Кто мудр?

Трактат Авот, глава 4, мишна 1:

Бен-Зома говорил: Кто мудр? Тот, кто у всех учится, как сказано: «от всех учивших меня умудрялся я…» Кто силен? Тот, кто обуздывает свои страсти, как сказано: «долготерпеливый лучше сильного и владеющий собою (лучше) завоевателя города». Кто богат? Тот, кто доволен своей долей, как сказано: когда ешь ты от плодов труда рук твоих, счастлив ты и благо тебе. Счастлив ты — в этом мире, и благо тебе — в будущем мире, кто уважаем? тот, кто уважает других, как сказано: «…ибо я чтущих меня почитаю, бесславящие же меня будут посрамлены».

(Комментарии рава И. Гинзбурга на эту мишну, начиная с 54-й минуты, см. ниже на иврите)

4 эти уровня мишны соответствуют четырем буквам Имени Ãвайе. Красивый намек: когда пишут буквы слова хохма вместе с их наполнением, получается нецах нецаха – это меры сердца, источник которых в хохма, а нецах является продолжением хохмы (правой линии) вниз. Суть мудрости раскрывается в нецахе нецаха. «Кто мудр? Тот, кто у всех учится» – скажем вкратце 3 толкования р. из Комарна на это.
Он не пишет об этом, но можно разделить их на три уровня: смирение-разделение-гармонизация. Первое толкование, что настоящий мудрец, когда он учится, он не только учит Тору, но и учится на недостатках своих. Если он видит грех у ближнего, он понимает, почему Творец ему это показывает – это мое зеркало, у меня есть то же самое и нужно глубоко молиться, чтобы исправить это, как у меня есть то же самое, во всяком случае в тонкостях или в тонкостях тонкостей. Это известно, как великое правило БеШТа. Он даже рассказывает рассказ о БеШТе. Однажды БеШТ увидел, что кто-то нечаянно нарушает шабат, но близко к умышленному. Он сделал тшуву и молился, чтобы Всевышний показал ему, почему он это видел. И он понял, что это ему показали потому, что он однажды воспользовался услугами евр. мудреца (талмад-хахам называется «шабат») и тем самым он нарушил шабат. Как правило это заповедь обслуживать рабби – велико обслуживание даже больше, чем изучение его учения. Это пример того, что называется «Кто мудр? Тот, кто у всех учится». Затем он продолжает: Ясно, что нужно учиться друг у друга и каждый в чем-то совершеннее другого. И затем говорит, что можно учиться у гоя на рынке – не его поведения, а что рассказывают в новостях. То, что гой тебе рассказывает – это Всевышний тебе рассказывает! Нужно учиться на этом. Затем он пишет: этот путь относится к тому, кто уже стал мудрецом, а тот, кто еще ученик, еще не мудрец, для него это не главная работа, написано, что он несомненно может учиться у каждого, но главное прилепиться к одному раву, он приводит из Гмары, что тот ученик, у которого есть много рабаним, это плохо, если он слушает всех, нужно прилепиться к одному. У него мудрец и тот, кто еще не стал мудрецом, очень близко к Тании – цадик и средний. Тот, кто уже стал мудрецом, он в точности приводит, что есть один, что уже стал им, а не в середине работы. Это раб, мудрец и царь, как он пишет. Раб – он раб Б-га, а не работник и это цадик, который уже раб Б-га. И есть царь. Что он уже царь, он не посередине быть царем. Третий пример мудрец – он уже мудрец. Есть много намеков кто они такие, в любом случае не будем об этом говорить сейчас. Главное у ученика – прилепиться к своему рабби. А главное у мудреца учиться у каждого. Далее он говорит, что на всех 4-х уровнях природы (неживой природы, растительного мира, животного и человека) также на всех 4-х уровнях природы есть часть человека, что в ней, что это может быть инкарнация души в камне, и эта часть человека извещает будущее такому великому цадику, как Аризаль или БеШТ. И этот мудрец самый совершенный, который может учиться даже в каждой части человека, что есть в мире. Это 1-е толкование «Кто мудр… до сюда 1мин 04 сек.
2-е толкование – нужно искать и узнавать цадика, который в аспекте «каждый человек поколения» (общая душа, само собой включающая его самого). Так «кто мудр» – искать, у кого учиться, он учится у того человека, в котором сконцентрированы все люди, общая душа поколения, Моше этого поколения. И человек может его найти и отличить его от других, поняв, кто этот мудрец. Это вкратце 2-е толкование.
3-е толкование – каждый человек, вместе с изучением открытой Торы, включающей Гмару, тосфот и др., должен с самого начала уделять внимание внутренней части Торы. И нужно учиться у каждого человека, это тайны мира исправления (олам а-тикун, тайна царя Адара по Каббале, после того как были 6 царей, каждый из которых сказал: я буду царствовать, и «разбились» и умерли, они не были в аспекте «Послушаем всему заключение, Б-га бойся и соблюдай Его заветы, потому что в этом вся суть человека», каждый из них отделен от остальных, пока не достигли тайны маткала («כל אדם») – тайны мира тикун. Учащийся у каждого, удостаивается учиться бесконечной сладости, которая есть в нашей святой Торе, он советует много учить из писаний Аризаля и Толдот БеШта) и это называется учиться у каждого человека глубине тайн мира тикун.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.