Достаточно [заняться] бедой в свое время
Из "Факел перед рассветом"
Перевод из «Ор Исраэль» (фрагмент объяснения из рассказа 1, 242)
Эта фраза — «достаточно [заняться] бедой в свое время» — относится к святому имени, имени ש-די (достаточно). Это имя упоминается в словах нашего праотца Яакова: «А Б-г Всемогущий да даст вам милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего, и Биньямина»[1], и смысл этого объясняет Раши: «Тот, кто сказал достаточно миру, скажет достаточно и моим бедам».
Смысла имени ש-די: сказать, что Благословенный Б-г всемогущ. Он, сказавший своему миру «достаточно», и ошибка силы состоит в том, чтобы править всеми, кто есть, как заблагорассудится. Все в Его руке, как материал в руке созидателя.
В каждой беде, которая приходит и уходит, светит имя ש-די, и именно этот свет спасает человека от ее руки. Хасид Бааль-Шем-Това находит утешение в словах: «достаточно [заняться бедой] в свое время»[2], ибо ему ясно, что именно в то время, когда придет беда, придет и спасение, в смысле «Это час бедствия для Яакова, и в нем же его спасение»[3] — из самой беды приходит спасение.
Час (שעה) из языка שעיה (приостановка), согласно языку стиха: «А на Каина и его дары не благоволил»[4]. Когда приходит время беде сойти в реальность, она останавливается и отклоняется в другом направлении. Именно бедственные страдания во тьме (צרה) дают нам право открыть окошко (צהר) для нового и удивительного света[5].
Согласно вышесказанному, совершенно не нужно заранее беспокоиться о неприятностях. Если вы посмотрите на проблему в тот момент, она действительно беда. Окошко еще не открылось, и некуда доставлять лекарство — средство от душераздирающего беспокойства.
Следовательно, беспокойство о воображаемом зле должно быть смягчено силой молитвы, известной как «жизнь часа»[6]. Молитва стремится возвыситься до внутренней реальности, пробудить милость Благословенного Б-га от скудности и тьмы, в которые мы погружены, и просить обратить на нас внимание и всегда освещать нас. Когда удостаиваются общее просветления, уже знают, что не стоит беспокоиться каждый раз, когда будущее выглядит мрачным и угрожающим.
[1] Берешит 43, 14.
[2] Брахот 9, 2.
[3] Ирмияу 30, 7.
[4] Берешит 4, 5.
[5] Из десяти изменений в книге Йецира 1, 4.
[6] Шабат 10, 1.