Древность мира

Обработанный аспект урока по статье рабби Гилеля из Парич

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга

Рамбан в своем комментарии к «Берешит Бара Элоким» («В начале сотворил Б-г») подробно объясняет, что Сотворение из ничего — «корень веры, и тот, кто не верит в это и думает, что мир существует испокон веков, в первую очередь является агностиком и у него вообще нет Торы». И Рамбам несмотря на то, что во многих отношениях «принял истину» от Аристотеля, утверждавшего, что мир существует испокон веков, — не согласился с ним по этому поводу и сказал, что в уме нет решения, и Тора учит вере в мир, созданный из ничего. Хасидизм, который очень подчеркивает вопрос о Сотворении из абсолютного нуля и ничего, даже добавляет, что это возникновение происходит в каждый момент заново, тем самым еще больше «подрывая» силу самости существования мира.

И тем не менее, в хасидизме возникает вопрос — как можно сказать, что мир создан из ничего, и написано «потому что от Тебя все» — все исходит от Б-га и на самом деле все есть Б-г, а Б-г не «ничто»! В концепциях Каббалы и хасидизма наша реальность существует в мельчайших деталях в своем Высшем корне, в бесконечном свете, который до сокращения, и весь процесс Творения — это только раскрытие и «выпуск в свет» той реальности. В этом смысле мир существует испокон веков, «Древний». Древний — это даже название той ступени Б-жественности, в которой Б-г «сам предвидел все, что должно было происходить на практике» — ступень существования мира «внутри» Бога, где силы достаточно в действии (где то, что было спрятано, «пережило» сокращение, и раскрылось как «решимо» — сырье, из которого формировались миры). Конечно, здесь изначальное существование мира — это не отдельное и независимое «существо», которое противостоит Б-гу как идолопоклонство, а признание мира как первоисточника именно из-за его абсолютной близости к «Древнему для всех древних» — и все же нужно понимать взаимосвязь между акцентом на Сотворении из ничего и рассмотрением древности мира.

Царь Давид живет в сознании «и я буду смиренным в моих глазах» — чувствует, что «лейт лиа мигармея клум» («у него нет ничего своего»), что он сам — «выкидыш», которого Б-г поднимает к жизни каждое мгновение, и все, что он получил, — не что иное, как дар Небес. Тому, кто так живет, следует размышлять, что на самом деле вся реальность перед его глазами Б-жественна — «Б-г есть все» — и подчеркнуть, что «отдай Ему принадлежащее Ему, так как ты и все твое – принадлежит Ему, а также устами Давида он говорил: «ведь все от Тебя все и от Твоей же руки даем мы Тебе».

Но тот, кто не приобрел этого сознания смирения и чувствует себя уверенно в своем существовании — тот, для кого ощущение давности мира на самом деле является ощущением его естественного существа, когда его существование кажется самоочевидным (так называемая «реальность своей сущности») — необходимо подвергнуть сомнению действительность этой сущности и помнить, что все создается из ничего в каждый момент.

Фактически, эти два наблюдения вызывают два «крыла» Б-жьго служения — любовь к Б-гу и страх перед Ним; размышления о Творении из ничего внушает благоговение — если все было создано из ничего, нет никакой гарантии, что я не вернусь в ничто, и мое существование условно. С другой стороны, созерцание древнего мира, который всегда существовал в недрах Творца, представляет Б-га во всех деталях реальности, как близкого, любящего и успокаивающего, и вызывает к нему бесконечную любовь.

Перевод из Еженедельника Нифлаот, Шофтим 80, ст. 4.

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.