Урок Лаг ба-Омер 80 г.

Теория игр

1. «Сидеть братьям вместе»

«Вот как хорошо и приятно быть братьям вместе!»

Многие хасидские проповеди Лаг ба-Омера связаны с историей, представленной в Книге Зоар, об уникальном способе, которым рабби Шимон Бар-Йохай позаботился о том, чтобы опустить дождь на землю, и не посредством молитвы (как рассказывается у большинства Танаим[1]), а произнесением Торы:

[Перевод: Мы учили, сказал рабби Йоси, что однажды, когда миру понадобился дождь, рабби Исса и рабби Хизкияу и другие друзья пришли к рабби Шимону и застали того в момент, когда он собирался встретиться с рабби Пинхасом бен Яиром, он и его сын рабби Эльазар . Поскольку он увидел их, то сказал: «Песнь восхождения Давида. Вот, как хорошо, и как приятно, быть братьям вместе!», что означает «быть братьям вместе»? Как сказано «а их лица повернуты друг к другу», в то время, когда они смотрели друг на друга — лицом к лицу, написано «как хорошо и как приятно» …]

В продолжении своих слов рабби Шимон говорит, что, когда мужчина отвращает свое лицо от женщины, «горе ей», и добавляет ученикам, что он видит, что они пришли, потому что мужчина не повернул лицо к женщине (и поэтому нет дождя, нет никакого влияния на мир) — но, если для этого они пришли, они могут уже вернуться, потому что он видит, что сегодня мужчина и женщина повернутся лицом к лицу (и пойдет дождь). Однако, если они пришли изучать Тору, они могут остаться — и ученики сказали, что пришли для обеих целей, поэтому один из учеников отправится сообщить хорошие новости остальным членам святого братства, и они останутся, чтобы заниматься Торой (и Зоар продолжается рассказывать, что Рашби сказал тут же еще толкования на «Вот, как хорошо, и как приятно, быть братьям вместе»[2], и толкования, которые были произнесены, когда они пришли к рабби Пинхасу бен Яиру).

Рабби Левик, как это принято у него в комментариях к Зоару (и эссе мудрецов в целом), посвящает здесь[3] довольно много своего комментария работе с персонажами, которые появляются в рассказе, и внутреннему секрету, который освещает все события, описанные в Зоаре и учениях, сказанных в том же контексте:

Рапби-Рашби-рабби Элазар  —

Свет-жизненность-сила

Пришедшие ученики (часть из них упоминается по именам рабби Исса и рабби Хизкия, как изложено ниже) не нашли Рашби сидящим дома, но идущим вместе со своим сыном рабби Эльазаром. Они пошли навестить дедушку — наверное, в то время, уже разрешили навещать дедушку … – рабби Пинхас Бен Яир, тесть Рашби. Некоторые утверждали, что рабби Пинхас бен Яир — зять Рашби, но, по согласно простому смыслу Зоара, он его тесть. Рабби Шимон идет навестить тестя и берет с собой сына, рабби Эльазара, навестить дедушку. Рабби Левик объясняет здесь тайну деда, отца и сына, согласно великому правилу хасидизма, которое приводится в конце Врат Единства и веры в Тании, что есть три ступени, свет – жизненность- сила.

Он объясняет, что Йохай — это язык жизненности, хают (лебедикайт). На самом деле, Йохай, — живой Б-г, Гат Лебет, но, если тебя зовут Йохай, это знак того, что ты жив, ты полон жизненности. Есть имя хай[4]-живой, есть имя хаим-жизнь и есть Йохай. В определенной степени оно больше, чем жизнь, потому что существует много живых существ, но Йохай – Б-жественная жизненность, а не в целом, а жизненность имени Ãвайе — Ãвайе Хай (как в стихе «Жив Ãвайе и [благословен оплот мой]»[5] и, как известно, наполняющие буквы Благословенного имени Ãвайе: יוד הא וו הא — по гиматрии 18-חי הוי׳, חי, жив Ãвайе(. Йохай по гиматрии еврей- יהודי(имя  יה при его наполнении: יוד הי) – каждый еврей – Йохай, каждый еврей (еврей – это тот, кто отвергает идолопоклонство[6]) живет Б-жественной жизненностью (когда Б-жественность у него сама собой разумеющаяся, а реальность – как нечто новое, неизвестное, как объясняется в хасидизме[7]), жизненность имени Ãвайе Святого Благословенного.

Если так, то рабби Шимон Бар Йохай, названный в честь своего отца, в аспекте жизненности. Точно так же рабби Пинхас бен Яир — в аспекте света (ор), поэтому его зовут Бен Яир. В некотором смысле Рашби ниже своего тестя, рабби Пинхаса бен Яира — свет ниже жизненности. Рабби Левик подробно объясняет, что есть аспект, согласно которому рабби Пинхас бен Яир выше Рашби.

В «Гемаре»[8] написано, что раввин Пинхас бен Яир равноценен Моше Рабейну и всем шестисот тысячам народа Израиля, то есть больше, чем сам Моше Рабейну. Но, с другой стороны, рабби Пинхас бен Яир называет Рашби «Мари Деорайта», учителем Торы — в рабби Шимоне есть что-то, что он усиливается Торой даже больше, чем его тесть, хотя в его тесте есть что-то выше его.

Опять же, рабби Левик объясняет, что рабби Пинхас бен Яир здесь — свет, а рабби Шимон бар Йохай — жизненность. Кто такой рабби Эльазар, его сын? Сила, подобно «Ибо, Он дал тебе силу приобретать богатство»[9]. Какой намек на то, что рабби Эльазар действительно относится к силе? Прежде всего, простой смысл: «Эльазар» означает, что Б-г помогает, давая тебе силу быть доблестным. Ведь «если бы Б-г не помог, он бы не смог»[10]– злое начало сильнее человека, и только Б-г дает человеку огромную силу, чтобы преодолеть его. Также есть намек: Эльазар по гиматрии 11 (секрет: «один и не в счет», продолжение от верхней короны), помноженное на 28 (,כח силу).

Это одна из самых важных трио в хасидизме —אור־חיות־כח  (свет-жизненность-сила). Здесь дед — свет, отец — жизненность, а внук — сила.

(Продолжение следует)

[1]

[2]

[3]

[4]

[5] Шмуэль 1 22, 47; Теилим 18, 47.

[6]

[7]

[8]

[9] Дварим 8, 18.

[10] Сукка 52, 2.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.