Начало царства

Моя любимая глава Лех леха

Вера в приход Машиаха является одной основ веры Израиля, а кто такой Машиах, как не царь из плоти и крови, обновляющий царство дома Давида? Так почему же многие евреи (даже очень «религиозные») не могут сказать честно: да, я этого хочу. Царь (мелех)? Почему вдруг!

Глава Лех леха

Понятия королевства и короля вызывают неприятие у обычного человека нашего времени, и это правильно! Начиная с Танаха и вплоть до последних поколений слово «король» является почти полным синонимом тирании, коррупции, кровопролития и всякого зла. Но является ли это единственным вариантом? Мы должны отряхнуть эти концепции от образа, прикрепленного к ним, и изучить их заново из первоисточника: что такое король и что такое королевство, и какой системы правления мы действительно хотим достичь. Есть возможность «ребрендинга» королевства.

Давайте взбунтуемся

Что ж, царство впервые появляется в Торе в негативном контексте. В главе Ноах мы читали о Нимроде (слово «нимрод» означает взбунтуемся): «Он был богатырем-охотником у Б-га на глазах… и началом его царства был Вавилон», а мудрецы приписывают ему сомнительную корону взбунтовавшегося против Б-га, и он стоит во главе строителей Вавилонской башни. Даже цари, которых мы впервые встречаем в главе Лех Леха, по всей видимости, не являются великими праведниками — ни фараон, ни цари Содома и Гоморры, ни коалиция четырех царей, сражавшихся с ними (в первой войне Торы).

Человеческое общество естественным образом организуется в рамках политической структуры, возглавляемой неким лидером «человеком политической природы» (Морэ Невухим), но во многих случаях вершину правящей пирамиды достигает тот, кто больше, чем кто-либо другой, без колебания топчет всех и правит правом сильного, а не по справедливости. Вот почему он хочет расширить и укрепить свое царство, да и самого себя, построить башню головой в небо (независимо от того, насколько пострадают люди от несчастных случаев при строительстве башни) и выступить против Б-га, который «когда-то» был Царем мира, и указывает нам как вести себя – это никто иной, как Нимрод.

Долина царя Авраама

А что с героем нашим недельной главы, праотцом Авраамом? Судя по всему, Авраам очень далек от того, чтобы называться царем. Он человек веры, одинокий и смиренный: «Весь мир — с одной стороны, и Авраам — с другой стороны». У Авраама нет собственного удела, а земля, обещанная его потомству, все еще находится во владении хананеев. По мнению мудрецов, Авраам противостоит Нимроду: он против строительства Вавилонской башни, разбивает идолов и его бросают в огненную печь, подобно пророку, обличающему царя и призывающему разрушить царство вместе с идолами.

Но здесь, как ни удивительно, мудрецы увенчивают Авраама царской короной. Говорят, что после победы над четырьмя царями царь Сдома вышел навстречу ему «в долину Шавэ, она же царская долина», и Раши интерпретирует: «приобретает значение «равнина равенства», потому что все народы были единодушны в этом вопросе», и поставили Авраама царем над ними, как наместником Б-га и правителем». Но над чем именно царствует Авраам? Ведь у него нет царства, и даже землю для захоронения Сары пришлось выкупить за большую цену. Скорее, Авраам — «наместник Б-жий», его царство начинается не с материальных благ, а с понимания народа, что он возвышен над ними — не как сильный человек, а как тот, кто учит вере и излучает любовь, как тот, кто велит своим домашним творить благотворительность и справедливость.

Царь праведности

Рядом с Авраамом появляется еще один положительный образ царя, «Малки Цедек, Царь мира» (по мнению мудрецов, это Шем, сын Ноаха). Он также признает Всевышнего, источника праведности, но ясно, что Авраам более достоин царства как праведник и венец переходит от Малки Цедека к нему (по описанию мудрецов), поскольку он представляет собой очищенную веру. По сути, Авраам возвращает царство Б-гу и благодаря этому становится царем, как бы указывая вверх и говоря: «Кто этот Царь славы? Б-г воинств!».

Авраам определенно готов, когда необходимо, препоясать меч и пойти на войну. Он также знает, что будущее, предназначенное его сыновьям, заключается в фактическом правлении огромным царством, от реки Египетской до реки Евфрат. Но истинное царство берется не острием меча или владением царствами, а дается милостью Творца тем, кто наиболее подходит представлять Царство Б-жие.

Он говорит, что царство Авраама приходит не только для того, чтобы удовлетворить (реальную) потребность в руководстве обществом, но и учит истине и вере, справедливости и суду, благодати и милосердию и представляет Царство Б-жье. Кто верит в то, что он говорит: «Я верю в приход Машиаха», — имеет в виду, что потомок Авраама, нашего отца, может быть для нас царем, следуя его примеру, и это еще будет! Кульминация описания образа Машиаха у пророка Йешаяу в словах «И справедливость будет препоясаньем чресл его, и честность — поясом на бедрах его», подобно Аврааму, отцу нашему, полному веры, которой он одаряет всех.

Автор: Йоси Пэли

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.