранее мы упоминали мицву в Торе уподобиться Б-гу — «Как Он милостив, так и ты будь милостив, как он жалостлив, так и ты будь жалостливым». Из 613 мицвот эта заповедь носит название: «и ходить путями Его», ее мудрецы называют «мицвой подражать Ему». Все качества, которым следует подражать, начинаются с хеседа, но выражение здесь «и будешь ходить» — хождение двумя ногами, нецах и hод, одной ногой ходить нельзя. Ходить путем Б-га значит быть праведным, «как Он называется праведным, так и ты будь праведным»[112]. Кто такой «совершенный цадик» по Тании? Тот, кто в совершенстве ходит Б-жьим путем, тот «праведник — основа мира»[113]. Подобие Творцу в мере доброты-хесед выражается в качествах, относящихся к доброте и милосердию-рахамим, поведению, которое выше необходимого по закону, качества хасида, но «праведник» йесода он не «хасид», а «правый» — к йесоду стекаются 5 хеседов и 5 гвурот[114], и он ходит путями Б-га мерой истины — осреднения, не отступая от закона «Истинной Торы»[115].
В Каббале[116] йесод (еще одно значение слова йесод — мужской половой орган) также называется ногой, «третьей ногой» — есть правая нога, левая нога и средняя нога. Нога посередине, соединяющая правую и левую ноги, она основа — «праведник — основа мира» — тот, кто исполняет мицву «и будешь ходить Его путями», мицва быть подобным Ему. Нога-регель- רגל также сходна со словом привычка- הרגל, хорошая привычка — טוב הרגל — в хеседе подобие возникает из осознания и желания творить добро, а в основе, уподобление цадику, есть хождение по доброму пути согласно еврейской природе, как положительная естественная привычка.
Заповедь быть подобным Б-гу – положительная сторона йесода, но есть и другое значение крови – корень דמה, проявляющийся в разных значениях отсечения и гибели[117]. Обрезание и истребление противоположны по значению обрезанию — завету в сфире йесод.
Малхут-царство: земля и навоз
Последнее, но не менее важное, что завершает парцуф-лик, — это значение малхута-царства. Мы сказали, что Адам — это тиферет, «красота человека, сидящего дома», и мы сказали, что имя Адам — от слова дам-кровь. Но в Торе написано: «И создал Ãвайе Б-г человека из праха земного»[118]. Тора ясно говорит, что Адам из слова адама-земля. В земле тоже есть красноватые оттенки почвы, причем есть виды почвы еще краснее других.
Единство человека и земли, из которой он был создан — «Все произошло из праха и все в прах возвратится»[119] — это сфира малхут. Вчера у нас была свадьба одного из наших внуков. Жених читал Маймер Ребе «Выйди мой друг навстречу невесте» 7014 г., в которой делается вывод о том, что невеста — это тайна «все было из праха» — это корень царства в РаДЛА, в простой вере, выше корня жениха. Вот почему «доблестная жена -венец своего мужа»[120], потому что «Все произошло из праха и все в прах возвратится», «прах из земли» становится в «навоз на поле»[121] и «навозом для земли»[122].
В английском языке это все разные слова — earth, red, blood, man (земля, красный, кровь и человек) — но в иврите сразу видно, что это одно и то же: אדמה-אדום-דם-אדם. Мы живем на земле и ступаем по красному, потому что земля красная[123]. Иногда цвет земли коричневый, но бывает и красный, и из него был создан человек.
Главное различие заключается в различии между сфирой тиферет и сфирой малхут, Б-гом и Его Шхиной, которое в лице того, что мы сейчас построили, то есть союз человека и земли. Даже после своего сотворения из земли человек остается связанным с землей, он должен работать на земле[124]. До греха у него не было проблем с обеспечением жены, но после греха он должен много работать, чтобы быть уверенным, что на столе будет еда[125].
В заключение:
כתר-корона
безмолвие-דממה |
||
חכמה-мудрость
רוח החיים בדם-дух жизни в крови |
בינה-понимание
כח המדמה-сила воображения |
|
דעת-познание
דימוי-подобие |
||
חסד-благодеяние
התדמות-сходство |
גבורה-сила
אדום; -красный; נדהם-изумленный |
|
תפארת-красота
אדם—человек |
||
נצח-вечность
דם—кровь |
הוד-величие
דמים—деньги |
|
יסוד—основа
«והלכת בדרכיו» (התדמות) — «И ходи Его путями» (подобие) וכריתה (שרש דמה) — отсечение |
||
מלכות-царство אדמה —земля; דֹמן—навоз |
«Чистая кровь»
Какой смысл во всех наших размышлениях? В общем, в каждом сочетании Торы и науки мы ищем взаимного оплодотворения[126] – нововведений Торы, которые рождаются из сочетания, раскрытия духовного содержания внешней реальности и даже возможных направлений мышления для исследования. Здесь, в частности, стремление состоит в том, чтобы само размышление и вытекающая из него внутренняя работа привели нас к очищению крови.
Подходящим выражением для очищенной крови является выражение «чистая кровь». Это выражение, которое снова и снова повторяется в Танахе[127] по отношению к пролитию крови того, кто невиновен, но в нашем случае поясним, что «чистая кровь» — это кровь праведника (о пролитии его крови сказано: «Удаляйся от говорящего неправду, и невинного и праведника не убивай»[128]), как в стихе «ополчающихся на душу праведника, кровь невинную обвиняющих»[129], и намек — «чистая кровь» = цадик («דם נקי» = צדיק)! То есть Тора подразумевает, что праведность души зависит от крови и раскрывается в ней. Так же, как есть вещи, о которых можно познать посредством мудрости лица и мудрости руки (имеющим в этом настоящее знание, которого нет вообще в нашем поколении[130]), тем более, что есть знание, которое скрыто в крови, которая есть главное и корень всего[131]. Это еще и причина того, что, когда кто-то плохо себя чувствует, врач сначала направит его на анализы крови[132] — в крови все должно выявиться, как в физическом, так и в духовном. Когда кровь чиста и течение ее ровное и гладкое, человек здоров и не знает боли и страданий (в тайне мазаля ונקה[133]— (часть выражения «не оставляющий без наказания») «чистый»[134] — корень чистоты и корень понимания, кровеносная система — равна по гиматрии «не знаю»[135], по словам рабби Зуши, никогда не знавшего горести[136]).
Еще раз, когда мы внимательно посмотрим на наш парцуф дам, и попытаемся очистить тщательно и исправить силу воображения и связаться с нашим Моше Рабейну — служением разума в сегодняшнем лике, который соответствует самой системе крови (как сказано выше) — очищая кровь. «Чистая кровь»- «דם נקי» по гиматрии победа- נצחון (соответствует тому, что само слово «кровь» было в нецахе в нашем парцуфе) — когда кровь полностью чиста, достигается победа над ангелом смерти и обретается вечная жизнь.
В кратце — суть и «рабочие» аспекты:
- Основой здоровья является нормальная кровеносная система – «кровь – это душа».
- Кровь и дух жизни «подобны оливковому маслу со светом».
- Основой существования является душа-дух – движение и дух жизни.
- Кровь течет бурно, но тихо, выражая, «Тебя прославляет безмолвие».
- Образование клеток крови из костного мозга похоже на создание из ничего.
- Четыре компонента крови в тайне Имени Б-га Ãвайе: лейкоциты, эритроциты, плазма, тромбоциты.
- Четыре группы крови в тайне Имени Б-га Ãвайе: A, B, AB, O.
- Имеющий группу крови О, это королевский тип — «У него нет ничего своего» и поэтому он может помочь каждому.
- Чистота образов и воображения зависят от степени чистоты крови.
- Позитивное управляемое воображение – «думай хорошо – будет хорошо».
- Сила воображения как правило не очищена, поэтому управляемое воображение часто проблематично.
- Умение уподобления слов действительно зависит от Моше Рабейну – силы познания всего Израиля.
- Именно белые клетки – любовь и доброта в крови – борются с болезнями.
- Основанием симпатии является нахождение подобного.
- Умение уподобляться Б-гу зависит от любви к Нему.
- Деньги называют кровью, потому что это «кровь», которая течет в экономике.
- Подражание Б-гу в хеседе мерам Его влияния, исходя из желания творить добро, а подражание Богу в йесоде – во всех Его добродетелях и праведности, по естественной еврейской привычке.
- Человек был создан из земли и вернется в землю, и на протяжении всей своей жизни он должен быть связан с землей и работать на ней.
- В крови – более всего – выражается праведность человека и выражаются его добрые добродетели.
- Цель взгляда на кровь — удостоиться «чистой крови» — крови, которая не знает боли и побеждает ангела смерти.
[1] Записано Итиэлем Гилади.
[2] См. Ихуд Тора вемада стр. 367.
[3] ראה התוועדות יסוד שביסוד השנה – פורסם בגליון שבועות.
[4] קדמת תקו»ז יז, א («פתח אליהו»).
[5] קהלת יעקב ערך רפאל אות ג (ובכ»ד). קדושת לוי לקוטים ד»ה «לבאר מאמר חכמינו ז»ל שלשה מתו בנשיקה».
[6] Тания, Святое послание 31.
[7] Дварим 12, 23.
[8] Тания, главы 1, 6, 7, 35, 49.
[9] Причем цель Торат а-нефеш — исправление силы воображения — коах а-медаме — одно из толкований слова дам-кровь, как будет разъяснено в следующей главе.
שיעור כ»א אלול תשס»ו; ב’ אלול תשע»א. ועוד. [10]
[11] מאמר «שבתות ה'» לרמ»ע מפאנו ח»ו (מובא בשמו בכ»מ). על הקשר לספירת הדעת – ראה אגרא דכלה בראשית א, כא. וראה גם שבעים פני חן פן נא על לויתן ו»לויתן חן».
[12] См. подробнее в нашей книге «Тело, разум и душа», глава 3.
[13] Авот 3, 17.
[14] שבת קלה, ב. ראה ספר הפליאה ד»ה «וראה והבן».
[15] יחזקאל טז, מד. זהר ח»א קעג, ב.
[16] דעת—בינה = ישראל и вместе с малхутом эта тройка в тайне малхут Исраэль.
[17] По толкованию Раши,
[18] 17, 14.
[19] См. аналогичную фразу в Рамбане, Ваикра 17, 14 (и у Рабейну Бехае, там же, стих 11).
[20] ראה תניא פל»ה, תו»א בדרושי חנוכה (ואילך); סוד ה’ ליראיו שמ»ו; אותיות לשון הקדש אות ש ועוד.
[21] בהקבלת שבעת המשקים (מכשירין פ»ו מ»ד) כנגד שבע מדות הלב (רפואה שלמה פ»ד עמ’ 88-90; עץ פרי מאמר «ארץ זבת חלב ודבש – חליבה בשבת וביו»ט» הערה ד) דם שייך להוד ושמן-זית ליסוד – בסוד «צדיק [יסוד] תמים [הוד]» (בראשית ו, ט. ראה שערי אהבה ורצון מאמר «ויפק רצון מהוי'» הערה ב, ובכ»מ). וכמה רמזים: דם שמן זית עולה 851 – חיה פעמים יחידה, עיקר נבואת משה (רש»י על במדבר ל, ב) «זה הדבר אשר צוה הוי‘» (שמות טז, טז ו-לב, ובכ»מ), «בעתה אחישנה» (ישעיה ס, כב) וכו’. בצירוף נפש (המצטרף לדם) אור (המצטרף לשמן זית) עולה הכל ג»פ מלכות («הדם הוא הנפש«, כנ»ל בפנים), אברהם (שלמות רמח אברים) פנים ואחור.
[22] Нефеш и нешама переводятся на русский язык одинаково как «душа», руах — как «дух». Две высшие ступени души не имеют аналогии на русском языке.
[23] קונטרס חסדי דוד סימן עו ונתבאר בארוכה בחסדי דוד הנאמנים (וש»נ מקורותיו באריז»ל).
[24] זהר ח»ב צד, ב.
[25] Чрево- רחם— нутрикон «רוח אלהים» — «Дух Б-жий» — «И Дух Б-жий парит над поверхностью воды [амниотической жидкости плода в утробе]» (Берешит 1:2), установлено, что душа находится внутри плода и дух парит, подобно окружающему свету.
[26] См. источники в примечаниях 21-22.
[27] ראה סוד ה’ ליראיו תפלה קודם הלמוד (נתבאר בשיעורים בסוד ה’ ח»ב).
[28] ראה שבעים פני חן פן יב.
[29] ראה גם רבינו בחיי לבראשית א, כ ולקו»מ לא.
[30] בראשית רבה יד, ט; דברים רבה ב, לו.
[31] ספר מפתח הרעיון לרבי אברהם אבולעפיא בסופו (אות ת).
[32] וראה רד»ק לבראשית ט, ב.
[33] Теилим 65, 2.
[34] Шмот 15, 11. Раши на стих.
[35] ספר הליקוטים פרשת נח. ובכ»מ.
[36] בכל זה ראה תחלת המאמר «פרצוף הדעת» בשערי אהבה ורצון.
[37] Теилим 19, 3.
[38] Хагига 13, 2.
[39] Коэлет 1, 6.
[40] Йехезкель 1, 14. Ликутей Тора Пикудей 8, 4.
[41] Зоар 3 39а-б.
[42] Мелахим 1 19, 12.
[43] Ийов 4, 16.
[44] דממה-קול (тишина — голос) по гиматрии = 225, то есть квадрат гиматрии Имени Б-га Эль — יה (которое переводится как Б-г, сила, возможность).
[45] Коэлет 7, 12.
[46] Ийов 4, 21.
[47] Там же 28, 12.
[48] Костный мозг = Рамах= Авраам (מח עצם = רמח = אברהם) — общее число органов человека. מח העצם = 253 (22 буквы Торы при их сложении по методу «треугольник») — расширяющееся понятие относительно женских органов (Бехурот 49, 1).
[49] Сефер а-мицвот, 557, стр. 268.
[50] ראה שערי אורה (ג’יקטיליא) שער י; שער היחוד ריש פכ»ה; מאמרי אדה»א בראשית עמ’ ב, וש»נ.
[51] Нида 31а.
[52] В парцуфе систем организма иммунная система принадлежит сфире hод, так что здесь есть интеграция и «Ахлифу духтайу» — то есть, жизнь (принадлежность к правой линии, дар жизни — в сфире нецах, см. ס»י פ»ד מ»ג) происходит от мозга бины (кровеносная система, эритроциты) и иммунитет (принадлежащий левой линии, hoд) исходят из головного мозга (лейкоциты) — поскольку мы знаем, что правое полушарие влияет на левую сторону, а левое — на правую сторону.
[53] Тания, Святое послание 4 и во многих других местах.
[54] Ликутей сихот Шлах 46, 3 и др. местах. » ע»פ פירוש הרמ»ז על זהר ח»ג ריג, א.
[55] ע»ח שי»ג (אריך אנפין) פ»ו (מ»ק).
[56] Шмуэль 1 9, 17.
[57] Согласно Зоар 1 181а и 31а и в других местах.
[58] Это направление мысли упоминается в теории, которая сегодня не принята в научном мире, о корректировке диеты в зависимости от группы крови. Рекомендация в этой теории хлеба для людей с группой крови А и мяса для людей с группой крови В может согласовываться с их принятием как мудрости и интеллекта соответственно, и это нужно изучить подробнее.
[59] Эстер 4, 7-14
[60] Там же, глава 11.
[61] Там же, стих 13.
[62] Там же, стих 14.
[63] Нида 45, 2.
[64] Введение в Шхина бейнеем, прим. 37; Маян ганим, Шмот ст. 190 и в др. местах.
[65] Ликутей Моаран, конец Тора 25.
[66] Вообще, сфира бина делится на два лика – бина и твуна (זהר ח»ג רצ, ב-רצא, א. ע»ח שער הכללים פי»א), которые соответствуют Саре (има илаа) и Ривке (твуна, Ликутей Тора Аризаля, глава Толдот), а в душе они сила восприятия и сила впитывания (Врата единства, глава 2). Малхут твуны есть лик Леи, в душе — это буквы мысли (ע»ח שמ»ט פ»ט), что в душе — сила воображения (по гиматрии Залпа) который в душе сила воображения (в Гематрия Залпа)ראה שיעור י»ג אב תשס»ט. ועיין בשער היחוד פ»ב ובלקו»ב שם.
[67] תשובה בנושא בעלון גל עיני גליון 37 עמ’ 6. שיעורי ב’ כסלו תשע»ב ו-ו’ שבט תשע»ו
[68] Кетер Шем Тов (Кеат), буква 281-1.
[69] אג»ק אדמו»ר הריי»צ ח»ב עמ’ תקלז; ח»ז עמ’ קצז.
[70] סוד ה’ ליראיו ש»א פ»ג (ובשיעורים בסוד ה’ ח»ג); ספר הנפש פ»ז.
[71] Берешит 4, 1.
[72] Раши на Сукка 11б. и.см. Песахим 66а.
[73] לקו״מ נד; מעין גנים בראשית עמ׳ קטז; עץ פרי עמ׳ רלב ו-שסד.
[74] Тания, глава 42.
[75] Брахот 14а.
[76] מעין גנים בראשית במאמר «כיונים אל ארבותיהם» הערה ב והמובא שם מפירוש הבן איש חי על הקדמת תקו»ז.
[77] זהר ח»א כח, א; ח»ג רל, ב. ובכ»מ.
[78] בסמינר «אור וצבע» – נדפס במבחר שיעורי התבוננות חכ»ז – עמ’ 23 (ועוד) ודוק בירושלמי פ»ז ה»ב
[79] בסמינר הנ»ל שיעור שני (עמ’ 52 ואילך) ובאיחוד התורה והמדע מקרה דגם ד (עמ’ 496).
[80] Берешит 36, 1.
[81] Там же 25, 25.
[82] Шмуэль 1 16, 12.
[83] Шла глава Толдот, часть Тора ор.
[84] Берешит 27, 40.
[85] Ирмияу 14, 9.
[86] См. стих в Таргуме (он приводится также у Радака).
[87] См. у Радака и в Мецуда.
[88] У Мальбима — нидhам- «пораженный», близко по значению к «неподвижный» и дмама-«молчание» — тот, чьи чувства сведены на нет.
[89] Ор лешамаим, глава Насо на стих: נשא את ראש בני גרשון
[90] Теилим 89, 3.
[91] ע»ח שכ»ה (דרושי הצלם) דרושים א-ב.
[92] שעה»כ דרושי «ויעבר» דרוש ב.
[93] Дварим 28, 9.
[94] Мехильта, парашат Шира, параша гимель.
[95] Йешаяу 44, 13.
[96] Шир а-ширим 2, 6.
[97] Берешит 1, 26.
[98] זהר ח״ג לה, ב; ע״ח שכ״ה (דרושי הצלם) דרוש א (מ״ב).
[99] Махоль а-крамим — см. в основном главу 1, стр. 20.
[100] Шир а-ширим 5, 2.
[101] Гармония двух сердец, глава «Я сплю, но сердце мое бодрствует».
[102] Эстер 2, 15 и 5, 2: «И было: когда увидел царь царицу Эстер, стоявшую во дворе, снискала она милость его».
[103] Ликутей Тора, Тазрия, 19, 3 и во многих местах в Каббале и хасидизме.
[104] ?
[105] Зоар 3 236а.
[106] נצח והוד תרין שוקין – הקדמת תקו»ז יז, א («פתח אליהו»).
[107] См. Врата в мир Каббалы, части 6-7. סוד ה’ ליראיו ש»א פרקים י-יא (וביאורם בשיעורים בסוד ה’ ח»ג); ספר הנפש פרקים יא-יב.
[108] Йешаяу 63, 3.
[109] ע»ח שער הכללים פ»א. ובכ»מ.
[110] И для этого есть эхо-hэд на языке Танаха, согласно толкователям «не будет на убившем вины за его кровь» (Шмот 22: 1) и подобное в отношении выкупа (см. Рашбам там). Точно так же фраза «и драгоценна в глазах его кровь их» (Теилим 72:14) учит о ценности крови бедных (см. комментарии к стиху). В общем, ценность-эрех принадлежит йесоду-основе (внутренний аспект которого истина-эмет) — цадик — это тот, кто умеет по-настоящему ценить себя (как сказал Старший Ребе рабби Гилелю из Парича) и он дает цдаку-пожертвование (деньги, как известно, в формулировке раскаяние-молитва-пожертвование соответствуют посту-голосу-деньгам) — все в тайне связи между йесодом и hодом, «Цадик [йесод], искренний [hод]», как в примечании 19 выше.
[111] The Dynamic Corporation (ובתמצית בשיעור ט»ז אייר ע»ט) ובמדור השו»ת הגליון הנוכחי.
[112] По Алахот деот 1, 6. Шхина бейнейем глава 5, прим. 2.
[113] Мишлей 10, 25.
[114] על הליכה בדרכי ה’ גם במדות של דין וגבורה ראה גם רוחו של משיח מאמר «על מצילות הסוס».
[115] דור קול שמחה בגליון זה — נפלאות מתות ומסעי פ»ג
[116] רמ»ז על זהר ח»ג קפ, א; קהלת יעקב ערך ‘רגלים’.
[117] Цефания 1, 11: «ибо истреблен весь народ торговый».
[118] Берешит 2, 7.
[119] Коэлет 3, 20.
[120] Мишлей 12, 4.
[121] Малахим 2 9, 37.
[122] Теилим 83, 11.
[123] Нида 2, 6.
[124] Берешит 2, 6. И см. след. Прим.
[125] Там же 3, 17-19 и стих 23.
[126] И см. в книге Ихуд Тора вемада, в частности в дополнении 2.
[127] Дварим 19:10; 21, 8; Мелахим 2 21,16; 24, 4. Йешаяу 59, 7. Ирмияу 26, 15. Теилим 106, 38. Мишлей 6, 17.
[128] Шмот 23, 7.
[129] Теилим 94, 21.
[130] Святое послание, часть 15, стр. 64.
[131] Ликутей Моаран 56, 9.
[132] ראה גם לקו»מ נו, ט.
[133] Шмот 34, 7.
שער מאמרי רשב»י, פירוש האד»ז (עמ’ רמט). שער היחוד פכ»ה. ובכ»מ. [134]
[135] אמרי יוסף (ספינקא) פרשת ויצא קמד, ד. מוסבר ברבוי מקומות בספרינו.
[136] המגיד ממעזריטש (קלפהולץ, בני ברק תשל»ב) עמ’ רכו